Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников |
Патриотизм детям | |||
Автор: Рудаева Юлия Николаевна Сало Анна Михайловна | |||
24.09.2024 05:56 | |||
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Авторы: воспитатель ГБОУ № 1500 (г. Москва) Рудаева Юлия Николаевна, воспитатель ГБОУ № 1500 (г. Москва) Сало Анна Михайловна Сегодня в Российской Федерации вопросам нравственно-патриотического воспитанияграждан уделяется большое внимание. Так, при реализации образовательных программ дошкольного образования образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» должна быть направлена на «…формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослыхв Организации, региону проживания и стране в целом…» [2]. Начиная с работ Сухомлинского В.А. [3] иУшинского К.Д. [1], которые излагали, по сути, не только цели и задачи, но и определяли средства, формы и методы нравственно-патриотического воспитания, педагогическийарсенал современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения существенно расширился.
При этом, каждый педагог в отдельности, исходя из конкретной ситуации, подбирает для своей работы индивидуальные психолого-педагогические методы и приемы в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников, решая, таким образом, стоящие перед ним образовательные задачи. Например, проведение музыкальных тематических вечеров способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к образовательным учреждениям, занимающихся вопросами нравственно-патриотического воспитания. Важной формой нравственно-патриотического воспитания является краеведение, так как базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру ею культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине и месту, где родился человек. В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням. В одном из основных актуальных нормативно-правовых документов указано, что «…к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья...» [4]. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеют нравственность и патриотизм. Понятие «патриотизм» это чувство любви к Отечеству. Понятие «Отечество» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания государства. Поощряя любознательность, сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Мировая художественная культура предоставила педагогом богатейшие возможности для проведения подобной работы. Сегодня мини-музеи, организованные на базе детского сада, в отличие от «взрослых» музеев, имеют ряд своих особенностей для дошкольников: в обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец композиции, при создании которой приходится использовать собственную фантазию и домашние запасы. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а здесь — можно. Например, в ГБОУ № 1500для этого созданы широкие возможности дошкольники на регулярной основе посещают музеи 4 Дивизии народного ополчения и Боевой славы 129 Орловской стрелковой дивизии, где есть широкие возможности по нравственно-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов военнослужащих. Музейные экспонаты в детском саду, за исключением наиболее ценных, используются в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной). Кроме того, и родители активно включены всоциокультурную деятельность черезсемейное посещение других музеев г. Москвы. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях. Задача заключается в том, чтобы сделать чувство любви и привязанности к людям более осмысленными действительным. Педагог рассказывает дошкольникам о значимости труда родителей, подчеркивая их заботу о детях. Для этой цели он использует беседы, художественную литературу, показывает картины. Важно учитывать особенности ребенка, предусматривать возможность противоречия между его нравственными представлениями и конкретными поступками. Поэтому особое внимание следует уделять воспитанию действенной любви к людям, желанию помогать им (накрыть на стол, вымыть посуду и т.д.) т.е. разнообразную посильную помощь. Детский сад вторая семья ребенка, где он окружен вниманием, любовью и заботой работников дошкольною учреждения. У детей воспитывается уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит, заботится о чистоте помещений. Воспитание у детей любви к родной природе, способности чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь и приумножать ее богатства — такова другая сложная задача воспитателя. Исследователи подчеркивают, чточувство любви к природе будет устойчивым, если воспитатель осуществляет эту работу, начиная с младшей группы, учит детей воспринимать красоту родной природы, испытывать радость общения с нею. Представления и впечатления о родной природе осмысливаются и углубляются при использовании в работе с детьми произведений художественной литературы и искусства. На прогулке дети любуются красотой природы, учатся бережно относиться к ней. Таким образом, нравственно-патриотические качества не возникают у детей сами по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. При этом важнейшая роль в этом процессе принадлежит выбраннымсредствам, формам и методам нравственно-патриотического воспитания, которые воспитатель будет использовать для достижения педагогических целей, исходя из конкретных условий. Список литературы:
|