Гаврилюк Татьяна Иосифовна Воспитатель высшая КК, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия "Сезам", г. Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра
Цель: Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность. Создание образа оберега для своего дома. Задачи: ОО «Коммуникация» 1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины. 2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве. 3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности. 4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
ОО «Познание» 1. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта. 2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом. 3. Закрепить знания о символах и древних образах. 4. Развитие интереса к прошлому. ОО «Художественное творчество», ОО «Труд» 1. Вызвать желание создать оберег своими руками. 2. Вызвать эмоциональный интерес к работе. 3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда. ОО «Социализация» 1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. 2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью). ОО «Музыка» 1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству. 2. Предварительная работа:
1. ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов. 2. ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.
Тип занятия: Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд). Материалы: Кусочки ткани, нитки. Оборудование: Группа оборудована в стиле русской избы: деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда, образцы оберегов. Инструменты: Ножницы, нитки, кусочки ткани размером 15*15см. Предварительная работа: 1. Проживание тем в группе –« Мы - россияне», «Святки», «Народное творчество». 2. Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги». 3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста). 4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование. ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. Дети: кланяются, прижав руку к сердцу. - Здравствуйте. Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома). Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова: Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи. Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу(спальня оформлена под русский быт). В горнице детей встречает русская барышня – красавица. Здравствуйте хозяева!!! Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали??? Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома. Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте. Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……( избами). Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. 1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше. 2. Что же было в каждой избе??? Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
3. Какие же были в избе полы? Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
4. Что же значит название Красный угол??? Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый». В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше! Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки: Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит – Всем пить чай велит. /Самовар/ Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча. /Печь/. В избе – изба, На избе – труба, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. /Печь/ Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает, А сам на отдых идет. (Ухват.) То назад, то вперед, Ходит-бродит пароход. Остановишь – продырявит (Утюг) В лесу родился, В руках крестился, На ногах умер. (Лапоть.) Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча.) Синее море, Стеклянные берега, Плавает утка, Горит голова. (Керосиновая лампа.) На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей) Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх. Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов). Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца). Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и роспись какой он расписан. Игра «Назови роспись». Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги. Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона. Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской. Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ. Марьяна – искустница: Краткая информация о кукле день-ночь: Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими. Марьяна – искустница(мама ребенка из группы): перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей). Практическая работа в мастерской. Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь. Самостоятельная работа. ( Форма работы совместно – индивидуальная) Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка. По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ. - Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии? Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.
Информационная справка: Краткая информация о кукле день-ночь: Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища. Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ
ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы. ПШЕНО – от сглаза. ЧЕСНОК – от нечистой силы. ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи. РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость. СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца. ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех. ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи. ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости. ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха. МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние. КОСА – бесконечность. ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни. МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома. МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам. ПУГОВИЦЫ – к обновам.
|