Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мой любимый город»
Патриотизм детям
Автор: Жаркова Наталья Валерьевна   
28.01.2015 06:17

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мой любимый город»
Обоснование социальной значимости. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже  уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? Думается, это – выражение глубокой привязанности ко всему, что с ранних лет вошло в сердце. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, своё представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.
Базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является накопление  ими  социального  опыта  жизни  в  своём  городе,  приобщение к миру его культуры.  Любовь  к  Отчизне  начинается  с  любви  к  своей  малой  родине  – месту, где родился человек.

Скачать аннотацию

 

Скачать конспект

Скачать титульнй лист

Развитие  представлений  дошкольников  о  своей  малой  Родине, воспи-тание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не  только  педагогов,  но  и  родителей. С  целью  выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей было  проведено  анкети-рование.  Его результаты  дали  возможность  выявить настроенность родите-лей, степень  заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учрежде-нием  и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Таким  образом,  была  обоснована  необходимость  организации  и проведения  системы  мероприятий,  способствующих  проявлению  интереса, воспитанию  любви  к  родному  городу,  желанию  беречь  его  красоту, проявлять заботу о нём.

Актуальность патриотического воспитания обусловлена всё возраста-ющей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе.
Я чётко осознаю, что патриотическое воспитание ребёнка – сложный процесс. В течение последних лет я веду в ДОУ работу в данном направлении, сочетая известные отработанные методики с поиском новых путей и средств их реализации.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Новизна содержания. Целостная научная концепция формирования гражданина - патриота России - в современных условиях ещё не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов.
Данная проблема не нашла пока полного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направле-нии. Характерной особенностью ис-следований и рекомендаций, связан-ных с воспитанием патриотизма у де-тей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.
Так, в исследованиях С.Н.Никола-евой патриотическое воспитание рас-сматривается в русле экологического воспитания.
Г.Н.Данилина  в пособии «Дош-кольнику – об истории и культуре России», О.Л.Князева и М.Д.Маханёва  в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и некоторые другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
В.Н.Вишневская в своей программе «Свет Руси» делает упор лишь на ознакомление с символикой Российской Федерации.
«Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» О.Н.Баран-никовой посвящены истории Руси, приобщению к основам православия.
При  составлении  перспективного  плана  работы  я использовала програ-мму Е.В.Пчелинцевой «Непреходящие ценности малой родины»,  результатом  освоения  которой  является  воспитание  будущего поколения,  обладающего  духовно-нравственными  ценностями и  гражданско-патриотическими  чувст-вами,  уважающего  культурное и  историческое прошлое.    
Система  организации  экскурсий  была  составлена  мною на основе  учебно-методического пособия С.Н.Нифонтовой и О.А.Гаштовой «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет».
     
Новизна  опыта  заключается  в  разработке  целостной системы  работы  по воспитанию  гражданско-патриотических  чувств  детей  к  родному  краю   в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предполагаю, что развитие компетенций в области краеведенья приведёт к формированию у дошкольников чувства патриотизма и национального самосознания.

Целью моего опыта работы является  организация педагогического  процесса,  способствующего  формированию патриотического  воспитания  детей  посредством  знакомства  с  малой родиной.

В соответствии с целью были сформулированы  следующие задачи:
1. Создать  условия  для  развития  у  ребёнка  патриотических  чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, родному краю.
2.  Предоставить дошкольникам возможность  почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
3. Организовать взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей, привлечь их к участию в воспитательно-образовательном процессе через совместную с детьми деятельность.

При построении системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволяет встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Принцип деятельного подхода – т.е. любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности.
Принцип дифференциации. Я стараюсь создавать условия для самореализации каждого ребёнка с учётом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности реализуется через сотрудничество с семьёй, библиотекой; через естественное включение краеведческого материала в основную программу; а также сочетание разных видов детской деятельности при знакомстве воспитанников с историко-культурными особенностями  малой родины.

        При выборе технологий для реализации  поставленных образователь-ных и воспитательных задач предпочтение  отдаю деятельностным  технологи-ям. Одна из которых - проектная. Метод  проектов позволяет  задействовать  всех  участников  образовательного  процесса: педагогов, родителей и самих  воспитанников. Также позволяет развивать познавательный интерес, формиро-вать у дошкольников коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Мой опыт работы был представлен на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 44» «Формирование у дошкольников патриотических чувств», одобрен коллегами, рекомендован к использованию, т.к. предлагаемые мною формы, методы и приёмы работы дают возможность распространения и внедрения опыта.

