Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц» |
ПДД детям | |||
Автор: Константинова Юлия Александровна | |||
19.01.2019 00:21 | |||
Методическая разработка «Запоминаем стихи о Правилах дорожного движения с помощью мнемотаблиц» Автор: Константинова Юлия Александровна., воспитатель Санкт-Петербург 2019 Государственное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад № 68 Красносельского района Санкт – Петербурга «Росток». Пояснительная записка «Дорожные знаки в мнемотаблицах» Заучивание стихотворений по «Правилам Дорожного Движения» (мнемотаблицы) Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. Количество жертв в автомобильных аварий за последний год составляет 27900 человек. Из них тысячи детей получили травмы различной степени тяжести, которые обычно имеют последствия и приводят к снижению интеллекта и практически всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста умственные и психологические нагрузки.
Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, регулируемых дорожными знаками. Чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Можно выделить следующие задачи по воспитанию безопасного поведения детей на улице:
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Дошкольников необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступными для них формами. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеоматериалов, настольные и дидактические игры. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные и дидактические игры, макет перекрёстка, на котором представлены проспекты, перекрёсток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Программа рекомендует познакомить детей с дорожными знаками, которые наиболее часто встречаются на улицах. Мы хотим предложить эффективный метод их запоминания – мнемотаблицы. Работа с мнемотаблицами. Детей младшего возраста рекомендуется познакомить со следующими знаками дорожного движения: «Пешеходный переход» «Дети» «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» «Велосипедная дорожка» Во время беседы или занятия на тему ПДД дети знакомятся с нужным знаком, рассматривают его, уточняют, зачем он нужен. Параллельно с беседой вводится мнемотаблица по данному знаку. Например: знак «Дети»
Вместо множества таблиц для детей старшего возраста можно использовать одну универсальную, где вместо знака в ячейке 1 ничего нет (пусто). В эту ячейку можно положить картинку – изображение любого дорожного знака, а затем рассказать про этот знак. Таблица выглядит следующим образом: Для детей подготовительной группы можно в эту таблицу добавить ещё одну ячейку (6), в которой будет содержаться следующая информация: 6 – вид знака: П – предупреждающий, З- запрещающий, И – информационный, С – знак сервиса. Таблица выглядит следующим образом: На основе мнемотаблиц можно сделать настольную игру «Лото» на закрепление знаний дорожных знаков. Для этого нужно приготовить несколько пустых карточек с 6 ячейками, а нарисованные мнемотаблицы разрезать на отдельные карточки, плюс карточки с изображением дорожных знаков. Дети выбирают любой дорожный знак и собирают (заполняют) мнемотаблицу. К каждому дорожному знаку можно подобрать стихотворение, что сделает вашу беседу (занятие) более эмоциональным, поможет наиболее точному восприятию данного знака и его запоминанию. Стихи про дорожные знаки. Автор Олеся Емельянова. Знак "Пешеходный переход": Здесь наземный переход, Ходит целый день народ. Пешехода пропусти! Ты, водитель, не грусти, Знак "Дети": Посреди дороги дети, Мы всегда за них в ответе. Чтоб не плакал их родитель, Будь внимательней, водитель! Знак " Место остановки автобуса и (или) троллейбуса ": В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать. Знак «Велосипедная дорожка»: Этот знак, как красный свет, Здесь автомобилям хода нет. Царство здесь велосипедов, Пешеходов и мопедов. У этого автора замечательные стихи почти про все дорожные знаки Заучивание стихотворений по «Правилам Дорожного Движения» (мнемотаблицы) Мнемотехника – «Искусство запоминания», то есть это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данный метод в настоящее время широко используется в современной дошкольной педагогике. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал, в форме мнемотаблиц и схем моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; наличие зрительного плана – схемы делает печатный материал, необходимый для запоминания чётким, связным и последовательным. Мнемотаблицы можно использовать с детьми самого разного возраста, начиная с младшего. Адаптировать их к разным уровням развития детей позволяют различные способы представления информации. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста предпочтительней давать цветные мнемотаблицы, с простыми картинками, в более старшем возрасте картинки можно заменить символами, словами, отдельными буквами, цифрами. Занятия по мнемоталицам обычно проходят в несколько этапов. Первый этап, где воспитатель в форме игры знакомит детей с новой для них информацией, рассматривает таблицу и разбирает то, что на ней изображено конкретно, в каждой ячейке. Дети и сами могут объяснить или угадать значение того или иного символа или картинки. Осуществляется перекодирование информации: образы в символы. Следующий этап – это пересказ материала с опорой на мнемотаблицу (на конкретные символы), то есть происходит отработка материала запоминания. Далее изученный материал неоднократно повторяется с опорой на составленную ранее схему. Материал, который можно запомнить с помощью мнемотаблиц, разнообразен. Дети любят стихи, слушают их с удовольствием, но не все могут быстро их запомнить, у некоторых детей заучивание стихов вызывает трудности, и как следствие нежелание учить и рассказывать стихи. Стихи можно использовать для заучивания во время нахождения детей в детском саду и дома. Поэтический язык стихов будет способствовать развитию речи детей, обогащению словарного запаса, расширению знаний о природе. А мнемотаблицы облегчат запоминание стихов по Правилам Дорожного Движения и будут способствовать развитию памяти. Предложенные стихи помогут сделать общение более ярким, интересным, насыщенным.
«Светофор» Если свет зажегся красный, Значит двигаться опасно! Желтый свет – предупрежденье, Жди сигнала для движения. Свет зеленый говорит, Проходите, путь открыт.
Знак "Пешеходный переход": Здесь наземный переход, Ходит целый день народ. Пешехода пропусти! Ты, водитель, не грусти.
Знак "Пешеходный переход": Здесь наземный переход, Ходит целый день народ. Пешехода пропусти! Ты, водитель, не грусти. Знак "Дети": Посреди дороги дети, Мы всегда за них в ответе. Чтоб не плакал их родитель, Будь внимательней, водитель!
Затихают все моторы, И внимательны шоферы, Если знаки говорят: «Близко школа, Детский сад!» Знак "Дети": Затихают все моторы, И внимательны шоферы, Если знаки говорят: «Близко школа, Детский сад!» Знак " Место остановки автобуса и (или) троллейбуса ": В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать.
Знак " Место остановки автобуса и (или) троллейбуса ": В этом месте пешеход Терпеливо транспорт ждет. Он пешком устал шагать, Хочет пассажиром стать. Знак «Велосипедная дорожка»: Этот знак, как красный свет, Здесь автомобилям хода нет. Царство здесь велосипедов, Пешеходов и мопедов.
Знак «Велосипедная дорожка»: Этот знак, как красный свет, Здесь автомобилям хода нет. Царство здесь велосипедов, Пешеходов и мопедов. Список использованной литературы.
|