Методическая разработка: «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» |
ПДД детям | |||
Автор: Горина Наталья Вадимовна | |||
07.02.2021 10:27 | |||
Методическая разработка: «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Автор Горина Наталья Вадимовна инструктор по ФК Введение: Развитие современного общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и негативные последствия, главное из которых — аварийность на автотранспорте, уносящая ежегодно десятки тысяч человеческих жизней. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Также является актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения. Задача педагога — вовлечь. Вовлечь везде и всюду в деятельность. Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, то лучше всего знания усваиваются и закрепляются в активной игровой деятельности. Именно поэтому я использую в своей работе квест-игры, как одну из форм закрепления навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Объект исследования: обобщение и закрепление навыков безопасного поведения дошкольников на дороге. Предмет исследования: квест-игра как эффективная форма систематизации знаний детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения. Практическая значимость работы заключается в возможности использования данной разработки любым педагогом в условиях ДОУ. Цель работы — формирование у детей навыков безопасного поведения на улице. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
Описание работы Квест – это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения различных задач. Квест очень похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае ребятам открыто говорят куда идти (или выдают карту), во втором ребятам выдается задание, выполнив которое они должны понять куда следовать. При составлении квеста следует придерживаться следующих принципов: найди – получи награду, найди – принеси — получи награду, принеси – получи награду. Необходимо обратить внимание на структуру. Очень важно:
В ходе квеста воспитанники выполняют задания по знанию и закреплению правил дорожного движения одно за другим, которые подбираются в зависимости от цели:
Задания подбираются с учетом смены деятельности детей. После выполнения каждого задания дети получают часть карты. В результате выполнения всех заданий дети собирают целую карту (в данном квесте карта – это безопасный путь Незнайки домой). В каждом пункте квеста детей встречает герой, который объясняет детям задание, а также дает подсказки, куда идти дальше. Одно из заданий квеста – это прохождение «полосы препятствий» — выполнение основных видов движения (бег, прыжки, лазание) на спортивной площадке ДОУ. В заключение квеста дети обязательно поощряются памятными призами (например, фликерами, раскрасками или книгами по правилам дорожного движения). Подводя итог, необходимо отметить, что успех проведения квест – игры во многом зависит от хорошо продуманного сценария, подготовленных технических средств, материала, оборудования, возрастных и психологических особенностей детей, от умения импровизировать. Заключение: Работа, нацеленная на введение в образовательный процесс квест–технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей. Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО (г 4, п. 6.) Список использованных источников
Список интернет источников:
Приложение 1 Квест – игра «Путешествие в Страну Правил Дорожного Движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: в игровой форме закрепить знания правил дорожного движения. Задачи:
Оборудование: музыкальный центр, карточки – подсказки, карточки с вопросами, разрезные картинки, жезл. Место проведения: территория детского сада. Участники: воспитанники старшей группы. Действующие лица: Ведущий, Незнайка, Светофор, Знаки, Инспектор. Время проведения: весна-лето. Предварительная работа: знакомство с дорожными знаками, правилами поведения на дороге, чтение художественной литературы по теме. Ход мероприятия: Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня необычный день, а день повторения правил дорожного движения! Вы любите играть? Дети: Да Ведущий: А путешествовать любите? Дети: Да Ведущий: Тогда предлагаю отправиться вам в Страну Правил Дорожного Движения. Звучит музыка, появляется Незнайка и плачет. Незнайка: Здравствуйте ребята! Вы, наверное, удивлены, что я плачу! Все дело в том, что мой друг Знайка дал мне задание срочно изучить правила дорожного движения и составить безопасный маршрут до дома! А