Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Дети в отличии от нас взрослых, воспринимают окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, что всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие
к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольника такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то воспитать возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным. Чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Но первые шаги по воспитанию патриотических чувств начинается с любви и привязанности к своей семье, дому, дет. саду, улице, двору, сформирования бережного отношения к природе и всему живому; воспитания уважения к людям, к их труду, а это доступно детям младшего дошкольного возраста. Для воспитания патриотических чувств у детей я выбрала технологию метода проектов. Основоположником метода проектов является американский учёный, педагог Джон Дьюи. Он доказывал: ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных, практических усилий. По мнению педагога, ребёнок не должен «Набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни развивать инициативу, творчество, участие. В основе проектной деятельности лежит решение проблемы. Но только тогда, когда ставится цель и есть, желание её достичь, проблема становится проектом. Проектная деятельность это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшего использование. Проектная деятельность предусматривает поэтапное движение к цели. Первый этап – подготовительный или организационный, второй – основной или этап реализации, третий – заключительный или презентация. Основное правило проекта: каждый ребёнок выполняет только то, что ему интересно и что у него получается; взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами. В ходе проектной работы используются разнообразные средства и приёмы обучения, игры, беседы, наблюдения, труд, и др. но на высокую степень самостоятельности детей младшего дошкольного возраста рассчитывать не приходится, их кругозор, уровень навыков невелик. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, приходится направлять ребят к решению проблемы задуманного содержания. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослыми, если они им интересны. Отношения строятся на соучастии, сотрудничестве. Планируя проект необходимо исходить только из интересов детей. Метод проектов позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса: - воспитатель имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители вовлекаются и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей; - деятельность дошкольников организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. Анализируя изученные материалы пришла к выводу. Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребёнка. Проект понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе его лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать, свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности. Прежде чем приступить к разработке проектов по формированию патриотических чувств изучила материал по данной теме. Выявила знания, возможности, прошлый опыт детей, их интересы. Затем приступили с ними к совместному планированию. ( О чём бы им хотелось узнать? Где побывать? Что увидеть? и т.п.). На основе их интересов и был разработан проект. Работа над проектом с детьми младшего дошкольного возраста осуществлялась в несколько этапов. 1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учётом интересов детей). 2. Определение взрослыми цели проекта, его мотивация. 3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности. 4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе») выполнение детьми отдельных несложных поручений. 5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата. При организации проектной деятельности и составлении технологических карт я использовала методику преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ С.Е. Анфисовой. Свою проектную деятельность по патриотическому воспитанию начинали с тематики (проблемы) из ближайшего окружения, адекватному возрасту детей: семья, дом, двор, детский сад и т.п. По продолжительности проекты были краткосрочными. Например. Название проекта: «Волшебный мир семьи». Вид проекта: Информационно - практикоориентированный участники собирают информацию, снимки, обсуждают, реализуют, в результате оформляют семейный альбом. Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители. Продолжительность проекта: Краткосрочный. Тема: Семья. Проблема: Необходим материал, чтобы повышать интерес детей к семье. Цель: По результатам проектной деятельности оформить семейный альбом. Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к своей семье. Воспитать уважение к членам семьи. 2. В детском саду создать условия для обобщения материала, т.е. снимков. 3. Привлечь родителей к работе над проектом. Мероприятия по решению задач: (основной этап) 1.- Занятия, беседы на темы « Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей» ,«Старшие члены семьи (бабушка, дедушка)», «Хозяйство семьи», - Д/игры: «Чей я ребёнок, угадай?» «Найди сходства и различия», «Кто для кого?» и другие. - Досуги с привлечением членов семьи: «Моя бабушка», « Праздник мам». 2.- Совместная работа по оформлению семейного альбома с использованием домашнего фотоархива. 3.- Родительское собрание по теме - Индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Старшее поколение в семье» и др. Результат: Оформлен «Семейный альбом воспитанников группы». Форма презентации: Представление демонстрация семейного альбома родителям, педагогам, воспитанникам. В ходе проекта были активны все участники: дети, воспитатели, родители. - Дети участвовали в беседах, в дидактических играх по теме. В ходе бесед дети были очень эмоциональны, показывали, рассказывали о членах своей семьи, бережно относились к снимкам. Дети пытались самостоятельно, сообща дать определению слову «семья». Разворачивали сюжетно - ролевые игры «Моя семья», «Дочки- матери» и др. Участвовали в сборе снимков, подготовке и оформлении альбома. Разучивали стихи, песенки о членах семьи, участвовали в праздничных мероприятиях, поздравляли мам, бабушек… - Я (воспитатель) планировала и организовывала беседы, занятия, игровую деятельность. Занималась подборкой материалов по теме для родительского собрания, консультаций, д/игр. Проводила консультации и индивидуальные беседы с родителями. - Родители участвовали в собрании, в беседах, Оказывали помощь в сборе фотоснимков, интересовались ходом работы. Присутствовали на презентации. В результате проведённой работы у детей появилось желание быть похожими на близких людей, больше узнать о своих предках, о своей семье. Семейный альбом в дальнейшем будет активно использоваться в работе по патриотическому воспитанию – любви и привязанности к своей семье, дому, уважения к членам семьи.
|