Методическая разработка проекта «Светофор наш лучший друг — это знают все вокруг»
Проект: «Уважая правила дорожного движения, в детский сад спешим без приключения»
Тип проекта: творческо — игровой, познавательный, краткосрочный, межгрупповой.
По характеру общения: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Срок реализации: 1 месяц
Название проекта: «Уважая правила дорожного движения в детский сад спешим без приключения»
Участники проекта: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, дети — подготовительных групп, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных линий развития по задачам и содержанию:
«Социально-коммуникативное развитие» — формировать потребность вести себя в соответствии с общественными нормами; развивать умение в совместной творческой деятельности.
«Познавательно-речевое развитие» — совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; знакомить с основами безопасности и правилами поведения на улице.
«Художественно-эстетическое развитие» — продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить самостоятельно, развивать умение в совместной музыкальной деятельности через музыкальные игры, кукольные
«Физическое развитие» — знакомить со спортивными играми. Играми эстафетами по правилам дорожного движения уточнять и расширять знания об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора. Продолжать знакомство с ПДД, правилами движения пешеходов и пассажиров транспортного средства
Цель проекта:
Формирование у детей устойчивых навыков поведения на дорогах.
Задачи проекта:
- Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о сигналах светофора.
- Закрепить знания о причинах возникновения опасных для жизни ситуаций на дороге.
- Развивать память, мышление, внимание, восприятие ребят.
- Воспитывать у детей интерес к накоплению знаний о правилах дорожного движения и осознанного отношения к своей безопасности.
- Стимулировать интерес к игровой деятельности, отгадыванию загадок и выполнению заданий, повышать мотивацию к следованию правилам дорожного движения.
Проблема: Знает ли ребенок, что на улице надо быть внимательным, осторожным и осмотрительным? Следует ли ребёнок правила поведения на дороге? Применяет ли на практике он правила дорожного движения?
Актуальность проблемы: не у всех детей дошкольного возраста сформирована защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая сформирована у взрослым. Жажда открытий желание познавать новое часто приводит ребенка к опасным ситуациям на улицах города.
Желание научить детей использовать свои знания в целях обеспечения своей безопасности в сложившихся сложных дорожных ситуациях побуждает нас к поиску инновационных форм работы с детьми и родителями.
Новизна проекта:
Актуальность и новизна работы по обучению детей правилам дорожного движения (ПДД) обоснована федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных линий развития.
Основными аспектами обучение детей правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма являются:
ребенок как пешеход, как пассажир, как водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката)
Организационно — педагогическая работа включает в себя:
- Организационно — методическую деятельность по профилактике детского дорожного — транспортного травматизма с педагогическими кадрами, дошкольниками, родителями; общественностью.
Методическая работа с педагогами:
- Расширение знаний о формах и методах работы с детьми
- Организация различных видов деятельности с детьми
- Методические мероприятия: семинары-практикумы, педагогические и творческие мастерские, конкурсные мероприятия.
Работа с детьми:
- Практические занятия на территории ДОУ под руководством взрослого – вождение транспортных средств (велосипед, самокат) ориентировка по дорожным знакам, выполнение заданий
- Разработка и презентация проектов, беседы, составление рассказов. Чтение художественной литературы, художественно-творческая деятельность, игры, моделирование, целевые прогулки, культурно-досуговая деятельность, музыкально — досуговая деятельность, инсценирование.
Создание предметно-развивающей среды:
- Смотры, конкурсы, выставки (изготовление дидактической игры, макета по ПДД, оснащение родительских уголков).
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Проведение тематических акций: «Обращение к водителям», «Обращение к пешеходам»; буклеты о ПДД
- Привлечение родителей к участию в творческих конкурсах: конкурс рисунков «Мой маршрут до садика», и «Мой друг Светофорчик», развлечениях по ПДД.
- Наглядность для родителей: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками.
1. Подготовительный этап:
Воспитатели:
- Создание условий для реализации проекта.
