Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» Рабочая программа по формированию основ безопасности дорожного движения (подготовительная к школе группа) «Азбука безопасности» на 2014 – 2015 учебный год Составила: воспитатель подготовительной к школе группы Штри А.С. Биробиджан, 2014 Пояснительная записка Данная программа разработана ввиду актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах г. Биробиджана. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Первыми учителями, которые могут помочь обществу решить эту проблему, должны стать воспитатели детского сада и родители. Но, как правило, не все родители знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, можно развивать у детей навыки безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Цель: сохранение жизни и здоровья детей, формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения. 2. Систематизировать знания об устройстве улицы. 3. Познакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». 4. Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими, информационно – указательными. 5. Подводить к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. 6. Расширять представление детей о работе ГИБДД. 7. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. 8. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. 9. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Воспитанник должен знать:
1. Основные термины и понятия ПДД 2. Правила перехода проезжей части на перекрестках, площадях. 3. Правила безопасного поведения на дороге в зимний период. 4. Значение аббревиатуры ГИБДД, назначение этого подразделения, названия и роль сотрудников. 5. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно – указательные. 6. Правила поведения детей при перевозке их в общественном транспорте, легковых и грузовых автомобилях.
Воспитанник должен уметь:
1. Различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека. 2. Называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак. 3. Отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице. 4. Правильно переходить проезжую часть на перекрестках, площадях. 5. Вести себя в общественном транспорте. 6. Свободно ориентироваться в пределах ближайшей к детскому саду местности. 7. Находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Перспективное планирование на 2014 – 2015 учебный год Формирование основ безопасности дорожного движения (подготовительная к школе группа) Список литературы:
1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с. 2. Вашкевич А. В., Толочко Е. И., Исхаков М. М. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. –СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта», 2012. – 201с. 3. Правила дорожного движения Российской федерации. – М.: Астрель, 2012. – 62 с. 4. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 -7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 112 с. 5. Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений – дидактические игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал/ Составитель Т.Ф. Саулина – М.: Просвещение, 1989.
Приложение 1
Игры для изучения и закрепления правил дорожного движения
Настольно-печатные игры для детей старшего дошкольного возраста 1. «Летит, плывёт, едет» - Игра, которая в увлекательной форме знакомит детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным. 2. «Дорожные знаки» - Игра познакомит детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Особое внимание уделено знакам, непосредственно относящимся к детям - участникам дорожного движения. 3. «Дорожная азбука» - Хочешь узнать о знаках дорожного движения? Открой этот сборник игр и представь, что ты сидишь за рулём автомобиля. Проехав по дорогам всех игр, ты познакомишься с предупреждающими, а также предписывающими знаками. 4. «За рулём» - Игра познакомит детей с настоящим и прошлым отечественного транспорта и научит его квалифицировать: • транспорт города • грузовые • мототранспорт • легковые • спецмашины. 5. «Красный, жёлтый, зелёный» - Игра способствует изучению правил дорожного движения.
Игра-тренинг «Паровозики» и «машины» Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной их них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться «паровозики», по другой – «машины». Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа – «паровозики» - освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение. Затем предложите группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следите за тем, чтобы «машины» придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом. После того как дети каждой подгруппы проедут по своему маршруту, усложните игру и предложите «паровозикам» и «машинам» двигаться по пересекающимся дорожкам. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь. Остановив игру, проанализируйте вместе с детьми, почему «паровозики» и «машины» иногда сталкивались, мешали друг другу. Обсудите с детьми, как следует организовывать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Выслушав ответы, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре. После этого продолжите игру, выбрав одного или двоих детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая таким образом путь «машинам». Обратите их внимание на то, что закрытие шлагбаума означает остановку движения поездов-«паровозиков». В этом случае столкновение невозможно. Если это всё-таки произойдёт, проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила. Аналогичный тренинг может предшествовать объяснениям правил регулирования дорожного движения на улицах города, где вместо шлагбаума работает светофор. В этой роли может выступать одни из участников игры, который в нужный момент поднимает красный (зелёный, жёлтый) флажок или другой предмет соответствующего цвета (кубик, картонный кружок). Далее тренинг можно усложнить: двое детей синхронно подают световые сигналы, причём один из них указывает путь зелёным сигналом для одного направления движения («паровозам»), а другой - красным сигналом - показывает «стоп» транспорту, который двигается в перпендикулярном направлении («машинкам»). Затем обе одновременно «включают» жёлтый свет. Дидактические игры
|