Безопасное детство на ладошках ребенка. |
ПДД детям | |||
Автор: Никончук Галина Андреевна Игрунова Наталья Викторовна | |||
29.05.2019 12:11 | |||
Безопасное детство на ладошках ребенка. Авторы:
ГБДОУ детский сад 17 Петроградского района г. Санкт-Петербурга Всем давно известно, что детство – это уникальный период жизни, в котором формируется здоровье, происходит становление личности. И именно первый детский опыт во многом определяет взрослую жизнь человека. Актуальность данной темы настолько многогранна, что чтобы не говорилось – всё будет главное! Мы бы хотели поделиться опытом нашей работы в данном направлении, т. к. считаем эту тему очень важной. Исходя из анкетирования родителей мы, к сожалению, выявили проблему, что такие понятия как «безопасность», «экстремальный» – для взрослого не является проблемной ситуацией, а для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за дошкольников. Их любознательность, активность в вопросе познания окружающего, которую поощряют взрослые – становится небезопасной для них. Ведь формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Родители порой даже не замечают, как часто повторяют слова «Не трогай», «Отойди», «Нельзя» – не объясняя, дают детям только наставления – и все это дает обратный результат. Так возник наш проект «Безопасное детство», где одно из направлений является информационной работой с родителями. Мы разработали модель работы с родителями и назвали ее «Мы вместе». Эта модель включает в себя разные методы работы, такие как родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации, совместные мероприятия, информация на стендах и выходные мероприятия с детьми и родителями по безопасности. Зачастую мы наблюдаем картину, как родители сами нарушают правила дорожного движения или выполняют действия при полном нарушении правил, и тогда на помощь к ним приходят дети со своими правилами. Иногда даже сами дети просят поговорить с родителями, если их они не слышат. Работа с родителями строится на полном взаимопонимании и доверии. Информацию, проблемные ситуации, беседы и наблюдения, которые получают, дети в детском саду обязательно закрепляются с родителями (проговариваются, обсуждаются). Это подтверждается проведением совместных творческих выставок: «Чтобы не было беды», «Добрый огонь, злой огонь», «Берегите природу» и т.д. С актуальностью данной проблемы и с учетом проживания в большом, многолюдном городе, родители с пониманием и отзывчивостью сотрудничают вместе с нами, тем самым, делая одно большое дело – обеспечиваем жизнь, здоровье и сохранность наших детей. Мы стараемся дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Разрабатывая, проект мы строили его на следующих принципах:
Разрабатывая проект, в помощь себе мы использовали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. И. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина), которая нацелена на решение важной задачи – воспитание у ребенка адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Все содержание разбито по темам, которые плавно вытекают и связываются между собой. Работа над темой продолжается в различных видах деятельности. Для более результативного раскрытия темы мы используем такие формы работы как: наблюдения, беседы, рассматривание картинок и плакатов, составление рассказов, чтение произведений, экскурсии. Затейливым и неизменным помощником формирования безопасного поведения у детей является образ старушки Шапокляк (образ – перевертыш). Своим поведением и неправильными правилами она побуждает детей к решению проблемных ситуаций, и дети полагают, что сами обучают нерадивую старушку. Использование дидактических игр, дает возможность закрепить полученные знания и навыки. Итоговое мероприятие (презентация для детей, выпуск стенгазеты) систематизирует и обобщает материал пройденной темы. Занятия и беседы дополняются крылатыми выражениями: «Забить тревогу», «Дрожит, как осиновый лист» – такие фразеологические обороты развивают фантазию, речь, активизируют логическое мышление и вносят элемент занимательности. В процессе реализации проекта, совместно с детьми – создали мини — музей «С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно»; «Автогородок» с напольными зданиями, зеброй и светофором. А в разделе «Ребенок и природа» руками детей (рисунки редких животных, растений) была оформлена «Красная книга». В работе над проектом участвовали узкие специалисты: музыкальный руководитель, логопед – в том числе, при деятельности, которых, были представлены драматизации сказок: «Кошкин дом», «Путаница», что давало возможность для развития творческих способностей детей. В процессе свободных игр дети с удовольствием разыгрывают сценки из жизни, тем самым закрепляя полученные знания и практические навыки. Наблюдая за играми детей, мы отмечаем положительную динамику усвоения знаний. Формирование навыков безопасного поведения – это означает создание предпосылок для здорового и безопасного образа жизни.
|