- Подготовка материала для продуктивной деятельности
- Подбор информации через интернет (правила поведения детей на дорогах)
- Подготовка информации для родителей по созданию макета и подготовки к развлечению
- Подбор детской и методической литературы, картинок, игр
Родители:
- Сбор информации в различных источниках о ПДД и безопасности детей на улице
- Подбор стихотворений, загадок, историй
- Пополнение развивающей среды ДОУ
Специалисты:
- Педагог дополнительного образования: подбор музыкального репертуара к празднику, сценария, изготовление музыкально-дидактического материала по теме ПДД; мультимедийного фильма «Светофор»
- Инструктор по физической культуре:: подготовка сценария спортивного праздника по теме ПДД «Красный, желтый и зеленый.»
- Основной этап
Воспитатели:
- Организация совместной деятельности с детьми:
- Выявление противоречий (выяснили, что дети плохо знают ПДД и дорожные знаки, не хватает ресурсов, вышли на сотрудничество с семьей, специалистами ДУ)
2. Подготовка готовых моделей к выставке рисунков. Работа по подготовке к конкурсу макетов и поделок «Веселый светофор»»
3. Проведение с детьми непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с ПДД. В рамках работы по ознакомлению с окружающим миром (как в помещении, так и на оборудованной территории ДОУ)
4. Изучение дорожной разметки на территории ДОУ
Специалисты:
Педагог дополнительного образования:
- Создание проблемной ситуации (история про лесных жителей, которые, не зная ПДД чуть не попали под колесо машины и др.)
- Кукольный спектакль «Правила дорожные знать каждому положено»
- развлечение «Уважая правила дорожного движения, в гости к Гене мы спешим на день рождение» (на основе подвижных игр по ПДД);
- НОД по теме ПДД:
- «Разрешается-запрещается» — муз. инсценирование песни по правилам движения;
- «Соблюдайте правила дорожного движения» — инсценирование песни со светофором и машинами;
- Слушание диска о ПДД «Правила дорожного движения в песенной форме».
- Игра: «Летчики на аэродром»
- .Игра «Светофор».
- Музыкально-дидактические игры: «Светофор», мультимедийный просмотр «Смешарики» — «Светофор» — правила ДД.
- Папка для родителей: «Сказки о ПДД»; «Стихи и рассказы», «Песни».
Инструктор по физ. культуре:
- Спортивные мероприятия по играм.
- Развлечение
Родители:
- Экскурсии детей к дороге для наблюдений за светофором, машинами, людьми.
- Помощь детям в создании макета
- Заучивание стихотворений
- Создание страничек «Стихи и загадки» и ПДД
- Подготовка к развлечению детей и помощь в оформлении костюмов и атрибутов
- Просмотр телепередач о ПДД
Самостоятельная деятельность детей:
- наблюдение за машинами и светофором; лепка «Светофор»
- конструирование «Светофор»
- аппликация — рисование «Моя Улица»
- составление рассказа «Интересны случай на дороге»; чтение художественной литературы «Светофор» С. Михалков; «Машины» Я. Бесшумова
3. Заключительный этап
- Анализ полученных результатов и обобщение деятельности.
- Оформление выставки «Наш веселый светофор»
- Обыгрывание макета вместе с детьми
- Проведение развлечения «Правила дорожного движения изучай с рождения!»
- Презентация для детей других групп.
- Презентация для родителей.
Итог проекта:
Таким образом, по результатам, полученным в ходе выполнения работ, мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
- Обогащен словарный запас детей по лексическим темам.
- Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Повышен интерес к данной теме, благодаря музыкальному оснащению, через кукольный спектакль, музыкальные игры, инсценирование песен.
- Изготовлены макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города.
В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме познакомились с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. В процессе у детей развивается наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве. Дети учатся соблюдать элементарные правила организованного поведения на улице и в транспорте, понимать значение сигналов светофора, дорожных знаков.
|