Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок». Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Петушок» Неуймина Зинаида Александровна. С.Смоленское 2013 год. Задачи. Дать представления о том, что как народные мастера изготавливают матрёшку. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного, эмоциональной привязанности к матрёшке. Замечать и называть различие в цвете одежды матрёшек и её размере.
Скачать полный конспект
Предварительная работа: заучивание стихов, рассматривание узоров на одежде, игры с матрёшками. Ход занятия.
-Ребята, посмотрите, сколько у нас игрушек! Они вам нравятся? Расскажите мне про них. Я знаю, что вы их очень любите. А хотите сделать что-нибудь приятное для игрушек? -Да! -Назовите ласково кукла, заяц, мишка. (Дети называют). Звучит музыка, входит Девица- Мастерица -Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей - хозяйке радость! Здравствуйте, ребята! Я Девица-Мастерица! Слышала, вы здесь про игрушки говорили? Вы их любите? -Да!
-А я вам сегодня очень интересную и необычную игрушку принесла. Но она спрятана в загадке, если вы загадку отгадаете, то с игрушкой поиграете. Вы готовы?
Загадка. Красные щёчки, Пёстрые платочки, Хлопают в ладошки Весёлые (матрёшки).
-Правильно, ребята, это матрёшка. -Посмотрите, какая она красивая, весёлая. А сейчас садитесь удобнее, я расскажу вам историю о том, как появилась матрёшка. Рассказ.
Прошло сто лет с тех пор, как замечательные художники придумали и создали первую матрёшку. Однажды в Московскую мастерскую, где делали игрушки, попала японская деревянная игрушка-японец, в которой помещалась мал мала меньше - вся его семья. Вот тогда-то и, знаменитый игрушечных дел мастер, Василий Звёздочкин выточил из дерева похожую на эту игрушку, но свою русскую матрёшку. Восемь фигурок вкладывались одна в другую. Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрёшке была изображена девушка в сарафане, переднике и платочке с петухами. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя напоминала спеленатого младенца. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные. Матрёшки разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках букет. (Показ разных матрёшек). Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любима у малышей. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь! Физкультминутка. Шли Матрёшки по дорожке, Было их немножечко: Две Матрёны, три Матрёшки И одна Матрёшечка.
-Ребята, что вы видите на моём столе? -Матрёшек. -Скажите, какие они по росту? -Разные. -Чем ещё отличаются матрёшки друг от друга? (Дети рассматривают матрёшек и описывают их внешний вид). -Дети, что можно сказать про эту матрёшку? (Показ самой большой матрёшки).
-Из чего сделал её мастер? -Какими красками разрисовал платок, сарафан, передник, какими узорами украсил? -Зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей). -Молодцы, дети, матрёшки очень рады, как вы о них говорите. -А кто знает стихи про матрёшек?
(Чтение стихов). 1. Алый, шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко- Наша русская матрёшка.
2. Вот красавицы матрёшки Разноцветные одёжки. Раз – Матрёна, два – Малаша, Мила – три, четыре – Маша, Маргарита – это пять Их не трудно сосчитать.
3. Деревянная матрёшка Влезла с Машей на окошко. По карнизу ходит кошка И не может сосчитать: То стоит одна матрёшка, То матрёшек целых пять!
-Спасибо, ребята, очень хорошие стихи вы знаете про матрёшек. -Ребята, у меня для вас тоже есть сюрприз. -Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут Всех матрёшками зовут. Кукла первая толста, (слова сопровождаются показом). А внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живёт ещё одна Кукла в серединке. Эту куколку открой Будет третья во второй. Половинку отвинти, Плотную, притёртую- И сумеешь ты найти Куколку четвёртую. Вынь её да посмотри, Кто в ней прячется внутри? Прячется в ней пятая Куколка пузатая. В ней живёт шестая, А в шестой – седьмая, А в седьмой – восьмая. Эта кукла меньше всех, Чуть побольше, чем орех. Вот, поставленные в ряд Сёстры куколки стоят. Сколько вас? – у них мы спросим. И ответят куклы: восемь.
-А сейчас возьмите любую матрёшку и поиграйте с ней. (Игра «Расставь матрёшек по росту»). -Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрёшку. (Дети садятся за столы). -Почему нашим матрёшкам невесело? Сравните их с большой матрёшкой. В чём отличие? Они грустные, потому что у них нет нарядного сарафана. -Матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. Вы можете им в этом помочь?
-На столе лежат кружки, цветы, листики. Ими будем украшать одежду матрёшек. (Дети берут готовые формы и украшают матрёшек аппликацией). После работы все матрёшки рассматриваются.
-Матрёшкам стало весело, они захотели покружиться в хороводе. Давайте поставим их на полянку и попляшем. -Мы Матрёшки, мы – кругляшки, Мы все лаковые, одинаковые. Как плясать пойдём – Только пыль столбом. Мы Матрёшки, мы – сестрички, Мы – толстушки невелички. Как пойдём плясать и петь, Вам за нами не успеть… (Танец с матрёшками). В конце занятия дети дарят их гостям на добрую память. -Ой, вы гости дорогие! У нас матрёшки расписные. Украшали их, старались Подарить вам собирались.
Занятие окончено.
|