Сундукова Татьяна Александровна Воспитатель ВКК МДОУ "Детский сад комбинированного вида №230" г. Саратов
Программное содержание: - обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн); - продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу; -закрепить названия крупных российских городов и рек; - обогащать словарный запас детей.
Оборудование: Глобус, карта России; Государственный флаг РФ, изображение герба Российской Федерации, герба города Саратова; денежные знаки России, документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России; презентация, мультимедийный проектор; ленты, деревянные ложки; листы бумаги, краски, кисти по количеству детей.
Предшествующая работа: - рассматривание глобуса - просмотр видеофильма «Путешествие по Москве» - показ презентации «Русский народный костюм» - беседы о государственной символике: гербе, флаге, гимне -разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, России - рассматривание фотографий и иллюстраций городов и изображений рек - ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю» - рассматривание живописных произведений о Родине - музыкально-литературный час «Люблю просторы русские» - беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города. - экскурсия в краеведческий музей - знакомство с гербом, флагом г. Саратова
Творческая работа: - рисование Государственного флага - коллективная аппликация «Родной город» - составление атласа мира - выставка рисунков «Мой Саратов»
ХОД Дети входят в нарядно украшенный зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского. слайд Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно - в родном городе Саратове. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине...). Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка. Упражнение «УЛЫБКА» - Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне. Дети садятся в «поезд» Воспитатель: Раз, два, три, поспеши. Место ты своё займи. Не зевай, не скучай. Лучше всё запоминай. Мы в поезде сейчас По России едем. Что увидим - всем расскажем, Как домой приедем. Звучит аудиозапись «Голубой вагон» слайд Первая остановка: «Наш мир» Воспитатель: Отгадайте загадку: Мой родной, мой земной, Мой кружащийся шар. Дети, о чём я говорю? (о земном шаре) слайд Воспитатель: Правильно, наша планета Земля имеет форму шара. Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы детей) Воспитатель: А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей) Воспитатель: Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.
слайд Воспитатель показывает границы Российской Федерации Ребенок: Как велика моя земля, Как широки просторы. Озёра, реки и поля, Леса, и степь, и горы. Раскинулась моя земля От севера до юга. Когда в одном краю весна, В другом – снега и вьюга.
слайд
Воспитатель: Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары… Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды. Расскажи стихи руками Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. Один рыбак с рожденья, Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна! В. Степанов
Воспитатель: А кто знает стихотворение о Родине? Ребенок: Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём.
слайд
Воспитатель: Назовите столицу нашей Родины. Ребенок: Здесь Кремль, Здесь Воробьёвы горы И площадь Красная видна. Такой большой старинный город! Гордится им моя страна! Всем городам она глава, Столица Родины – Москва. Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, – тот истинный герой» и т.д.) Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и скажите, чем богата наша страна? Перед детьми карта и иллюстрации гор, рек, равнин России. Воспитатель с детьми соотносят иллюстрации с картой. Воспитатель: Найдите реки. Как их много! И какие они разные. У каждой своё название. Какие названия рек вы знаете? Ответы детей
слайд
Ребенок: Одна река особенно любима русским народом. «Красавица народная, как море, полноводная…» – это о Волге. Люди ласково называют её «Волга – матушка». Воспитатель показывает реку Волгу на карте. Воспитатель: Волга – мать русских рек. Волга – река труженица. Вниз и вверх по реке корабли везут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну рыбой. Волга – чудесная трасса для водных путешествий (показ на карте). Куда же несёт свои воды река? (воспитатель определяет по карте). - В Каспийское море.
Физкультминутка Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи бегут в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан. Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.
слайд
Воспитатель: На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай). Показывает на карте. Едем дальше. Звучит музыка «Паровоз», дети топают ногами, изображая стук колес.
слайд
Вторая остановка.
«Символы нашей страны – России»
Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).
Белый цвет – березка, Синий - неба цвет, Красная полоска – Солнечный рассвет В. Степанов
Воспитатель: Я расскажу вам о гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл. Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т.к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр, а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.
У Росси величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный. В. Степанов
Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах). слайд
Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.
слайд
Воспитатель: (Звучит гудок паровоза) Отправляемся дальше в путь. А чтобы не скучать в дороге, послушаем стихи о бескрайних просторах нашей страны. Ребёнок: Родина моя – бескрайняя Россия, И Сибирь, и Волга, Урал… Все места для русского святые, Где бы ты в России не бывал.
Ребёнок: Каждая берёзка, кустик каждый Задремавшие в снегу поля – Всё напоминает мне о самом важном – Только здесь родимая земля! Ребёнок: И куда б судьба не заносила, Не дано забыть мне об одном – Это ненаглядная Россия Есть единственный наш отчий дом.
слайд
Третья остановка «Наш город» Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, где мы оказались? В городе, где живем. Как называется наш город? (Саратов) слайд Воспитатель: На какой реке стоит Саратов? (на Волге). На каком берегу Волги находится Саратов (на правом) слайд Ребята, а какие названия улиц нашего города вы знаете? Какие достопримечательности есть у нас в городе? (Ответы детей) Воспитатель: Дважды побывал в городе Саратове Великий царь Пётр I. Осмотрев с горы окрестности, он подарил все видимые оттуда земли. Город быстро рос и вскоре Саратов стал губернским городом, его стали называть «Столицей Поволжья» и присвоили герб. слайд Воспитатель: Ребята расскажите, что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у Саратова такой герб? (Ответы детей) Воспитатель: А куда вы каждое утро приходите? (В детский сад) Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)
Дети по цепочке декламируют стих Мы играем возле дома И зимой, и летом. Всё давным-давно знакомо В дружном доме этом! Посмотри, как хорош Дом, в котором ты живёшь. Слышишь, улица родная! Нет тебя чудесней! Мы по улице шагаем Вместе с нашей песней! Посмотри, как хорош, Город тот, где ты живешь. Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы, россияне, после работы любим петь, плясать. Давайте исполним русский народный танец. Русский народный танец с ложками «Ах, вы сени», обработка Ломовой Воспитатель: Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране) О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) Воспитатель предлагает детям нарисовать, то, что им понравилось в путешествии. Дети рисуют под фонограмму песни «Широка страна моя родная…», повтор слайдов
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе. А когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будите обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия и город Саратов будут гордиться вами, вашими делами и поступками! Воспитатель предлагает детям пройти в группу и самостоятельно поиграть в лото «Гербы городов России», рассмотреть альбомы, фотографии и рисунки о Родине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Н.В.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». 2 Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать...»
3 Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» 4 Н. Г. Зеленова Л. Е. Осипова «Мы живем в России» 5 Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа)» 6 В. Степанов « Моя Родина — Россия» 7 В.Степанов "Мы живем в России" 8 Интернет ( яндекс картинки)
|