Патриотическое воспитание дошкольников через организацию досуговых мероприятий |
Патриотизм детям | |||
Автор: Калашникова Наталья Алексеевна | |||
20.12.2024 20:23 | |||
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию досуговых мероприятий Калашникова Наталья Алексеевна, воспитатель МКДОУ «Рябинка» Федеральная образовательная программа дошкольного воспитания большое значение уделяет развитию патриотического воспитания в детском саду. Если посмотреть на задачи и содержание образовательных областей, то можно увидеть, что патриотизм пронизывает все образовательные области. Перед педагогом стоит не лёгкая задача, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, заложить в них фундамент патриотизма, воспитывать достойного человека и гражданина своей страны. Но откуда зарождается эта любовь? Конечно, из окружения, в котором находится ребёнок- в первую очередь это семья и детский сад. В стенах детского сада ребёнок узнаёт о крае, в котором живёт, знакомится с его историей, с традициями, узнаёт о людях, которые прославили город, край, страну. Постепенно дошкольник осознаёт, что у него есть своя Малая Родина и он причастен к её судьбе, позднее эта ответственность перерастает в любовь и заботу к Отечеству, научит внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. В семье же закладываются основы ценностей и традиций. Здесь он учится любить, уважать, радоваться, гордиться, сочувствовать, а без этого не возможно заложитьэмоционально-нравственную основу, именно семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребёнка.
Помимо этого в ФОП ДО предложен примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. По сути, нам дали прямой инструмент для работы с воспитанниками. Это культурно-досуговая деятельность. Досуг в детском саду – совокупностьвидов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей ребёнка в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, игровыми программами, развлечениями, любительскими занятиями, подвижными играми и т. д.). Досуговая деятельность является одной из эффективных форм формирования и воспитания у детей патриотизма. Это беседы, целевые прогулки и экскурсии, ознакомление с произведениями народного творчества, это игровая деятельность, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность, викторины, акции, развлечения и праздники. Мероприятия, проводимые в нашем детском саду, в рамках досуговой деятельности можно разделить на тематические блоки: Музыкальный. Знакомство с музыкальными произведениями и композиторами, овладение игрой на инструментах, хоровое разучивание песен. Театральный. Проведение игр-драматизаций при помощи кукольного театра, постановка сценок, разучивание диалогов, обучение основам актёрского мастерства (мимика, жесты, выразительность речи). Наиболее высокая степень интегрирования различных видов деятельности осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. С этой целью в детском саду проводятся праздники и развлечения основой которых является фольклор. Помимо традиционных календарных праздников Рождество, Масленица, Пасха, в детском саду проводятся тематические развлечения, такие как «В гостях у бабушки» — развлечение для младших дошкольников, знакомит детей с устным народным творчеством (потешками, песнями), «Широкая ярмарка», «Русский самовар», «Наши игры» — фольклорный праздник для старших дошкольников, который знакомит детей с играми предков. Цель таких мероприятий знакомить детей с русскими народными традициями, играми и забавами, с народным календарем и приметами, показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, потешки, колядки). Литературный. Прослушивание рассказов и стихотворений, произведений устного народного творчества, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение бесед по прослушанным текстам, обучение выразительному чтению стихов. Оформление патриотических уголков в группах. С помощью художественных произведений можно влиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине. Произведения устного народного творчества помогут сформировать у детей такие понятия, как «Родина», «Малая Родина». Для этого можно использовать пословицы и поговорки о Родине. Дошкольный возраст – это возраст, когда ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Удачно выбранная и выразительно рассказанная сказка, обязательно найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств. Дошкольникам предоставляется возможность самим увидеть в произведениях отношение героев к Родине. (упоминание о богатырях в народных сказках это такие как «Соловей Разбойник», «Финист-ясный сокол», «Никита-Кожемяка», и в многих других произведения и др.) Художественный. Развитие художественного восприятия, рассматривание репродукций и слайдов, проведение бесед, продуктивная изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, проводим ежегодные конкурсы — выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные различным юбилеям. Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых «Дню победы», «Дню Семьи», «Дню Космонавтики». Знакомимся с народными промыслами России: городецкая, дымковская, хохломская роспись. Через самостоятельное художественное творчество детей (рисование на тему «Места, где я люблю отдыхать», «Улица, на которой живу», «В гостях у бабушки») прививаем любовь к малой Родине. Интеллектуальный. Проведение викторин, игр на смекалку и дидактических игр (брейн-ринг, КВН, «Хочу всё знать», «Поле чудес»), бесед с интересными людьми. У нас в гостях были: врач, сотрудник полиции, сотрудник МЧС, участники СВО. Расширяют и углубляют представления дошкольников о различных профессиях. Экологический. Формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе и родному краю, проведение экскурсий в парк, на ферму, участие в экологических акциях. В группах создаем огород на окне, участвуем в акции «Зелёный десант», посещаем семьями парк родного города. Спортивный. Соревнования, весёлые старты, турниры, походы. «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Выше, к звездам!», «Мой папа – самый сильный!», «Зарница» и др. Каждые выходные, в зависимости от времени года, многие семьи выезжают в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка к морю. Многие ценят свои родные места, любятвыезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, отдых, который позволяет отвлечься от повседневных будней. И просто насладиться нашей сибирской природой. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь. В детском саду проводятся социально-педагогические акции по разным темам и направлениям: «Моя семья – моя родословная», «День матери», «Что мы можем вместе с папой?», проекты «День Победы», «С днем рождения, Тайшет», посвященный юбилею города и включает в себя рисунки и изготовление макетов достопримечательностей города, и другие. Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым. Любой из этих методов, если правильно его применить, заинтересует ребенка, даст эмоциональный стимул для дальнейшей работы, позволит расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.
|