Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России
Патриотизм детям
Автор: Доможакова Татьяна Ивановна   
23.11.2016 17:34

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой РоссииОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства, это образ жизни общества. В дошкольном возрасте закладываются простейшие представления детей об окружающем, интерес и положительные отношения, к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, гражданская позиция, а также формируются определенные черты личности — активность, самостоятельность, инициативности.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина своей страны необходимо сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим, что невозможно без воспитания любви к близким, своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа.

 

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном – традиционно входит в содержание программ воспитания и обучения.

Мною создан цикл бесед «Я – Россиянин» для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой.

Цель моей работы:

  • Формирование представлений о государственных символах России (герб, флаг, гимн), об их основных функциях – объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства.
  • Воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ, гордость за принадлежность к Российскому государству и ее народу.

Беседы для детей старших или подготовительных групп проводятся во второй половине дня как совместная деятельность воспитателя с детьми, в течение одной недели, так как входят в общий план по ознакомлению дошкольников с родной страной. Беседы по объему небольшие, каждая последующая беседа является продолжением предыдущей.

Детям дошкольного возраста доступны некоторые элементарные представления о геральдике, символике цвета.

Чтобы суметь прочитать герб и флаг, нужно знать значение изображений, поэтому тема первой беседы цикла — «Символы», из которой дети узнают об историческом значении некоторых символов на основе фольклорных образов (пословиц, легенд и загадок). Цветовые символы: красный, белый, синий – красота окружающего мира. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры на одежде. Эти цвета всегда почитались на Руси.

Следующий этап работы – знакомство с флагом России. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, особенно если они представлены в сказочной форме и подкреплены иллюстрациями. Их яркость и красочность помогают формировать положительное отношение к гербу и флагу, а знаково-символический компонент предполагает формирование элементарных представлений о том, что изображено, что обозначают цвета, приобщают к прошлому и настоящему страны. (Первые стяги и флаги с ликами святых, русский корабль «Орел», на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг).

В следующей беседе дети узнают о гимне как о символе, который всегда с тобой, ведь если знать слова и мелодию, его можно всегда спеть.

Заключительная беседа подводит итог ознакомлению и носит название «Я живу в России», в ходе которой дети закрепляют свои знания о стране и ее символах.

В своей работе педагог должен учитывать:

  • Одной из основных особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо познакомить детей с тем, что государственная символика тоже изменяется, как все, что нас окружает.
  • Содержание элементарных знаний детей должно иметь историческую основу, но учитывать возраст ребенка.
  • Сведения, полученные детьми должны быть краткими и не охватывать все исторические этапы создания этих символов.
  • Не стоит рассматривать российскую символику в политическом контексте.
  • При подготовке наглядно-дидактического материала не следует использовать любые пособия, нарушающие целостность изображения государственного герба и флага, использовать раскраски, так как, раскрашивая рисунок не всегда можно точно передать цвета государственных символов.

Таким образом, цикл бесед позволяет сделать процесс ознакомления с символикой России систематическим, развивающим, сформировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, истории и заронить в души детей маленькое зернышко любви к Родине.

I ТЕМА БЕСЕДЫ: Символы.

Программное содержание:

  1. Знакомство с народной символикой;
  2. Развитие познавательных интересов;
  3. Воспитание интереса к истории и культуре своей страны.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке вывешенных на зданиях флагов, дорожных знаков, различных обозначений (символов).

Материал. Словарь, символы: красный крест, дорожные знаки и т. д.

Ход.

Предложить детям для рассматривания разные символы.

- Что это? Все это можно назвать символом.

- Что такое символ?

- Где можно узнать значение этого символа? (в словаре).

Прочитаем, что говорит словарь об этом.

Символы бывают разные. Некоторые пришли к нам из давних времен, когда люди еще не умели читать, многого не знали. Думали, что земля не круглая, а плоская, как блин. Солнце – грозный человек, который живет на небе. Загадка: «Красная девица по небу ходит».

- С чем еще могли сравнить солнце? (с птицей – орлом, жар-птицей; с девицей красивой).

Летит орел выше лесу

На крыльях огонь имеет

Весь мир освещает.

- А вы знаете загадки о солнце? Загадайте.

- От солнца много зависит в нашей жизни.

- Если вдруг солнышко исчезнет, что будет?

- Каким цветом люди изображали солнце? (красным). Они считали, что красный цвет это цвет силы, отваги, красоты, так как слово «красный» означает прекрасный.

- Цвет раньше тоже был символом. О красном мы поговорили.

- А что можно сказать о синем цвете?

- Что он может обозначать? (небо, воду (реки, моря), верность, правду.) В нашей стране очень много рек, озер. Поэтому и любили этот цвет.

- А что обозначает белый цвет? (чистоту).

Белый, синий, красный цвета – красота окружающего мира, эти цвета всегда почитались на Руси. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры. Разноцветные ткани использовали, когда шили одежду.

(Рассмотреть народные костюмы: (русский, хакасский и другие)).

Раскрашивание русской народной одежды, рисование солнца.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007
  2. Журнал «Обруч» №3, 2003
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…- М.: АРКТИ, 2005
  4. «Моя страна Россия» Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. М. Просвещение. 2001
  5. «Наследие. Патриотическое воспитание в д/с». Новицкая М.Ю. М. Просвещение, 2003
  6. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. — М.: ТИД «Русское слово – РС», 2004
  7. «С чего начинается Родина?» Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Доможакова Т.И.

Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Рябинушка» г. Абакан, Республика Хакасия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год