Департамента образования города Москвы Юго-восточное окружное управление образования ГБОУ детский сад №2497 с этнокультурным (татарским) компонентом образования. Сабитова Зульфия Абдулахатовна воспитатель г.Москва «Татарский национальный детский костюм» ВИД ПРОЕКТА: ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ. УЧАСТНИКИ: ДЕТИ подготовительной ГРУППЫ. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: ОДНА НЕДЕЛЯ. ЦЕЛЬ: - Формировать представления детей о татарском национальном костюме.
Скачать Конспект
Задачи: • - Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме. • Познакомить детей разновидностями татарского орнамента и его особенностями. • Познакомить детей разновидностями татарского орнамента и его особенностями. • Развивать творческие способности детей. • Ввести в словарь детей новые слова: ичиги, шаровары, калфак, тюбетейка, камзол.
ПОНЕДЕЛЬНИК. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ. УТРО: 1. Художественная литература Тема: Чтение татарской народной сказки «Три сестры». Задачи: - воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. - поддерживать интерес к литературным произведениям. -учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. -развивать активность, логическое мышление, воображение, память. 2.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в национальном костюме.
Цель: приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства татарского народа, воспитывать уважение к национальному искусству.
Задачи: - познакомить с национальным костюмом. -учить видеть и передавать красоту национального костюма , его характерные особенности . -упражнять детей в рисовании фигуры человека.
Вопросы к занятию. -Люди каких национальностей живут в нашей стране? -Что такое национальная одежда , чем она отличается от нашей одежды? ---Из чего состоит детский национальный костюм? -С чего нужно начать рисовать человека ? -Какие цвета красок будут выбраны для изображения костюма ? Рассматривание образца *Объяснение и показ способов и этапов работы *Работа детей *Анализ занятия
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Музыка Разучивание татарской народной песни «Эпипэ». Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы Вечер. Дидактические игры «Составь узор», «Лото». «Скажи по-другому». Цель: назвать русские слова по – татарски. ВТОРНИК. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ . УТРО: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО : ЛЕПКА. Тема: Сапожки для Гульчачак
Цель: знакомство с прикладным искусством татарского народа. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения народных мастеров .
Задачи: - познакомить детей с сапожным промыслом и элементами кожной мозаики. -учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры . -воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения народных мастеров.
Вопросы к занятию:
-Из чего изготавливались сапоги и кто их шил ? -Как называются национальные сапоги? -Как называется техника изготовления сапог? -Какой орнамент изображается на них? -Какие цвета пластилина при изготовлении сапожек будем использовать? Загадки про одежду. -Рассматривание образца -Объяснение и частичный показ способов и этапов работы -Работа детей -Анализ занятия
ВЕЧЕР: Вечер загадок и пословиц. Задачи: -воспитывать уважение к ответам товарищей. -развивать умение дослушивать загадку до конца. -учить понимать смысл загадок.
СРЕДА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ: УТРО: КОММУНИКАЦИЯ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ Тема: Мультимедийная презентация «Татарский национальный костюм». Цель: Познакомить детей с историей татарского национального костюма. Задачи: Образовательные: - Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами. - Учить различать татарские головные уборы- калфак и тюбетейку. Развивающие: -Развивать интерес к культуре народов своего края. -Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность. Воспитательные: -Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к татарскому народному орнаментальному искусству. Словарная работа: Тюбетейка, калфак, камзол, орнамент, тульпан. 1. Ручной труд Тема: «Платье для куклы». Цели и задачи: Обучающие: продолжать обучать силуэтному вырезанию из бумаги(одежду для картонной куклы в стиле татарской национальной одежды) и украшению орнаментом. - учить различать традиционную национальную и современную татарскую одежду. - углубить знания о национальных украшениях татарских женщин. Развивающие: работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа. Подготовительная работа: Вырезание картонной куклы по шаблону и платья из бумаги, знакомство со значениями орнаментов и их использование в национальной одежде. Физкультминутка: Раз подняться, подтянутся, Два согнуться, разогнуться Три в ладоши – три хлопка Головою три кивка На четыре руки шире Пять руками помахать Шесть на стульчик сесть опять. - С орнаментом, какого народа, вы сегодня познакомились? -Запомнили название орнамента? - Рисунки получились яркими, красивыми. Какая работа больше вам понравилась? Ребята посмотрите на свои куклы. Куклы получились яркими, красивыми.
*Работа детей *Анализ занятия
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 1.МУЗЫКА. Пение татарской народной песни «Колыбельная»
ЧЕТВЕРГ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ: УТРО: Тема: «Красота народного костюма. Головные уборы» Цель занятия: познакомить детей с особенностями русского и татарского национального головного убора. Задачи: 1. Учить различать женские и мужские татарские головные уборы – калфак и тюбетейку. 2. Развивать интерес к культуре народов своего края. 3. Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского орнамента.
1.Пальчиковая игра «Речь с движением «Рубашка».
У рубашки два манжета, Ребенок показывает манжеты на двух руках Воротник Показывает воротник И рукава, Проводит ладонными по рукавам. И застежка есть, чтоб легче Показывает застежку сверху вниз. Проходила голова. Пуговицы застегнем, Имитирует движения. А потом гулять пойдем. Марширует. -Рассматривание образца -Объяснение и частичный показ способов и этапов работы -Работа детей -Анализ занятия
Вечер Заучивание стихотворения «Татар – бяби» Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение на родном языке, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к национальности, «напеву»
Пятница Утро. Дидактические игры: «Назови национальный костюм». Цель: дети должны правильно указать национальный костюм.
1. Ознакомление детей с окружающим миром Тема: «Классификация татарской национальной одежды»,
Цели и задачи. Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о татарском национальном костюме. Познакомить детей с историей национального костюма. Развивать творческие способности детей. Ввести в словарь детей новые слова ичиги, шаровары, калфак, оборки, волан.
Предварительная работа. Экскурсия в национальный мини музей. Рассматривание иллюстрации в книге «Национальный костюм» Составление и рисование орнаментов.
Вопросы к занятию: Давайте рассмотрим костюм мальчика. Какой на нем интересный костюм! - Для чего нужен мальчику такой костюм? - Можно сказать, нарядный? - Что он будет делать в таком костюме? -Из чего состоит костюм мальчика? -На мальчике что еще надето? - Поверх нее надевается костюм, который называется «камзол». -Почему все - Ребята, а сейчас на улице можно встретить человека в таком одеянии? - Так люди одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют. -Ребята, почему же изменилась одежда людей?
Анализ занятия Вечер. Совместное творчество детей с родителями
|