Образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка». Выполнила: воспитатель высшей категории МБДОУ д/с «Солнышко» Подлесных Т.С.
Программное содержание: • Приобщать детей к истокам русской народной культуры; • Развивать память, воображение, устную речь, словарный запас (вводить в активный словарь слова: славяне, красный угол, горница); • Упражнять детей в адекватном применении произведений устного народного творчества на практике; • Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок – украшать элементами дымковской росписи (кругами, точками, прямыми линиями); • Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия; • Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая ее со всех сторон; • Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы, аудиозапись русской народной музыки, слайды с изображением дымковских игрушек, дымковские игрушки из соленого теста (дети заранее лепят), наборы для художественного творчества(подставки для установки вылепленных фигурок, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки).
Предварительная работа: • Рассматривание картин с деревянными постройками (избы); • Знакомство с предметами народного быта и их назначением; • Разучивание русской хороводной игры «Заря - заряница», народной песни «Во горнице», элементы народного танца; • Лепка из соленого теста дымковских барышень; • Рассматривание дымковских игрушек.
Воспитатель входит в группу. Дети обращают внимание, что воспитатель одета в русский национальный костюм. Дети: Татьяна Степановна, а почему вы такая красивая? Воспитатель: Потому, что мы с вами отправляемся в путешествие к нашим предкам. Как их называли? Дети: Славяне. Воспитатель: Но для этого путешествия нам нужно нарядиться в русские народные костюмы. Дети надевают костюмы. Воспитатель: Наше путешествие начинается. Дети с воспитателем идут в мини музей «Русская изба». Войдя в «избу» дети вместе с воспитателем кланяются. Дети и воспитатель: Здравствуйте! Воспитатель: Дети, а что обозначает это слово? Дети: Когда здороваясь, говорят «Здравствуйте», это значит, желают здоровья. Воспитатель: Правильно, молодцы. Дети, а куда мы пришли? Дети: В русскую избу. Воспитатель: Из чего она сделана? Дети: Из дерева. Воспитатель: Правильно. Русь всегда славилась своими лесами. Что вы видите сделанное из дерева? Дети: Полки, лавки, ложки, прялка, люлька, игрушки. Воспитатель: Как называлась самая красивая комната в избе? Дети: Горница. Воспитатель: В каждой горнице был красный угол. Что там было? Дети: Иконы, цветы, стол с самоваром, вышитые полотенца. Воспитатель: А еще в каждой избе была самая главная хозяйка. Что это? Дети: Печка. Воспитатель: Молодцы, правильно. Печка и кормила и грела. Какова печь, такова и изба. Длинными, зимними вечерами, в согретой печкой избе, когда взрослые занимались своими делами, дети играли. В какие игрушки играли тогда дети? Кто делал им игрушки? Из чего они были сделаны? Дети: Раньше дети играли самодельными игрушками, их делали сами дети, их родители из соломы, из дерева, из лоскутков. Глиняные игрушки покупали на ярмарке. Воспитатель: Нам пора прощаться с избой. Дети и воспитатель кланяются и говорят: «До свидания! Мир вашему дому!» Воспитатель: Кто куда, а мы – веселиться! Под русскую народную музыку дети вбегают в музыкальный зал и становятся в хоровод. Проводится русская народная игра «Заря - заряница». Воспитатель: В игру поиграли, а теперь народная пляска, кто как может. Под «Барыню» дети пляшут. Воспитатель: Русские пляски веселы, ну а песни озорны. Дети садятся на стульчики. Инсценировка русской народной песни «Во горнице». Воспитатель: Кто хорошо веселится, у того и работа спорится! Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в «Город Мастеров». Под русскую народную музыку дети «змейкой» идут к приготовленным столам. Воспитатель: Дети, что перед вами? Дети: Дымковские барышни, которые мы лепили из соленого теста. Воспитатель: Давайте полюбуемся изделиями дымковских мастеров. На интерактивной доске появляются слайды с изображением дымковских игрушек. Воспитатель: Какие цвета использовали дымковские мастера? Дети: Красные, желтые, синие, зеленые. Воспитатель: Как можно еще сказать про эти цвета? Дети: Они яркие, веселые, радостные, солнечные. Воспитатель: Молодцы! Какие элементы использовали мастера? Дети: Круги, точки, волнистые линии, полоски. Воспитатель: Правильно. Все мастера, прежде чем начать работу, делают зарядку для рук и кисточки. Возьмите правильно кисточку в руку. Проводится зарядка «Волшебный клубочек». Воспитатель: Дети, попробуйте, какой нежный ворс у кисточки. Рисовать ею надо плавно, кончиком, сильно не нажимая. Дети приступают к работе. Тихо звучит народная музыка. На интерактивной доске изредка меняются слайды. Воспитатель: Дети, заканчиваем работу. Какие красивые барышни у нас получились. Когда они высохнут, мы будем с ними играть. А наше путешествие заканчивается. Нам пора обратно. Под русскую народную музыку дети «Змейкой» выходят из зала.
Приложение 1 Хороводная игра «Заря - заряница» Дети становятся в хоровод. Выбирается «Заря». В руках у нее платок. Дети идут по кругу в одну сторону, «Заря» в другую. Заря – заряница, Красная девица По полю ходила, Ключи обронила. Ключи золотые, Ленты голубые. Раз, два – не воронь, А беги, как огонь! С последними словами игрового попева, водящий бросает платок, дотрагивается до кого–нибудь из игроков. Они вдвоем бегут в разные стороны, и обегают круг. Кто первым схватит платок, становится «Зарей».
|