Гаврилюк Татьяна Иосифовна Воспитатель высшая КК, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия "Сезам", г. Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра
Цель: • развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Задачи: ОО «Познание»: расширять представление об истории появления флага, герба, закрепить знания о стране; повышать уровень развития ребенка ОО «Социализация»: формировать нравственные качества личности, прививать чувство гордости за Родину. ОО «Коммуникация»: развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, познавательные способности – речь, память, внимание.
Предварительная работа: рассматривание карты России, иллюстраций, просмотр презентации «Россия», изготовление (рисование) флагов и гербов, подбор стихотворений и пословиц о Родине, России, знакомство с символикой Российского государства, заучивание пословиц и стихотворений о Родине, России Пособия и материал: флаги республик, гербы городов, герб, флаг России, аудиозапись гимна России, предметы для полосы препятствий (вал, шнур, обручи), пластилин, стеки, картон, конверты с набором букв (4) Интеграция образовательных областей: Социализация: расширять представление о государственной символике –флаге, гербе, гимне, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Коммуникация: развивать диалогическую речь, закреплять знания букв, навыки составления слов из букв
Познание: упражнять в решении интеллектуальных задач
Художественная литература: читать выразительно стихотворение, формировать интерес к чтению.
Музыка: развивать способности эмоционально воспринимать музыку.
Художественное творчество: закреплять навыки способа пластилинографии
Безопасность: соблюдать безопасность при работе с пластилином и стекой
Физическая культура: развивать навыки при перешагивании препятствий, в прыжках
Ход деятельности: Дети собираются в круг. Они здороваются с гостями. В этот момент вкатывается клубочек с письмом от героя из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Дети читают письмо от Вовки. Вос-ль: От кого письмо? Мы сможем ему помочь? О чем он нас просит? (ответы детей) Вос-ль: А что относится к символике государства России? Сколько символов нам предстоит найти? (Ответы детей) Вос-ль: Ребята, как вы думаете, почему Вовка просит нас о помощи? (ответы детей) Вос-ль: Какие мы? Воспитатель передает клубочек детям по очереди. Дети называют слова ( сильные, смелые, дружные и т.д) Вос-ль: Мы с вами отправляемся в какую страну? (страна знаний) Нам Вовка написал в письме, что путь будет трудный, но мы с вами справимся. Ребята, не забывайте о гостях. Мы должны держаться вместе. Отправляемся в путь.
Перед детьми закрыта дверь на замок. На двери написано «Страна знаний» и висит задание 1 «Замок откроете тогда, когда расскажите стихотворение или пословицы о Родине, России». Под заданием находиться ключ от замка. Дети читают задание: рассказать пословицы, стихотворения о Родине, России.
Вос-ль: Мы с вами выполнили задание, а ключик где? Дети находят его под листком с заданием. Открывают двери. Вос-ль: Ребята, посмотрите у нас на пути препятствие другое. Перед детьми находятся предметы – вал, обручи. Дальше путь детей перегорожен веревкой, а рядом висит другое задание 2 «Что такое флаг?» Вос-ль: Ребята, кто расскажет, что такое флаг? (ответы детей) Вос-ль: Я предлагаю вам пройти под шнуром, присесть и обсудить задание. Дети проходят и присаживаются на стульчики, расположенные полукругом. Рассказы детей. Вос-ль: Ребята послушайте, как же появился флаг. Рассказ воспитателя об истории появления флага. Показ слайдов «Флаги государств». Вос-ль: Ребята, а какой из них флаг России? (ответы детей) Вос-ль: Посмотрите вот какой флаг России (показ на слайде отдельно флага России). Затем флаг исчезает и появляется задание 3 «Составьте слова из букв. Найдите конверты с буквами: для этого встаньте спиной к доске, обойдите стулья слева, пройдите прямо, найдете конверты на столе». Дети находят конверты(4).