я совсем в них ничего не понимаю! Ведущий: Незнайка не плач! Хочешь, ребята помогут тебе изучить правила дорожного движения. Ведь они сейчас отправляются в Страну Правил Дорожного Движения! Незнайка: Приключения! Это я люблю! Конечно я хочу, чтобы ребята мне помогли! Ведущая: Незнайка, а ты может быть знаешь, что такое квест? Незнайка: (обиженно) Конечно нет! Ведущая: Квест – это очень увлекательная игра, в которой необходимо решать разные головоломки, задачки, выполнять сложные задания, применять логику, ловкость и умение работать в команде. Незнайка: (серьезно) Да, да я готов! Ведь я так люблю игры. Ведущий: За каждое выполненное задание ты, вместе с ребятами будешь получать часть карты, а в конце игры вы соберете целую карту, на которой и будет указан твой безопасный путь домой! Незнайка: Здорово! А как же начать игру? Куда бежать? Ведущий: А, чтобы начать игру у меня для есть подсказка. Ребята вы готовы? Дети: Да Ведущий: Незнайка готов? Незнайка: Всегда готов! Ведущий: Загадка: Милицейских нет фуражек, А в глазах стеклянный свет, Но любой машине скажет: Можно ехать или нет. Дети: Светофор. Ведущий: Правильно. Светофор. Смотрите, вон там он вас ждет. Дети и Незнайка бегут на площадку к Светофору (родитель) Светофор: Здравствуйте ребята, у меня для вас есть задание. Если вы с ним справитесь, то получите первую часть карты. «Вопрос-ответ» Команде следует ответить на вопросы. – Почему нужно знать правила дорожного движения? (Чтобы не попасть на дороге в трудную ситуацию) – Где пешеходу безопасно перейти проезжую часть? (по пешеходному переходу) – Кто такие пешеходы? (Люди, передвигающиеся не на транспорте) – Для чего служит светофор? (Чтобы регулировать движение водителей и пешеходов) – Сколько цветов имеет светофор и какие это цвета? (три: красный желтый, зеленый) – Где нужно ждать автобус? (на остановке) – Что необходимо носить на одежде, чтобы стать заметнее на дороге? (фликер) – Что такое «зебра»? (так называют изображение полос на дороге, которые обозначают пешеходный переход) Светофор: Молодцы ребята! Вот ваша первая часть карты! А вторую вы получите выполнив задания на спортивной площадке. Незнайка: Как много я узнал, бежим скорее дальше. Дети и Незнайка бегут на спортивную площадку. На площадке дети находят письмо с заданием. «Полоса препятствий» Дети проходят полосу препятствии (используется оборудование спортивной площадки). В конце полосы препятствий дети находят вторую часть карты и подсказку куда идти дальше) Незнайка: Ребята побежали скорее дальше! Дети и Незнайка отправляются к следующей точке. Из встречают дорожные знаки (родители) «Собери и назови» Знаки: Ребята мы приготовили для вас очень сложное задание! В этих конвертах разные дорожные знаки – пазлы (разрезные картинки). Вам необходимо их собрать и рассказать, что это за знаки. Дети выполняют задание. Незнайка им помогает Знаки: Молодцы! Отлично справились с заданием! Вот вам третья часть карты! И подсказка! Последнюю часть карты вам поможет найти инспектор ГИБДД. Найдите его скорее и все узнаете. Дети и Незнайка отправляются на поиски инспектора ГИБДД (родитель) Инспектор: Здравствуйте ребята! Настало время и мне проверить ваши знания. Сейчас мы поиграем в игру. «Передай жезл» Инспектор: Постройтесь в круг. Вам необходимо передавать жезл по кругу. Пока играет музыка. Как только музыка остановится. У кого в руках окажется жезл, тот поднимает его вверх и называет любое правило ПДД. Инспектор если требуется, задает наводящие вопросы типа: На какой цвет можно переходить улицу? В каком месте можно переходить улицу? Как называются дорожки, по которым идут пешеходы? Молодцы! Вот ваша четвертая часть карты. Незнайка: А давайте, скорее соберем карту! Я очень хочу узнать свой безопасный путь домой! Дети: Давайте! Пока дети собирают карту все герои подходят на конечную точку квеста. Ведущий: Какие вы молодцы ребята! Прошли все испытания, повторили все правила дорожного движения и помогли Незнайке узнать безопасный путь домой! Незнайка: Спасибо вам ребята! Теперь я не только зная безопасный путь домой, но и много нужных правил дорожного движения. Ой! Чуть совсем я не забыл! У меня для вас есть подарки! Незнайка дарит всем детям фликеры. Выводы: Ничто так не влияет на безопасность детей, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Благодаря организации квест – игр по ПДД, подбору эффективных методов и приемов удается достигать высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Приложение 2
|