Обобщенный опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. На примере изучения родного края с детьми старшего дошкольного возраста (Вологодская область, г. Череповец) |
Патриотизм детям | |||
Автор: Соколова Юлия Александровна Степанова Наталья Геннадьевна Смекалова Надежда Владимировна Постнова Ольга Анатольевна | |||
14.08.2024 18:19 | |||
Обобщенный опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. На примере изучения родного края с детьми старшего дошкольного возраста (Вологодская область, г. Череповец) Авторы: воспитатели МАДОУ «Детский сад No 83» Вологодская область, город Череповец
Изучение родного края в наше время становится важным и обязательным компонентом в системе дошкольного образования. Мы хотели бы поделиться опытом работы с детьми в данном направлении. Проведенные диагностики, беседы, позволили выявить уровень знаний детей о родном крае. Составили перспективный план работы с детьми и родителями и приступили к его реализации. Мы познакомили дошкольников с особенностями природы Вологодской области. Рассказали об известных земляках, прославивших наш край.
Рассмотрели достопримечательности наших городов. Не остались без внимания народные промыслы, старинные костюмы и семейные традиции. В своей работе использовали различные формы, методы и приемы:
Особенно запомнились детям: Северная чернь из Великого Устюга, кружево из Вологды, сгущенное молоко из Сокола и конфеты из Шексны. Ну, и, конечно же, главный волшебник из Великого Устюга – Дед Мороз. Яркое впечатление оставили просмотры познавательных фильмов: «Вологодская область – душа Русского Севера», «Мы живем в России — Вологда», «Вологодская область – Мульти — Россия» и другие. Совместно с родителями в городе Череповце, удалось посетить: «Музей природы», Интерактивно-познавательный центр «Зеленая планета», серию занятий «Знатоки родного края» в Центральной библиотеке имени В.В. Верещагина. Провели экскурсии по улицам города, рассказали об истории их возникновения, достопримечательностях. Были разработаны и проведены различные мероприятия: НОД «Чье имя носит улица?», «Город будущего» и другие; КВН «Юные патриоты»; викторины – «Путешествие по Вологодчине»; изготовлены дидактические игры «Путешествие по реке Коште», «Промыслы Вологодской области», «Что мы знаем о России?». Подготовили для детей тематические альбомы «Богатыри земли русской», «Череповец в годы Великой Отечественной Войны», «Мой край родной» и другие. Рассматривали иллюстрации, фотографии, репродукции, книги, отражающие быт, народные промыслы и культуру Вологодского края. В группах были созданы уголки по патриотическому воспитанию. В них были представлены: мини – музеи «Куклы в народных костюмах», «Гончарный промысел Ёрги»; подборка тематических альбомов, дидактические игры, раскраски, костюмы, карты, символика нашей Родины, лэпбуки и другое. Проводилась работа с родителями: консультации, экскурсии, беседы, анкетирование, творческие задания – «Герб семьи», «Родословное дерево», рисунки и поделки, мастер-классы, «Литературные гостиные» (стихи о родине, о природе). Наши воспитанники вместе с родителями посещали музеи, библиотеки не только в нашем городе, но и в других городах нашей области. Благодаря этим путешествиям наши мини-музеи пополнились новыми сувенирами. Большой интерес у детей вызвало изучение животного и растительного мира нашего края. Совместно с родителями они изготовили книжки – малышки, принесли фотографии и рисунки для создания альбома «Правила поведения в природе», «Наши достопримечательности». С семьями воспитанников изучили и сделали «Красную книгу» Вологодской области для группы. Наблюдая за детьми, прислушиваясь к их разговорам, беседуя с ними, мы убедились, что нам удалось расширить и обогатить знания детей о своей «малой родине». В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы и на семью. Всем известно, что семья является источником передачи ребенку социально-исторического опыта. Подводя итоги проделанной нами работы, можно сделать вывод, что родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам нравственно — патриотического воспитания, их участие в жизни сада стало более активным. Систематическая работа, несомненно, способствовала воспитанию у детей чувства гордости и любви к своему родному краю.
|