Вос-ль: Ребята, сколько конвертов у нас? (ответы детей) А сколько детей? Всем ли хватит? (ответы детей) Что нам делать? (ответы детей) Если дети не смогут разобраться, то подвести их к тому, что надо разбиться на пары. Вос-ль: Какие слова у вас получились? Дети читают слова – флаг, страна, герб, Россия. Вос-ль: Ребята, все слова вам знакомы? Вы знаете, что такое флаг, страна, Россия, а вот что такое герб? Давайте снова присядем (ответы детей). Рассказ воспитателя об истории герба. Показ гербов городов. Далее воспитатель показывает герб России. Рассматривание герба и объяснение элементов герба – двуглавый орел, скипетр, держава, щит с Георгием Победоносцем. Вос-ль: Ребята, сколько символов государства мы с вами нашли? (ответы детей). Звучит гимн России. Воспитатель встает. Вос-ль: Ребята, когда звучит гимн надо встать и молча послушать. Гимн это тоже символ государства. Он исполняется в особенных случаях. Он посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, в гимне поется о прошлом ми будущем страны. Где вы слышали этот гимн? (ответы детей) Вос-ль: Ребята, сколько символов государственных мы нашли? (ответы детей) Нам с вами надо как то об этом сообщить Вовке из тридевятого царства? (ответы детей) Если дети долго думают, то надо их натолкнуть на то, чтобы отправить письмо и рассказать о своих находках. Вос-ль: Предлагаю написать письмо после нашего путешествия. Ребята, мы с вами попутешествовали, а другие ребята не видели и не слышали ничего. Как быть? (ответы детей) Вос-ль: Ребята предлагаю сделать первый символ государства нашего. О каком первом символе мы вели разговор? (флаг) Дети проходят и присаживаются за столы. На столах разложены материалы для создания флага России с помощью пластилинографии. Вос-ль: Перед вами листы картона, пластилин, стеки. Мы с вами будем делать флаг России, закрашивать будем пластилином. Сколько цветов у флага? Как вы будете закрашивать полоски? (показ детьми) Вос-ль: Ребята, расскажите правила безопасной работы со стекой (ответы детей) Выполнение работы детьми. Вос-ль: Ребята справились мы с заданием? Почему? Не забудьте нам надо еще написать письмо- ответ Вовке. Всем большое спасибо.
Приложение. Письмо Содержание письма Вовки из тридевятого царства, полученного детьми: Здравствуйте ребята!!! Со мной приключилась беда. Я попал в тридевятое царство и царь дал мне наказ – разузнать, что такое государственная символика России. Я об этом слухом не слыхивал, видом не видывал. Помогите, мне, дорогие ребята, узнайте в стране Знаний о символах России. Путь в страну знаний предстоит вам трудный. Много препятствий к знаниям у вас на пути. Надеюсь на вашу помощь и поддержку. Задание 1 «Замок откроется тогда, когда вы расскажите пословицы, стихотворения о Родине, России» Задание 2 «Что такое флаг?» Рассказ воспитателя «История появления флага». В давние – давние времена жизнь наших предков была очень не спокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок травы или конский хвост и высоко поднимал вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы назвали стягом. Собирался народ и оправлялся защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо пучка травы прикрепить кусок ткани. Ткань развивалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден еще дальше и лучше. Так появились первые флаги. Каждый город, каждое войско имело свои флаги, которые раскрашивались. По цвету могли определить, кто приближается – друг или враг. Рассказ воспитателя «История появления герба» Герб – это отличительный знак государства. История герба, также как и история флага начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственными, и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Флаг помогал определить где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время войны воины были закованы в доспехи, доспехи были похожи и поэтому было очень трудно определить свой или чужой. Чтобы не ошибиться воины придумали отличительные знаки – плащи, перья, но главной чертой отличия был знак, который наносили на щит. Щит был большим и хорошо виден. Такое изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего на щите рыцарь изображал животное с которым сравнивал себя. Гербы передавались своим детям, щит с гербом вывешивался над воротами. Расшифровка цветов флага России В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество
Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем: Белый цвет символизирует благородство и откровенность; Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. Кто такой Георгий Победоносец? Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан (вариант — родился в Лидде, Палестина, а вырос в Каппадокии; либо же наоборот — его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину). Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать. В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми. Его заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым. На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.
Стихи, пословицы о Родине, России Родина Вешняя, бодрая, Вечная, добрая, Трактором вспахана, Счастьем засеяна — Вся на глазах она С юга до севера! Родина милая, Родина русая, Мирная-мирная Русская-русская... (В. Семернин) Необъятная страна Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… (В. Степанов) Россия, Россия, Россия Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой (В. Гудимов) Родной край – сердцу рай Человек без родины, что соловей без песни Нет в мире краше Родины нашей Береги Родину, как зеницу ока Расставшись с другом – плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь
|