Использование пальчиковых игр на занятиях по изучению правил дорожного движения у дошкольников. |
ПДД детям | |||
Автор: Дворникова Татьяна Александровна | |||
11.02.2022 18:29 | |||
Использование пальчиковых игр на занятиях по изучению правил дорожного движения у дошкольников. Самое дорогое у человека – это жизнь. В обязанности любого взрослого входит сохранить жизнь и здоровье ребёнка, поэтому мы должны с детства заниматься с малышами изучением правил дорожного движения. В нашем детском саду большое внимание уделяется пальчиковым играм. Они выступают одним из важнейших инструментов для развития мышления и речи детей. Малыши всегда с интересом, любопытством и энтузиазмом подходят к занятиям. Пальчиковая гимнастика доставляет ребенку удовольствие и радость, а также стимулирует активное восприятие речи. Это позволяет в игровой форме изучать серьёзные вещи. Дети высказывают свои мысли вслух в процессе игры, что положительным образом влияет на их развитие. Такого рода занятия приносят не только массу приятных впечатлений, но и пользу, ведь, повторяя за взрослыми, малыши могут многое запомнить и в дальнейшем использовать самостоятельно. Сочетание произношения различных стихотворений с гимнастикой, массажными приемами дает уникальный эффект физического и умственного совершенствования. Методические рекомендации по проведению пальчиковых игр
При проведении занятия в первую очередь объясняют упражнение, показывают положение пальцев, кисти, дают словесные указания. Если ребенок не может самостоятельно выполнить движение, необходимо ему помочь, подсказать, направить, взять его руку в свою и действовать совместно с ним. Также можно научить детей помогать свободной рукой работающей в случае необходимости. Тексты пальчиковых игр взрослый должен произносить максимально четко и выразительно, подчеркивая отдельные слова, делая паузы, меняя при этом тональность голоса, а движения выполнять синхронно с текстом. Малышам зачастую трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью. Во время занятий воспитатель может использовать: 1. Игры с пальчиками. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не всегда удачные движения, следует его поощрять в этом и хвалить. Можно показать такие творческие достижения маме, папе, бабушке, дедушке или другим членам семьи. Помимо прочего, тексты упражнений можно пропевать, используя любую подходящую мелодию. Такие игры позволяют проводить занятия эффективнее, поскольку пение очень привлекает внимание ребенка. 2. Гимнастика для пальчиков. Гимнастику для пальцев рук можно разделить на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Проводятся они в игровой форме. При выполнении массажных движений следует использовать следующие приемы: вибрация (кончиками полусогнутых пальцев наносятся легкие удары один за другим); поглаживание (медленно и плавно производятся движения кистью в различных направлениях); легкое растирание (используется большая сила давления, нежели при поглаживании, но делается аккуратно и легко). Важно, чтоб массаж не вызывал у ребенка неприятных ощущений. Движения выполняются от кончиков пальцев в направлении запястья. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться воспитателем в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук ребенка. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Продолжительность – 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц. В своей работе с детьми мы используем следующие комплексы пальчиковой гимнастики: 1. «Разные автомобили» Все машины по порядку, Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой) Бензовоз, мусоровоз, (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки) С молоком молоковоз, с хлебом свежим хлебовоз. И тяжелый лесовоз. 2. «Дорожных правил очень много» Дорожных правил очень много. ( «грозят» пальчиками») Раз — Внимание дорога! (Загибают поочередно пальцы) Два — сигналы светофора, Три – смотри дорожный знак, А четыре – «переход». Правила все надо знать (хлопки руками) И всегда их выполнять. (Показывают «класс!» большим пальцем) 3. «Постовой» Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке) Людям машет: Не ходи! ( «грозят» пальчиками) Здесь машины едут прямо, (руки перед собой, изображают руль) Пешеход, ты погоди! ( «грозят» пальчиками) Посмотрите: улыбнулся, (хлопают в ладоши) Приглашает нас идти. (Пальчики «шагают» по ладошке) Вы, машины, не спешите (хлопки руками) Пешеходов пропустите! (Прыжки на месте) 4. «Автомобиль» В «Автомобиль» друзья играли Вот из чего его собрали: Двигатель, капот и фары И колеса по две пары. Есть багажник для вещей, Бардачок – для мелочей. Есть в нем руль – для поворота И салон, где едет кто-то. Есть и звуковой сигнал, Пешеход, чтоб услыхал. 5. «Мы пешеходы» Все пальчики водители Машиной управляют! (крутят рули) А так все пешеходы Идут и не скучают Идут по тротуару Все правилу верны! Все держатся лишь правой Лишь правой стороны 6. «Машины» На улице нашей (массируем каждый пальчик на руках) Машины, машины. Машины-малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. 7. «Машинка» Заведу мою машину «мотор» - Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать Крепко-крепко руль держу «держать руль» На педаль ногою жму. топать правой ногой 8. "Транспорт" Будем пальчики сгибать – Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт, Трамвай, метро и самолёт. Все пальцы мы в кулак зажали, Все виды транспорта назвали. 9. «Забавная машинка» Би-би-би — гудит машина. Тук-тук-тук — мотор стучит. (Стучать кулачком одной руки по ладошке другой руки.) Едем, едем, едем, едем, — (Хлопать в ладошки.) Шины трутся о дорогу, (Топать ногами.) Шу-шу-шу — они шуршат. (Потирать ладошками.) Быстро крутятся колёса. (Выполнять «моталочку».) Та-та-та, — они спешат. 10. «Светофор» Красный свет – твой первый друг - Деловито строгий Если он зажёгся вдруг - Нет пути дороги. Жёлтый свет – твой друг второй Даёт совет толковый: Стой! Внимание утрой! Жди сигналов новых! Третий друг тебе мигнул Своим зелёным светом: Проходи! Угрозы нет! Я порукой в этом! При переходе площадей, Проспектов, улиц и дорог Советы этих трёх друзей Прими и выполни их в срок. Загорелся красный свет – Пешеходу хода нет. Подводя итоги, следует отметить, что пальчиковые игры безусловно вносят весомый вклад в жизнь детей дошкольного возраста. Их просто необходимо использовать на занятиях по ПДД, так как запоминание данных правил малышами происходит легко, им всё доступно и понятно. Проведение пальчиковых игр в детском саду несомненно ведёт к профилактике, а значит к предотвращению детского травматизма. Пальчиковые игры оказывают огромное влияние на физическое и умственное развитие детей, способствуя помимо прочего сближению участников процесса, развивая внимание и способность к концентрации малышей. Такие игры приносят целый спектр положительных эмоций, удовольствия, развивают память, творческий потенциал, формируют чувство уверенности. Этим и обусловлена несомненная важность правильного проведения данных игр. Список литературы:
Воспитание детей разного возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук С-Пб «Детство –Пресс» 2005 4. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. — М.: ЭКСМО, 2005 5. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. — Санкт-Петербург, 1997 6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2008 г. 7. Нижегородцева Н.В., В.Д. Шадриков. Психолого — педагогическая готовность ребенка к школе. — М., ВЛАДОС, 2002 8. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «КАРО», 2008 г. 9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. — Ростов-на -Дону: ФЕНИКС, 2007 10. Урадовских Г. Руки учат говорить. Логопедические занятия. 11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. — М.: ООО Издательство "Дом. ХХI век", 2006 12. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва: «Мозаика-Синтез», 2007 г. Выполнила: Дворникова Т.А. воспитатель МБДОУ д/с №34 п. Селекция Нижегородская область Кстовский район
|