Краеведение в дошкольном детстве |
Патриотизм детям | |||
Автор: Лопушанская Ирина Анатольевна, Ченцова Ольга Николаевна | |||
26.11.2016 21:27 | |||
Краеведение в дошкольном детстве Ченцова О.Н. Лопушанская И. А. воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область Что может быть для человека дороже, выше, чем любовь к своей Родине! Именно это святое чувство делает его непобедимым богатырем, ведет на новые великие подвиги. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.
В нашу жизнь все активнее входит краеведение. Чтобы открыть ребенку большие возможности для проявления творческих способностей. Мы знакомим детей с жизнью, бытом, природой и культурой, отчего края. В нашем детском саду краеведение развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами. Оно способствует осуществлению уровня трудового и нравственного воспитания дошкольников. Перед нами поставлены важные задачи – подготовить подрастающее поколение к созидательной деятельности, общественно-полезному труду. Коренные преобразования в стране конца ХХ – начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья, в основе которого лежит сложный педагогический процесс – нравственно – патриотическое воспитание. Чувство Родины – родного края, начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким и родным людям, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота. Начиная со старшей группы, так как мы работаем с детьми с общим недоразвитием речи, и они приходят к нам в старшую группу, решаем задачи нравственно – патриотического воспитания. Продолжаем знакомить с родным краем – Белгородской областью, геральдикой – герб и флаг, областным центром – городом Белгородом, с историей названия города Губкин, геральдикой – города. Продолжаем обзорное знакомство с географическим расположением области, историей образования области. Основные достопримечательности города (природные, архитектурные, исторические). Детям интересна роль родного края в годы Великой Отечественной войны. С удовольствием знакомятся с героями фронта и тыла, узнают о том, что 5 августа – День города, что Белгород – город — Первого салюта, что Белгород и Старый Оскол – города Воинской славы России, что Прохоровка – Третье ратное поле России. Предлагаем для рассматривания военные памятники на территории Белгородской области. Посещаем музеи родного края: историко-краеведческий, библиотеки, памятники и контактные скульптуры Белгородчины. Знакомим с известными и знаменитыми люди Белгородского края. М.С. Щепкин — великий русский актер – наш земляк. Н.Ф. Ватутин — военачальник, герой Великой Отечественной войны 1941-1945гг. В.Г. Шухов – гениальный ученый-инженер. Дважды Герой Труда В.Я. Горин. Знаменитые современники: С. Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, белгородская волейбольная команда «Белогорье» — олимпийцы, Ф.Емельяненко – борец, чемпион мира по боям без правил. Объяснили детям, что небесный покровитель земли Белгородской святитель Иоасаф. Доносим до детей информацию о народных промыслах Белгородской области, народных умельцах — Борисовская керамика, Старооскольская глиняная игрушка. О преемственности в работе мастеров прошлого и настоящего. О профессиях народных мастеров и умельцев. Знакомим с Белгородчиной творческой, устным народным творчеством: потешки, прибаутки, заклички, загадки, игры и т.д. С художественной и краеведческой литературой: детские писатели и поэты Белогорья — В. Молчанов, Е.Дубравный, Ю.Макаров, В.Колесник, В Черкесов и др. Музыкальный фольклор. Детские композиторы: А.Балбеков, Е.Рыбкин и др. С песнями о Белгороде, родном крае. Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании ребенка. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Воспитывая у дошкольников понятие, Родина мы даем конкретные представления о том, что им близко и дорого. Учим чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитываем любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое. Мы проводим некоторые формы педагогической работы: приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми. К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью были проведены такие проекты как; «День победы», «Природа родного края» и др. Мы стараемся так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка. Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о Белгородском крае, о подвигах на Курской Дуге, о труде своих земляков, о природе родной Белгородчины, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого прекрасного края. Знакомя детей с родиной, показывая её особенности, даем представление о родном крае, как части большой страны – России, в которой они живут. Обязательно подчеркиваем, что каким бы особенным ни был наш родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны. Список используемой литературы:
|