НОД детей подготовительной к школе группы.“Знакомство детей с русской народной культурой" |
Патриотизм детям | |||
Автор: Михайловская Светлана Владимировнайловская | |||
18.05.2014 22:45 | |||
Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, труд, социализация музыка. Придёт домой - растянется. (топор) 5. слайд: Кузнецы большие мастера. Они изготавливали не только подковы, гвозди, косы, серпы, мечи, наконечники для стрел, боевые топоры, но и плели, ветееватые узоры из железа, изготавливали колокольчики ,птичек. 6. слайд Хозяйка: Кузьма с Демьяном большие работники. Они и кузнецы, и плотники. Кузнецы выполнили всю свою работу и уже готовы веселиться на празднике. 7. слайд Хозяйка: В народе Кузьму и Демьяна считали и покровителями кур. В старину праздник ‘’Кузьминки’’ называли «Куриные именины», курочек и петушков раздаривали, как подарки. Петушок был главным олицетворением праздника, девушки на посиделки приносили петуха. Про кур и петухов родилось не мало пословиц и поговорок. Хозяйка: А теперь ребятки давайте поиграем. (физминутка «Петушок») Ох, ох, что за гром? Ох, ох, что за гром? (руки – к щекам, наклоны в сторону) Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком) Молоток тук – тук (хлопки руками) Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны) (игра продолжается 2-3 раза) 8 слайд. Хозяйка: Кузьма и Демьян были покровителями не только кузнечного дела, но и женского рукоделия. Поэтому праздник’’ Кузьминки’’ считали и девичьим праздником. Девушки на праздник собирались в избе, приносили из дома необходимые предметы для рукоделия и принимались вышивать, вязать, шить, прясть пряжу. 9 слайд. Девушки на празднике занимались не только рукоделием, но и пели песни, танцевали и водили хороводы. 10 слайд. К вечеру девушки приглашали на свои посиделки парней. С ними они играли, загадывали загадки, пели песни, заводили хороводы. Хозяйка: Ребята я вас приглашаю завести хоровод. Покажите – ка удаль молодецкую и красу девичью. Дети выходят, становятся в хоровод. (Играет приглушённо русская народная музыка. Дети ведут хоровод ,постепенно его закручивая) Дети, закручивая хоровод, говорят такие слова: Вейся, вейся, капуста Заливайся белая Да и как капусте не виться Серой белой не ломиться Вечерняя капуста, Вечерняя, белая Дождик льёт, поливает Серую – белую ломает Хоровод набирает. (После исполнения хоровода дети садятся на стульчики) Хозяйка: А теперь ребята присядьте – ка поудобние. Посмотрите – ка сюда, на волшебную чудо доску. 11 слайд. Хозяйка: На празднике ‘’Кузьминки ‘’ устраивались игры, которые помогали выбрать жениха или невесту. Хозяйка: Давайте поиграем в русскую народную игру «Яша». Ребята вставайте в большой хоровод. Хозяйка: Собирайся народ Шире! Шире! Хоровод! (Дети встают в хоровод, идут по кругу и поют) Сиди, сиди, Яша, Под ореховым кустом. Грызи, грызи, Яша, Орешки солёные Ядра золочёные Чок – чок - пятачок Вставай Яша – дурачок Где твоя невеста? В чём она одета? Как её зовут? И откуда привезут? (Яша стоит в кругу с завязанными глазами. Со словами «чок – чок пятачок» дети хлопают в ладоши. Яша идёт по кругу и выбирает ребёнка из хоровода, отгадывает его на ощупь, по одежде, кто это. Если отгадает, то ведущим становится тот, кого узнали. Игра продолжается несколько раз ) Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивали обязательно и поцелуйные игры . Предлагаю вам сыграть в игру ‘’Сахаринка’’. Я мальчику даю в руки платочек, и он должен выбрать себе девочку, и трижды с ней поцеловаться, и передать ей свой платочек. (Водящий мальчик идёт противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой. Дети образуют круг , берутся за руки, идут по кругу и поют) Сахаринка, сахаринка, на полу Я возьму и сахаринку подниму Сахар съела, песню пела Целовать дружка хотела Целовать дружка хотела Так целуй! (По окончании песенки дети останавливаются, водящий выбирает девочку. Если водящий девочка, то выбирает мальчика. Водящий подходит к девочке, берёт за руку и ведёт в центр круга. По - русскому обычаю трижды целует, передаёт ей платочек и встаёт в хоровод. В центре остаётся девочка. Игра продолжается несколько раз .После игры дети садятся на стулья.) Хозяйка: Ребята, присаживайтесь, скажите, какие кулинарные блюда ваши мамы готовят к празднику? (Дети перечисляют праздничные блюда) 12 слайд. Хозяйка: На ‘’Кузьминках’’ устраивался пир. Обязательными блюдами на праздничном столе были каша с кусочками курицы, куриная лапша и пирог из курицы, назывался он ‘’Курник’’. Все блюда готовили с добавлением куриного мяса. Ведь не даром говорили: ’’ На Кузьму Демьяна Курицу на стол.’’ 13 слайд. Хозяйка: А вот в старину считалось, что если на праздник девушка или парень нашли себе пару, то празднику конец. Вот Кузьме нашли пару. Хозяйка: Ребята, я предлагаю вам доделать ваших куколок, которых вы делали на прошлой нашей встрече, Мальчики делают - Кузьму. Девочки делают кукол – девушек. И Кузьме будет пара. Подойдите к столам, возьмите своих кукол, сядьте на покрывало и доделайте своих кукол. (Дети берут со стола кукол, садятся и доделывают куклам ноги и руки) Хозяйка: Вот какая пара – Кузьма с Девушкой. Ребята, на память о празднике, подарите своих кукол нашим гостям. Хозяйка: Ребята ,давайте теперь поговорим о празднике ‘’Кузьминки''. 1. Почему в народе праздник называют ‘’Кузьминки’’? 2. Как к нему готовились? 3. Что делали на этом празднике? 4. Зачем люди придумали праздник? (Дети отвечают) Хозяйка: Дети, наша встреча закончилась. Прощайте, гости дорогие! Гости желанные! До новых встреч. До свидания. (Дети уходят под русскую народную музыку)
|