Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России |
Патриотизм детям | |||
Автор: Доможакова Татьяна Ивановна | |||
23.11.2016 17:34 | |||
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства, это образ жизни общества. В дошкольном возрасте закладываются простейшие представления детей об окружающем, интерес и положительные отношения, к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, гражданская позиция, а также формируются определенные черты личности — активность, самостоятельность, инициативности. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина своей страны необходимо сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим, что невозможно без воспитания любви к близким, своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном – традиционно входит в содержание программ воспитания и обучения. Мною создан цикл бесед «Я – Россиянин» для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой. Цель моей работы:
Беседы для детей старших или подготовительных групп проводятся во второй половине дня как совместная деятельность воспитателя с детьми, в течение одной недели, так как входят в общий план по ознакомлению дошкольников с родной страной. Беседы по объему небольшие, каждая последующая беседа является продолжением предыдущей. Детям дошкольного возраста доступны некоторые элементарные представления о геральдике, символике цвета. Чтобы суметь прочитать герб и флаг, нужно знать значение изображений, поэтому тема первой беседы цикла — «Символы», из которой дети узнают об историческом значении некоторых символов на основе фольклорных образов (пословиц, легенд и загадок). Цветовые символы: красный, белый, синий – красота окружающего мира. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры на одежде. Эти цвета всегда почитались на Руси. Следующий этап работы – знакомство с флагом России. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, особенно если они представлены в сказочной форме и подкреплены иллюстрациями. Их яркость и красочность помогают формировать положительное отношение к гербу и флагу, а знаково-символический компонент предполагает формирование элементарных представлений о том, что изображено, что обозначают цвета, приобщают к прошлому и настоящему страны. (Первые стяги и флаги с ликами святых, русский корабль «Орел», на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг). В следующей беседе дети узнают о гимне как о символе, который всегда с тобой, ведь если знать слова и мелодию, его можно всегда спеть. Заключительная беседа подводит итог ознакомлению и носит название «Я живу в России», в ходе которой дети закрепляют свои знания о стране и ее символах. В своей работе педагог должен учитывать:
Таким образом, цикл бесед позволяет сделать процесс ознакомления с символикой России систематическим, развивающим, сформировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, истории и заронить в души детей маленькое зернышко любви к Родине. I ТЕМА БЕСЕДЫ: Символы. Программное содержание:
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке вывешенных на зданиях флагов, дорожных знаков, различных обозначений (символов). Материал. Словарь, символы: красный крест, дорожные знаки и т. д. Ход. Предложить детям для рассматривания разные символы. - Что это? Все это можно назвать символом. - Что такое символ? - Где можно узнать значение этого символа? (в словаре). Прочитаем, что говорит словарь об этом. Символы бывают разные. Некоторые пришли к нам из давних времен, когда люди еще не умели читать, многого не знали. Думали, что земля не круглая, а плоская, как блин. Солнце – грозный человек, который живет на небе. Загадка: «Красная девица по небу ходит». - С чем еще могли сравнить солнце? (с птицей – орлом, жар-птицей; с девицей красивой). Летит орел выше лесу На крыльях огонь имеет Весь мир освещает. - А вы знаете загадки о солнце? Загадайте. - От солнца много зависит в нашей жизни. - Если вдруг солнышко исчезнет, что будет? - Каким цветом люди изображали солнце? (красным). Они считали, что красный цвет это цвет силы, отваги, красоты, так как слово «красный» означает прекрасный. - Цвет раньше тоже был символом. О красном мы поговорили. - А что можно сказать о синем цвете? - Что он может обозначать? (небо, воду (реки, моря), верность, правду.) В нашей стране очень много рек, озер. Поэтому и любили этот цвет. - А что обозначает белый цвет? (чистоту). Белый, синий, красный цвета – красота окружающего мира, эти цвета всегда почитались на Руси. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры. Разноцветные ткани использовали, когда шили одежду. (Рассмотреть народные костюмы: (русский, хакасский и другие)). Раскрашивание русской народной одежды, рисование солнца. ЛИТЕРАТУРА:
Доможакова Т.И. Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Рябинушка» г. Абакан, Республика Хакасия.
|