Конспект открытого занятия в старшей группе (5-6 лет) «Богатырь земли русской — Илья Муромец» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Левченко Любовь Михайловна | |||
13.06.2024 19:50 | |||
Конспект открытого занятия в старшей группе (5-6 лет) «Богатырь земли русской — Илья Муромец» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка с. Новосысоевка» Яковлевский муниципальный округ Самоанализ Открытого занятия в старшей группе «Пчёлки» (5-6 лет) Тема: «Богатырь земли русской-Илья Муромец» Составила: ВоспитательI категории: Левченко Л.М 2024 г. Конспект интегрированной образовательной деятельности (далее ОД) разработала и провела в соответствии с основной образовательной программой, по познавательному развитию ( «Социальное окружение» и «Физическая культура») с учётом возрастных особенностей детей, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.
Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа средствами познавательно-речевой деятельности. Задачи:
Материалы и оборудование:
Виды и формы деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная. Занятие сочетает в себеобразовательные области: «Социальное окружение» и «Физическое развитие», «Речевое развитие». Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей старшей группы. При проведении образовательной деятельности большое внимание уделялось соблюдению санитарно-гигиенических требований, предъявляемых СанПиН: была проведена влажная уборка, проветривание помещения; достаточное освещение, время проведения и продолжительность деятельности соответствовало возрастным нормативным требованиям. Своевременно осуществлялась смена динамических поз во время совместной деятельности (сидя, стоя, в движении), также осуществлялась смена игровой среды, соответствующей ходу образовательного мероприятия, обеспечена безопасность жизнедеятельности дошкольников. При планировании образовательной деятельности и достижения поставленных целей и задач учитывался:
Для реализации поставленных задач, весь дидактический материал подобран в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. Все задачи реализовывались через сочетание методов и приемов. Методы и приёмы: Словесный: (беседа, объяснения, художественное слово, вопросы). Наглядный: (мольберты с предметными картинками, доска). Практический: (дидактические игры с наглядным материалом). Игровой: (прохождение по болотным кочкам). Здоровье сберегающий: (физические упражнения с дугами и конусами). Структура ОД: 1. Вводная часть. а) приветствие детей; б) сообщение темы ОД; 2. Основная часть. а) беседа, просмотр слайдов презентации; б) физминутка Богатырская; в) словесная игра «Да — нет»; г) дидактическая игра «Собери богатыря в поход»; д) рассказывание пословиц и отгадывание загадок; 3. Заключительная часть. а) рефлексия (ответы детей о том, что они узнали нового и интересного из этого путешествия); Данное занятие проводилось с детьми старшей группы, в количестве 12 человек. Длительностью 30 минут, что соответствует требованиям САНПИНа. Образовательная деятельность состояла из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют принципам установленных ФОП ДО. Для достиженияпоставленной цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Вводная часть ОД состояла из организационного момента, целью которого стало включение внимания детей на предстоящую деятельность и развертывание образовательной ситуации. Это решалось через такие организационные формы совместной деятельности:
Основная часть ОД состояла из совместной практической деятельности детей и взрослого. В этойчасти были подобраны теоретические и практические задания с сопутствующей двигательной активностью. ОД была выстроена с учетом знаний детей, их способностями воспринимать материал, способствовала развитию интереса. Темп занятия соответствовал уровню подготовленности и был соответствующим. Виды деятельности менялись согласно плану, и каждый из них являлся продолжением для дальнейшего изучения темы. Такие приемы как использование музыки в выполнении физических упражнений, рассматривание иллюстрации старинной избы, гусляров, вступительная беседа, чтение отрывков из былины помогли окунуться в частичку нашей истории. Постаралась охватить всех детей, достаточно правильно оценить их ответы. Думаю, что обстановка во время нашей совместной деятельности была доброжелательной, нагрузка на детей соответствовала возрасту и их психологическим особенностям. Смена деятельности, динамическая пауза, снимали напряжение детей. Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, созданием ситуации успеха у детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка. Быстрая сменяемость приёмов и выполнение игровых заданий в течении всей основной части, позволили избежать утомляемость воспитанников, способствовали сохранению эмоционального благополучия детей. На данном этапе ОД удалась решить все поставленные задачи. Дети были активны, вовлечены в игровую атмосферу, которая присутствовала на занятии. Заключительная часть образовательной деятельности – это подведение результата образовательного процесса. Чтобы подвести общий итог занятия был использован прием-вопрос. Дети отвечали на вопросы что нового и интересного они узнали на занятии. На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми. Деятельность детей на занятии заключалась в речевой, двигательной и умственной активности. Смена видов деятельности позволила сохранить интерес детей и работоспособность. Данная деятельность соответствует планированию, программе и возрасту детей. Считаю, что цель занятия была достигнута, поставленные задачи решены именно теми приёмами, которые были запланированы. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Вывод: Считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Была для детей партнером, помощником, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Цель достигнута, поставленные задачи реализованы. Перспектива дальнейшей работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка с. Новосысоевка». Яковлевский Муниципальный округ Конспект Открытого занятия в старшей группе «Пчёлки» (5-6 лет) Тема: «Богатырь земли русской-Илья Муромец» Подготовила воспитатель I категории: Левченко Л.М 2024 г Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской- Илья Муромец» Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец» Цель: Приобщение детей к героическому прошлому русского народа средствами познавательно-речевой деятельности. Задачи:
Словарь: богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, доспехи, булава, ножны, поножи, наручи, лик святого, колчан со стрелами, лук, мощи, Киева –Печорский монастырь, молитва. Предварительная работа:
Оборудование:
Ход занятия. Вход в зал под музыку: «Утро над Москвой рекой» Воспитатель: «Здравствуйте ребята, посмотрите, сколько много гостей. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! Садитесь на свои места и слушайте внимательно. 1. У нас сегодня будет необычное занятие. А о чем оно будет вы узнаете если отгадайте загадку: Из того ли –то города Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец На коне, на Бурушке Косматушке. А ехал он не себя показать, Не себя показать, не людей посмотреть, А Русь –матушку защищать… Слайд 1, 2,3, 4, 5, 6 А поговорим мы с вами о богатырях, которые жили давно, но слава об их подвигах дошла до наших дней. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Из древне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары — часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри? Дети: Богатыри — это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри? Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные. Воспитатель: Правильно, богатыри — это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов — стояли на заставе (крепости). 2. Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома. - В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных) - Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.) Слайд 7 Вот перед нами деревянная избушка. Давайте заглянем, что в ней. На большом экране старинная русская изба в разрезе. - Что внутри этой избы? (Русская печь) Она занимает почти пол избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь — Матушка». - Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит). 3. Вот на такой печи долго пролежал и молился один из русских богатырей. Слайд 8 Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарова, недалеко от города Мурома) (Есения) -Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал) Слайд 9 - Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, божьи люди выпить святой, студеной, колодезной воды заставили) - Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу). С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем — разбойником) Ребёнок (Матвей Корюгин) Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу, Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему, Рычал злодей-разбойник по-звериному, От его свиста все цветочки осыпалися, А что есть люди — все мертво лежат. Ребёнок Но срубил ему Илья буйну голову, Говорил притом таковы слова: «Тебе полно-тко свистать по-соловьему, Тебе полно-тко кричать да по-звериному, Тебе полно-тко стращать малых детушек!» Слайд 10, 11 Воспитатель: После участия в долгих ратных подвигах Илья Муромец ушёл в монастырь. Постригся в монахи и возносил молитвы богу. Он был возведён в лик святых. И по сей день люди припадают к его святым мощам и возносят молитвы о России. Мощи Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской Лавре. Слайд 12 4. Ребята, а как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было. Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки) Ребёнок: Сказитель играл на гуслях и приговаривал Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские! Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка, и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно. Слайд 13 5. Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В. М. Васнецова? Дети: Богатыри. Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник? Дети: Трех богатырей. Воспитатель: Кто находится в центре? Дети: Илья Муромец. Воспитатель: а как вы догадались, что это Илья Муромец? Дети: Он самый могучий, старший, мудрый. Воспитатель: а кто слева? Кто справа? Дети: Добрыня и Алеша Попович Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри? Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец. Воспитатель: Почему они одевали кольчугу? Дети: Защита от стрел, копья. Воспитатель: Что надето на голову? Дети: Шлем, защита головы. Воспитатель: а ещё какие доспехи есть у богатырей? У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами. Воспитатель: Ребята богатыри передали нам свиток. Я сейчас зачитают, что здесь написано. Здесь написано, чтобы вернуться обратно в детский сад нужно пройти испытания и выполнить задания. Но прежде чем мы отправимся в путь представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку. 6. Физминутка: За высокими горами, (поднимают руки вверх) За широкими долами, (разводят руки в стороны) На границе у реки (плавные движения руками перед собой) шли в дозор богатыри. ( «идут» друг за другом по кругу) Очень сильные, (сгибают руки в локтях) Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам) Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя) Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!») 7. Воспитатель: Вот первое испытание. Нам нужно пройти по болотистым кочкам. Проходим под музыку: «Богатырская сила» Задание №1: Словесная игра «Да- нет» Наша Родина сильна … да. И у нас она одна… да. На Руси богатыри есть…да. Им всегда хвала и честь… да. Илья Муромец герой … да. Он был самый молодой…нет. Соловья он победил…да. Из автомата подстрелил…нет. Алёша Попович тоже герой… да. Он сильный, смелый, молодой…да. Он в Киеве граде дружинником был…да Карабаса в бою победил… нет. На танках боролись богатыри с врагом. нет. Они воевали с мечом и копьём…да. Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет. Он змея сумел победить своей силой… да. Гордимся мы нашими богатырями… да. Хотим ли быть такими же сами…да. Воспитатель: Нам нужно преодолеть следующее препятствие проползти через дебри и выполнить следующее занятие. Проходим под музыку: «Богатырская сила» Задание №2: Дидактическая игра «Собери богатыря в поход» Для этого вам надо из всех предложенных вам картинок нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор. (Дети поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется) Дети обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом. Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были лишними и почему. Воспитатель: Ещё одно препятствие пройти через крутые горы и выполнить последнее задание. Проходим под музыку: «Богатырская сила» Вот и задание №3. Нужно рассказать пословицы про богатырей и отгадать загадки. Пословицы Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли – умри, не сходи! За край свой насмерть стой! За правое дело стой смело! Жить – Родине служить. Счастье Родины – дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет! Если дружба велика, будет Родина крепка. Не родом богатырь славен, а подвигом. Стать за честь Родины против недруга, За Отчизну в нужде сложить голову. Загадки: Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга) Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем) Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч) Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит) Слайд 14, 15, 16, 17 8. Воспитатель: а теперь через ворота время возвращаемся обратно. Ребята, а богатыри были не только в стародавние времена, богатыри есть и сейчас в наше время. Это военные, пожарные, врачи. А я хочу вам рассказать об 11-летнем мальчике из-под города Архангельска, об Савёлове СергееАртёмовиче. Когда они катались с горки на ватрушке его друг Митя ушиб сильно голову, у него был перелом черепа. И Серёжа тащил его 2 километра на ватрушке до больницы, никто не остановился, чтобы помочь. Но Серёжа дотащил его, вовремя Мите оказали помощь, если бы чуть позже Митя бы умер, но Серёжа своим упорством и добрым сердцем спас своего друга. И получил за это награду «Горячее сердце». Вот такие есть у нас герои сильные духом 9. Подведение итогов: -О ком мы сегодня узнали? - Что нового узнали? Чтение стихотворения. Ребёнок: А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую! Не затмить им солнце красное! Век стоит Русь — не шатается. И века простоит не шелохнется! А преданья старины Забывать мы не должны Слава русской стороне! Слава русской старине!
|