Последовательная  поэтапная  работа с  детьми  по выбранному направлению началась со второй младшей группы.
Дети уточнили свои представления о ближайшем окружении. Для закрепления представления детей об именах был изготовлен альбом «Наши имена», где дети узнали о значении своего имени, разучили потешки о своих именах. С младшими дошкольниками проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своём имени», «Что означает моё имя».
Был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. Его рассматривание позволяет детям делиться эмоциями, переживаниями, полнее ощутить чувство привя-занности к своей семье, родному дому, своим близким.
В дидактической игре «Засели свою семью в домик», целью которой является закрепление названий членов семьи и представлений о роли каждого из них, детям предлагалась работа с моделями.
Следующим шагом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экс-курсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Экскурсии  по   детскому  саду  не  прошли  даром. Совместно с родителями были  организованы  суббот-ники  по благоустройству участка. Многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли:  «Моя  мама  приходила  и  красила    качели!»,  «Мой  папа  сделал скамейку» и т.п.   
А  сколько  радости  ребятам  доставили путешествия в разное время года  по  экологической тропе, проложенной по территории  ДОУ. Рассматривая  цветы,  деревья,  ребята  знакомились  с  природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.
Наблюдение  за  работой  дворника, снегоуборочной ма-шины  и  мусоровоза помогло  сформировать  представление  о  том,  как  можно  сделать двор  и город чище,  уютнее.  
С младшими дошкольниками на основе иллюстраций и фотографий я беседовала о том, где  им приходилось бывать, что интересного они видели;  о том, что у каждой улицы есть своё название, а у дома – номер. Это помогало закрепить знания детей о знакомых местах.

В средней группе продолжилось знакомство с народными сказками, сказами земли Ивановской, пословицами. Обращалось внимание на предметы русской одежды, быта.
Я учитывала, что одно из самых выразительных и действенных средств знакомства ребёнка с культурным и историческим наследием родного края – это введение его в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребёнка в историческое прошлое и настоящее.
В нашем детском саду имеется мини-музей «Горница». При посещении этого музея дети познакомились с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними.
Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают дети на своём пути в детский сад, учила воспитанников замечать изменения в погоде, смену времён года, социокультурные объекты, выделять при этом интересное, красивое.
Для развития наблюдательности, чувства цвета и для ознакомления с узорами ивановских ситцев в развивающую среду группы была внесена дидактическая игра «Волшебные краски», в которой ребёнок старается каждому из предложенных образцов узора на ткани найти карточку, подходящую по цветовой гамме и по изображённому объекту.
 На образовательных мероприятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливали бусы из рябины, украшали сарафан и кокошник, раскрашивали деревянную ложку.
Были изготовлены дидактические игры  «Шкатулка загадок», «Сложи узор» и другие. Широко использовали игру «Разрезные картинки», предлагая детям собрать гербы Иванова и области, сказочные сюжеты палехских художников и т.п..
Реализация проекта «Я живу в Иванове» способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.
При ознакомлении с историей малой родины была организована поисковая  деятельность:  детям  было  предложено  расспросить  своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. А на занятиях  ребята  обменялись  полученной  информацией, предлагали  свои  версии  об  истории  некоторых  названий  улиц.
Большое внимание уделялось ознакомлению детей с тру-дом взрослых, как родителей, так и жителей города.  Органи-зованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе»  помогла  закрепить  содержание  труда  взрослых  в  родном  городе.  Дошкольники увидели  важность  и  значи-мость  труда  их  родителей,  и  это  явилось продолжением  заложенных  основ  уважительного  отношения  к  труду взрослых, направленного на благо родного города.
Проводились совместные праздники:  «Когда семья вместе – тогда и душа на месте», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д. Это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа была проведена в рамках долгосрочного проекта «Я и моя семья» по формированию представлений о своей семье, своём роде. Мы убедили родителей попробовать построить генеалогическое древо, которое способствовало бы составлению рассказов о своей семье, родне. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей. В группе был оформлен тематический уголок.
Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание  и  изображение  герба  своей  семьи, создание фотоальбома «Мой город и я», изготовление поделок из природного и бросового материала «Домик в деревне» и другие задания -  объединили родителей и детей, обогатили общение между ними.
Проведённые для родителей консультации, родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим  детей  любить  и  беречь  свой  город»  помогли родителям  осознать, как важно стать  для  своих  детей  примером  отношения  к  своему  городу,  к месту, где живёшь.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по ознакомлению детей с родным городом, его историей, культурой и достопримечательностями.
Понимая важную роль предметно-развивающей среды в формировании личности ребёнка, большое внимание уделили созданию в группе «Краевед-ческого центра». Видное место в нём занимает уни-кальное издание – «Азбука юного ивановца». Это настоящая мини-энциклопедия, в которой в доступ-ной форме, с большим количеством иллюстраций, загадок, стихов, кроссвордов  даются сведения о родном городе и области.
Мы с воспитанниками разучивали стихи из этой книги ивановской поэтессы Св. Сон, а также стихи других поэтов-земляков – Д.Семёновского, Г. Серебрякова, Вл. Жукова, И. Жукова.
В сентябре этого года мы приняли участие в детском вернисаже «С любовью к родному городу», который инициировали депутаты партии «Единая Россия».
Также нами отправлены детские творческие работы на Всероссийский конкурс «Моя Родина – Россия».
Эффективным видом работы является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Так, мы предложили детям домашнее задание: узнать,  в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других.
С целью закрепления у детей представления о родственных связях прово-дили игру «Я и моя семья»: встав вместе с детьми в круг, воспитательбросает мяч ребёнку, задавая вопросы, например «Для кого ты внучка?», «Кто ты маме?», «Кому ты внук?» и т.п.
Одним из условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией мы систематически организуем  в детском саду. Дети нашей  группы  выполняют постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Я убеждена, что любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на общее благо.  
Мы уже совершили заочные экскурсии с целью ознакомления с некоторыми достопримечательностями Иванова – цирком, Дворцом искусств, Соковским мостом, стадионом «Текстильщик».
Интерес у детей вызвали экскурсии в Центральную детскую библиотеку, среднюю школу № 20.    
Были организованы и целевые прогулки по близ-лежащим к детскому саду улицам родного города, в том числе на  аллею славы у Института противопожарной службы.
На таких прогулках мы беседовали не только о социальных объектах, но и обращали внимание детей на соблюдение чистоты.  Старались показать детям, что ухоженные,  чистые улицы и  дворы  поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители.
После экскурсий по микрорайону мы внесли в развивающую среду дидактическую игру  «Что на какой улице находится». Она помогает закрепить знания о социальных объектах нашего района, названия близлежащих улиц.
В рамках проекта «Когда семья вместе, то и душа на месте» мы предло-жили родителям творческое домашнее задание: прдумать и изобразить герб своей семьи. Свой герб семьи презентовали на празднике.
Ещё одно творческое задание, которое мы предложили родителям – сочи-нить частушку о родном городе, крае. На посиделках с чаепитетием дети вмес-те с родителями с удовольствием эти частушки исполнили.
С помощью родителей был оформлен фотоальбом «Мой город и я». Фотографии рассказывают о семейных прогулках выходного дня. Дети с радостью приносят фото, с гордостью рассказывают, где побывали, что интересного видели.
Игру «Где бывали мы – не скажем, а что делали – покажем» мы использу-ем и как физкультминутку, и для закрепления знаний детей об объектах города.
Дети любят игру «Узнай, где нахожусь»: ведущий показывает фотогра-фию, играющий должен назвать, где находится герой фото. Например, на фотографии ребёнок стоит у фонтана; играющий должен сказать, что фонтан находится на площади Пушкина, у Дворца искусств.
С целью закрепления знаний дошкольников о родном городе мною была изготовлена игра «Четвёртый лишний», игровая задача которой – найти среди ивановских достопримечательностей лишнюю.
Воспитанию любви к родному городу помогает и прослушивание лирических песен об Иванове.
У нас в группе есть телевизор и DVD-проигрыватель, поэтому я имела возможность устраивать просмотры презентаций (например, «Заочная экскурсия по родному городу») и фильмов образовательного содержания (например, видеоприложение к региональной программе «Непреходящие ценности малой Родины» о природе родного края, фильм «Иваново: образы города», подаренный ДОУ музеем  им. Д.Бурылина).
Немалый интерес у воспитанников вызвали беседы об историческом прошлом нашего города. После цикла таких бесед детям была предложена дидактическая игра «Как было, как стало». Она состоит из фотографий, на которых изображёны виды Иваново-Вознесенска и современного города. С помощью этой игры дошкольники могут увидеть, каким был наш город, каким стал. Я также предлагаю детям сравнить фото и сказать, что изменилось.
Благодаря ознакомлению детей с материалами регионального центра, познавательным занятиям и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети теперь интересуются: «А что здесь было раньше?».
 
