Семья – основа патриотизма |
Патриотизм детям | |||
Автор: Енина Надежда Леонидовна | |||
18.02.2017 12:04 | |||
Семья – основа патриотизма Енина Надежда Леонидовна Воспитатель МБДОУ ЦРР д.с "Рябинушка" город Абакан Республика Хакасия Семья – основа патриотизма. (Е. А. Мухачёва) Патриотизм-одно из самых глубинных чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Учёные – генетики утверждают, что у человека существует ген патриотизма. А вот из каких капелек складывается у маленького человека это качество, до сих пор никто не знает, хотя, видимо, самая первая капля – это семья – мама, папа, дом, природа родного края. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Условия реализации патриотического воспитания:
Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятия о малой родине, о семейных ценностях. Мы как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитанииявляется: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу — в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками». Т. е.
Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.
«Я люблю тебя, Россия» «Кто живёт в нашей республике» «Государственная символика России» «Москва – столица нашей Родины» «Русский национальный костюм»
«Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;
«Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
«День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»; Фольклорные праздники русского и хакасского народа.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; встречи за круглым столом. При проведении анкеты мы выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься. В данный момент готовимся к выставке «Герб моей семьи», где родители вместе с детьми придумают и создадут Герб своей семьи. Всё это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду. К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться. Литература:
Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___ 5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___Спасибо за сотрудничество. Анкета для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье». Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.) 1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
Конспект НОД по социально – нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Большая и малая Родины». Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине. Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворения о городе. Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина. Ход НОД: Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, милые мои дошколята! Вы рано все проснулись? Вы друг другу улыбнулись? Здравствуйте, вы всем сказали? Что друг другу пожелали? На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная». Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко». Придумайте к слову «родная», «родной» подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родная», «родной». (Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край и т.д.) Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихах: Мама. Много мам на белом свете. Отвечу я Родная мамочка моя! Воспитатель: Вот послушайте ещё раз: «Родная мамочка моя!». Давайте все вместе скажем нежно и ласково, какая наша мама, слово «родная». Дети с воспитателем произносят слово «родная». Детский сад. Рано утром Детский сад Красный мяч, Любят все ребята! Воспитатель: А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!» Дети с воспитателем произносят слово «родной». Воспитатель: Вот так, по – разному может звучать одно и то же слово. А я придумала «родная сторона». Как вы думаете, что означает «родная сторона»? Предполагаемые ответы детей6 дом, земля, поля, леса, город и т.д. Воспитатель: Родная сторона – это то место, где нам всё дорого, близко, где мы родились, где всё для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Послушайте, как звучит это слово. Ребёнок читает стихотворение: Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, и наших близких. За всё спасибо говорим! И кланяемся низко! Воспитатель: Ребята, вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя! Попробуйте сказать эти слова гордо и тожественно. У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки, открывает сундук.) Бабушка: Помоги – ка мне, Алёша, сундук открыть! Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля? Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные. (Леша с бабушкой достают вещи – платок, ковёр). Леша: А ковёр-то надо почистить, ой как надо. Бабушка: Алёшенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать. (Дети помогают.) Алёша чистит ковёр, вдруг ковёр начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки. Ковёр: Это я, ковёр! Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр – самолёт! Воспитатель: Ребята, а у меня идея! Давайте попросим ковёр- самолёт помочь нам совершить небольшое путешествие. Ковёр – самолёт помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина? Ковёр: Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели! Воспитатель: Посмотрите, ребята, родной наш город Абакан, наша малая Родина, осталась позади. Вокруг началась тайга. Но это тоже наша Родина, наша Республика Хакасия! Посмотрите вниз, под нами раскинулась река Абакан, а вон там, недалеко от берега, стоит юрта, возле нее горит костер. Своим теплом он зовёт нас к себе. Давайте спустимся к нему. И послушаем легенду о реке Абакан: Давным – давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА). Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. Один охотник решил помочь людям. Он нашёл медведя и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя все новые ручьи. Они постепенно превращались в поток. Ниже поток становился рекой. АБАХАН (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители. Физкультминутка: Мы шагаем друг за другом Раз, два, три, четыре – Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, по нашей Родине! Посмотрите, уже остались позади тайга и река Абакан. Все – это наша малая Родина! Посмотрите вниз, какое широкое раскинулось поле, а вот и березовая роща. Какие они стройные и красивые, давайте покачаем как березки веточками. А над ними-небо! Да какое чистое, голубое, родное! Такое же большое, как наша Родина – Россия! Нам пора возвращаться, вот мы и дома в нашем родном саду! Ребята, мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Нарисуйте, какой вы ее представляете.
|