ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФОП: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОАРХИВА СЕМЬИ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Захарова Ирина Владимировна | |||
02.10.2024 23:40 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФОП: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОАРХИВА СЕМЬИ Аннотация: в статье представлен опыт взаимодействия с семьями воспитанников детского сада по формированию основ гражданственности и патриотизма. Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, Родина, семья. С 01 сентября 2023года все дошкольные образовательные учреждения нашей страны реализуют требования Федеральной образовательной программы дошкольного образования, целью которой является всестороннее развитие ребенка в период дошкольного детства…на основе духовно-нравственных ценностей российского народа [2 п.14. 1]. В соответствии с «Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденных указом президента РФ от 09. 11. 2022г. №809, гражданственность ипатриотизм относятсяк традиционным ценностям российского народа. Зачем формировать гражданственность у детей дошкольного возраста? Во-первых, это помогает воспитывать любовь к своей стране и уважение к ее истории и культуре. Во-вторых, это способствует развитию чувства патриотизма и гордости за свою родину. В-третьих, это формирует у детей представление о том, что значит быть гражданином своей страны и какие обязанности это накладывает. Поэтому обучение детей основам гражданственности является важным направлением государственной политики в сфере образования.
Гражданственность – это набор качеств, которые делают человека патриотом своей страны. Это любовь и уважение к родине, знание ее истории и культуры, активное участие в жизни общества и соблюдение законов. В свою очередь чувство патриотизма обширно и по содержанию и по проявлениям в деятельности человека. Это также и любовь кродномукраю, игордостьзасвойнарод, ижеланиесохранятьбогатстваРодины. Сегодня в свете реализации в дошкольном образовании ФОП ДОпатриотическое направление воспитаниядетейнаходится в позиции кардинальных изменений. Наше педагогическое сообщество находится в поисках инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Предлагаем вниманию наш опыт формирования, развития чувства гражданственности и патриотизма у детей младшего дошкольного возраста Находясь в поискеспособовиформ работы поформированию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, решилипосмотретьнапроблемуглубже, ближе к самому ребенка. Родина…Отечество…Отец, Мать. Семьяявляется для ребенкасамым первым и близким к его практическому и нравственномуопытучеловеческимсообществом, в котором все егочленысвязаныродством и гдевсемейномобщениитрадиционныеценностинародапередаютсяотодногопоколения к другому. Конечно, в наше время в патриотическом воспитании детей в условиях семьи существуют и недостатки: умногихродителей, особенномолодых, нетзнанийи опыта для реализации патриотического воспитания детей разных возрастов; также отсутствуют знания о свойственных только для семьи способах, средствах и формах патриотического воспитания детей; существует часть родителей, которые отрицательно относятся кучастию детейв общественно-полезном труде; значительно уменьшилась роль отдельных семей в политической, морально-психологической и патриотической подготовке сыновей для службы в вооруженных силах страны; да и в целом, во многих семьях отсутствует хороший пример в патриотическом воспитании. Однако как формировать эти чувства у детей младшего дошкольного возраста, ведь понятия Родины, любви к Родине для малышей понятие абстрактное, пока далекое, не всем понятное? Поэтому для себя мы выбрали одно из весомых направлений, напрямую влияющих на успешное формирование чувства гражданственности и патриотизма у маленьких детей — любовь и уважение к своим близким, к своей семье, ее жизни и традициям. Семья и семейные традиции – это и есть воспитание детей. Именно в семье ребенок получает первый опыт, в каждой семье есть свои правила и привычки. Они помогаютвыстраиватьотношениячленамсемьи с обществом, делают семью сплоченной, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание. В основу традиции всегда положена ценность семьи, которая и определяет норму поведения. В нашей группе мы стали накапливать фотографии семейной жизни воспитанников, конечно, при активном участии родителей в этой работе. Ребята приносили из семейных архивов фотографии ярких событий, праздников, семейных вечеров, где воочию можно наблюдать семейные ценности, традиции доброго отношения друг к другу, уважение, эмпатию, доброжелательность не только к членам своей семьи, но и к другим людям, животным, любовь к своему делу, дому, городу. Наша работа строилась в несколько этапов. Вначале мы провели анкетирование, узнали подробнее о членах семьи, их увлечениях, о работе родителей, о традициях семейного отдыха и досуга. На следующем этапе мы проводили консультации, беседы, встречи с родителями с целью просвещения о роли семейных традиций в жизни детей. Далее мы перешли к практическому этапу, когда в помощь при проведении познавательной деятельности по плану тематических недель семьи делились соответствующими тематике фотографиями. Например, «Моя семья», «Моя мама лучшая на свете»,, «День отца», «Мы — читающая семья!», «Наша жизнь день за днем», «Мама, папа, я — спортивная семья» и многие другие. Мы накопили значительный архив фотографий, который эффективно работает на повышение мотивации детей к познавательной деятельности, семья стала непосредственным участником образовательного процесса, расширились возможности нашего взаимодействия с родителями воспитанников. У нас появилась возможность реализовать всесторонний и компетентный подход в вопросе формирования гражданственности и патриотизма у наших детей. Резюмируя, стоит отметить, что воспитатель может использовать различные методы для формирования основ гражданственности и патриотизма у своих воспитанников. Но важно помнить, что формирование этих чувств у детей — это длительный процесс, который требует терпения и настойчивости со стороны воспитателя. Но если работать над этим регулярно и методично, то можно добиться хороших результатов и воспитать настоящих патриотов своей страны. Список использованной литературы:
|