Перспективы развития. Предстоящие целевые экскурсии в магазин, на почту, поликлинику помогут детям  понять принципы функционирования раз-личных учреждений, сформируют у дошкольников представления о разно-образных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
Мы также планируем организовать совместно с родителями экскурсию в краеведческий музей, выездное занятие в музее ситца, автобусную экскурсию по городу.  Реализовать проект «Наши деды – славные победы», в рамках которого рассказать детям о Великой отечественной войне и наших земляках-ветеранах, принять участие в акции «Георгиевская ленточка».
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с её природными особеннностями, красотой. С растительным и животным миром родного края будем знакомить детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Обязательно уделим внимание природоохранным вопросам.


Показатели результативности работы. В начале октября 2014 года мною детям были предложены вопросы, в ходе анализа ответов на которые  стало  возможным  определить  степень  представлений  дошкольников о родном городе. Коллеги, работающие в параллельной группе, по моей просьбе предложили своим  воспитанникам те же вопросы.   
Опрос показал, что в моей группе все дети  твёрдо  знают  название  города,  в  котором  живут,  и  могут безошибочно  найти  герб  города  и  рассказать  о  нём.  Практически все  имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они  живут,  детский  сад,  который  они  посещают.  Половина детей  может  объяснить, почему или в честь кого названы улицы  города, треть может рассказать об этом с помощью наводящих вопросов воспитателя. О профессиях родителей и о распространённых  профессиях  жителей нашего  города имеют  хорошие  знания  62% детей, третья часть детей не на все вопросы может ответить уверенно.
Наблюдения показывают, что мои воспитанники проявляют любознательность, желание узнавать новое о родном городе. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Индивидуальное общение с родителями подтверждает эффективность моей работы. Многие родители отмечают не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном  городе, но  и признают, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребёнка, стали  интересоваться  историей  города.
Таким образом,  систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических  чувств детей имеет свои положительные результаты. Я надеюсь, что мои воспитанники вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год