ПДД – основное правило детей дошкольного возраста
Первостепенная задача всех родителей – обеспечить благополучие своих детей. Еще задолго до появления малыша на свет родители практически наизусть зубрят различные правила, которые позволят им вырастить счастливых и здоровых людей. Но, к огромному сожалению, очень малое количество родителей вспоминают о необходимости научить ребенка самому главному правилу – правилу поведения на дорогах. А ведь от этого зачастую зависит не только здоровье, но и даже жизнь ребенка. Вовремя наученные правила дорожного движения для детей спасли не одну тысячу детских жизней. Контролировать каждое мгновение жизни ребенка невозможно. Поэтому очень важно научить детей вести себя правильно на городских улицах и избегать потенциально опасных ситуаций.
Положительное влияние оказывают и беседы, игры, организованные в детском саду педагогами, сотрудниками ГИБДД. Наш детский сад практикует совместные занятия, игры, экскурсии с сотрудниками.
В современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике, каждой десятой жертвой в ДТП становится ребенок. Дети часто страдают от того, что не понимают той опасности, которую представляет собой движущийся автомобиль. Педагогический процесс предполагает создание системы мер, обеспечивающих физическую, психологическую и социальную безопасность и направленных на формирование у детей способности к защите себя и других, развитию у дошкольников самостоятельности и ответственности. В каждом учреждении существуют свои методы обучения детей правилам дорожного движения. Мы используем программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Обучение детей правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду. При решении данной проблемы мы поставили перед собой цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения, как на дороге, так и в транспорте.
Работа по этой проблеме строится в двух направлениях:
- работа с детьми;
- работа с взрослыми (педагоги, родители).
Для решения проблемы проделаны следующие:
- разработаны и апробированы разнообразные формы обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге (познавательные занятия, экскурсии, целевые прогулки и т.д);
- систематизирован дидактический материал по обучению детей правилам дорожного движения в соответствии с современными требованиями построения образовательного процесса;
- составлен и реализуется план мероприятий с участием детей, родителей, педагогов, сотрудников ГИБДД. Исходя из того, что важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды мы в холле оборудовали стенд по ПДД «Добрая дорога детства». Он включает в себя газеты с аналогичным названием, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога». Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта (спецслужб, маршрутный), дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. В работе с детьми в детском саду мы используем разнообразные формы. Это интегрированные занятия, праздники, развлечения. Знания детей о ПДД находят отражение в детских рисунках, поделках. В сюжетно – ролевых и подвижных играх дошкольники получают знания о ПДД, закрепляют навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте. В педагогической деятельности используем подборку стихотворений, поговорок, загадок. Удачным опытом стало составление сказок и рассказов, сочиненных взрослыми и детьми о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте. Работа проводится систематически, постепенно усложняя программные требования, учитывая возрастные особенности детей. С этой целью мы разработали тематический годовой план мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. В соответствии с возрастными требованиями подобрали конкретные мероприятия, которые эффективны и интересны для детей. В процессе обучения ПДД мы значительное место отводим практическим формам обучения. Прививать навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, но у него нет детского дорожного движения. Поэтому, при обучении детей основам «дорожной грамоты» мы придерживаемся следующих правил:
- не механически заучивать с детьми правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;
- сочетать изучение правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
- использовать все доступные формы и методы работы, не считая какую-то форму основной, а какую-то второстепенной. Рассказ и игра, викторина и рисование, практическое занятие и показ видеофильмов, чтение книги и экскурсия все необходимо поставить на службу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Организованная работа, которая будет проводиться в комплексе, поможет нам, родителям предотвратить несчастные случаи, сделать жизнь и здоровье наших детей безопасной.
|