«Использование регионального компонента в работе с дошкольниками в соответствии с ФОП ДО» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Исупова Мария Николаевна | |||
30.10.2024 17:20 | |||
«Использование регионального компонента в работе с дошкольниками в соответствии с ФОП ДО» Региональный компонент содержания дошкольного образования является важным ресурсом расширения и обогащения содержания образования, обеспечение его вариативности в связи с внедрением Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопления детьми социального опыта жизни в своём родном крае. И прежде всего, необходимо дать детям понимание того, что страна начинается- с малой Родины. В этой связи успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, но она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. В дошкольной организации разрабатывается календарно-тематическое планирование на каждый возраст, гдевыделен региональный компонент, т. е. те мероприятия, которые нужно провести в течение учебного года. Изучение регионального компонента проходит через основные направления развития: Первое направление, это физическое.
Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому собрала картотеку подвижных, хороводных и народных игр Вятского края. Составление классификационных подвижных игр. Игра — это любимое занятие детей. Она имеет огромное значение для гармоничного, всестороннего развития дошкольника. Двигаясь и играя, дети учатся любить, познавать и понимать окружающий мир – действовать в нём. Игровая деятельность ценна тем, что в увлекательной, интересной и доступной для ребёнка форме доносит новую и необходимую информацию. Это позволяет включить и такую немаловажную составляющую в общее развитие ребенка как региональный компонент. Внедрение регионального компонента в подвижные игры решает нужные задачи в области воспитания и формирования духовно-нравственного отношения к культуре родного края, чувства сопричастности к наследию своего народа. Национальный колорит в подвижных играх, досугах, спортивных эстафетах и в других формах двигательной активности способствует развитию уважения и интереса к своей малой родине. Через подвижные игры, в которые включён региональный компонент, дети приобщаются к национальной культуре и традициям. Так же подвижные игры и спортивные мероприятия с региональным компонентом, являются оптимальным вариантом художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольника. Подвижные игры с региональным содержанием могут использоваться самостоятельно – на прогулках, занятиях по физической культуре, в группе. А также могут объединяться в группу для использования в развлечениях, праздниках, досугах. На базе детской организации организуем и проводим разнообразные игры Вятского края, такие как «Солнцеворот» «Ляпы», «Прятки», «Жмурки», «Растеряха», «Водяной», «Перетягивание на палках», «Ручеёк». «Вятская плетень» Знакомим детей с достижениями знаменитых людей нашего края, с достижениями спортсмена города Омутнинска Юрия Скобова. Это заслуженный мастер спорта, чемпион Кировской области, чемпион XII зимних Олимпийских игр, двукратный чемпион Европы, многократный чемпион и победитель первенств СССР, серебряный призер чемпионата мира в эстафете в 1974 году. Прославленный лыжник, заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин города Кирова и города Омутнинска. Александра Ивановна Рага — педагог, художница, мастер дымковской игрушки. Она работает и с детьми, и со взрослыми. Ее работы — яркие барыни, кавалеры, петухи -"живут" в разных городах России. А сама Александра Ивановна — настоящая "энциклопедия" дымковского промысла. Следующее направление, это социально-коммуникативное. Развивает интерес детей к населенному пункту, в котором живут, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиям прошлого и настоящего. Способствует проявлению активной деятельностной позиции детей: непосредственное познание достопримечательностей родного населенного пункта на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Актуальность данного направления возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Поэтому важно формировать у дошкольников умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее развитие и формировать предпосылки учебной деятельности. Данное направление реализуется во всех видах детской деятельности. Традиционно, в октябре, в нашем детском саду проходят «Вятские осенины», на котором воспитанники знакомятся с вятскими обычаями и традициями. Также в течение учебного года проводим праздники «Вятская картошка, «Капустник, праздник птиц, Февромарт, "Традиционные Вятские ремёсла и промыслы". Расширить знания о Вятском крае помогают такие мероприятия как игра-путешествие «Вместе с нами поиграйте, Вятский край лучше узнай — ка!», виртуальная экскурсия «Хлынов -Вятка». Развитие интереса к вятским промыслам проходит через знакомство с Дымковской игрушкой. Проводим дидактические игры: «Нарядим дымковскую барыню», «Дымковская мозаика», «Подбери силуэту пару». «Красота дымковского орнамента». На занятиях по познавательному развитию даем знания о «Символах нашего города». Виртуальные экскурсии — знакомят детей с городами Кировской области. Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка узнавать окружающий мир, используя его любознательность. Приоритетными являются такие формы работы как проектная деятельность, основная цель которых расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность). Разработаны проекты «Безопасный путь от дома до детского сада», «Дорожная грамота», «Моё здоровье», «Безопасность в помещении». Следующее направление – познавательное, предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Основные формы работы по развитию познавательной деятельности это вовлечённость детей в разную деятельность, применение различных дидактических заданий и игр, использование приёмов, которые помогают в развитие речи, пополнение словарного запаса и формирование мышления и памяти. Эффективному и систематическому усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе способствует перспективно — тематическое планирование воспитательно — образовательной работы. В планировании затронуты такие темы, как: «История города», «Города Кировской области», «Знаменитые люди нашего края», «Народная культура и традиции», Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений. Создание выставки фотографий «Достопримечательности города», уголок Вятского края, провели краеведческий час на открытом воздухе «Вот она какая, сторона родная», беседы «день основания города Кирова (Хлынова, Вятки). Проведение праздника с этнокультурной и государственной тематикой: «День славянской письменности и культуры», К данной работе привлекли семьи воспитанников, так как семья является главным источником народных традиций. Заинтересовали их проблемой приобщения детей к проблеме малой родины. Удачно зарекомендовали себя такие формы работы, как: выставка семейного творчества «Веселые игрушки из Вятской деревушки», семинар практикум «Добрая Вятка», квест-игра «Дымковская барыня», «Вятские ремёсла», мастер-класс «Полна загадок сказочная Вятка», «Как смастерить вятскую игрушку»: провели виртуальную экскурсию к 650-летию города Кирова. Таким образом, региональный компонент включен в работу дошкольной организации по всем направлениям развития в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования и реализуется через все виды детской деятельности. Исупова Мария Николаевна Воспитатель МКДОУ д/с № 19 «Сказка» г.Омутнинска, Кировской области
|