Информационно-исследовательский проект «Герои моей семьи» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Быкадорова Надежда Николаевна | |||
06.06.2024 14:45 | |||
Информационно-исследовательский проект «Герои моей семьи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка №4 Краснооктябрьского района Волгограда» Направление «История и культура родного края» Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой. По характеру участия ребенка в проекте- как субъект создания проекта от зарождения до получения результата Авторы проекта: воспитанники старшей группы № 4 МОУ детского сада № 200, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель Возраст участников: 5-6 лет. По длительности — краткосрочный (2 недели)
Место проведения- групповое помещение (группа № 4), музыкальный зал детского сада. Актуальность День победы — всенародный праздник, день памяти и скорби, благодарности нашим дедам и прадедам, спасшим Отечество и весь мир от фашистского нашествия. 9 Мая! Великий праздник для нашего народа! День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения в поколение. Всё дальше уходят в историю грозные годы самой жестокой мировой войны. Очень редко наши дети могут встретить ветеранов, мало кто слышал в детские садах их рассказы о годах войны. В это время наш долг родителей, воспитателей-хранить память о героях ВОВ, о простых солдатах, тружениках тыла, рассказывать о них детям, воспитывать чувство гордости, развивать стремление сохранить память о родных, формировать понимание ценности мирной жизни. Тема нашегопроекта была подсказана социокультурной ситуацией. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему, как не только недостаточное знание детьми дошкольного возраста истории и героического прошлого своего родного города, страны, но и незнание детьми героической истории своей собственной семьи. Чувство патриотизма закладывается с детства, растёт вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих родных. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. Современные ребята мало что знают о Великой Отечественной войне, но нельзя даже предположить, что подвиг освободителей забудется совсем, ведь события той далёкой войны так или иначе связаны с историей каждой семьи. Ведь семья – это малый мир, малое общество, без семьи невозможно воспитать полноценного человека. Слова: родители, Родина – однокоренные не случайно. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью. Для российского сознания унаследовать прошлое – значит не уходить от предшествующих поколений, а идти по их путям, дорогами с преданиями, традициями, заветами предков. Предлагаемый проект посвящён проблеме осмысления детьми дошкольного возраста наследия Великой Победы. Ключевой проблемой, раскрываемой проектом является ответ на вопрос: какой вклад внесли члены семей воспитанников в Победу в ВОВ, а также создание книги памяти «Герои моей семьи». Дошкольный возраст – начальный этап патриотического воспитания. Именно в это время необходимо вызвать интерес к прошлому и настоящему своего города и края, вызвать чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги своих прадедушек и прабабушек. В силу своего возраста дети не умеют пока самостоятельно вести исследовательскую и поисковую работу. За помощью они обращаются к педагогам и родителям. И героическое прошлое предков становится пространством сближения детей и взрослых. Память о предках – это продолжение нашей истории. Именно проект – это метод целенаправленного практического действия, идущий от детских потребностей и интересов, развивающий детскую самостоятельность и активность, а значит являющийся одним из действенных средств воспитания и формирования основ патриотизма, коммуникативной компетентности растущей личности. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта не нова, но для нашего образовательного учреждения актуальна и значима, так как на протяжении многих летмы работаем по региональной программе «Воспитание маленького волжанина». Таким образом, проект "Герои моейсемьи" имеет несколько актуальных аспектов, которые способствуют развитию детей и формированию у них ценностей, связанных с памятью, историей и уважением к семейным корням: 1. Формирование патриотизма и уважения к истории Поиск информации о родственниках, участвовавших в ВОВ, помогает сформировать у детей уважение к своим предкам, понимание важности защиты Родины и готовности к сохранению ценностей и традиций. 2. Развитие когнитивных навыков Изучение исторических данных о ВОВ способствует развитию когнитивных способностей детей: анализу, сравнению, синтезу информации. 3. Формирование навыков исследовательской деятельности Реализация проекта включает в себя поиск и анализ информации, проведение интервью с родственниками, создание сообщений, совместного продукта-книги памяти. 4. Развитие социальных навыков Дети учатся слушать и задавать вопросы, взаимодействовать с родителями и родственниками, уважать мнение сверстников. 5. Пропаганда мира и противостояние насилию Рассказ о войне может быть средством пропаганды мира и ненасилия, формирования у детей желания стремиться к гармоничным отношениям в обществе. Название проекта: «Герои моейсемьи» Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный, детско-взрослый, групповой. По характеру участия ребенка в проекте: как субъект создания проекта от зарождения до получения результата Авторы проекта: воспитанники старшей группы № 4 МОУ детского сада № 200, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель Возраст участников: 5-6 лет. Количество участников: воспитанники старшей группы № 4, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. По длительности: краткосрочный (2 недели) Место проведения: групповое помещение (группа № 4), музыкальный зал детского сада. Объект исследования: семейные архивы, фото родственников, участвовавших в ВОВ. Предмет исследования: родственники — фронтовики. Цель исследовательского проекта: Для детей:
-апробировать навыки самостоятельного сбора и организации информации по теме. Для педагогов: -создание условий для развития у детей дошкольного возраста представления о Великой Отечественной войне, о людях, которые в ней участвовали, развивать познавательную и исследовательскую активность.
-в партнерской позиции активно взаимодействовать с воспитанниками и их родителями, участвовать в совместной деятельности. Для родителей: -повысить уровень проектной культуры и информированности родителей по решению проблемы проекта. -в партнерской позиции активно взаимодействовать с воспитанниками и педагогами посредством активного участия в совместной деятельности. Для МОУ: -повысить имидж дошкольной образовательной организации среди родителей -пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы № 4. Задачи проекта:
Проблема проекта: «Что мы знаем о наших родственниках, участвовавших в ВОВ?» Гипотеза: Если люди будут знать историю своей семьи, о родственниках-участниках ВОВ, то это поможет сохранить память из поколения в поколение о героическом прошлом своих родных, будут понимать значимость участия каждого солдата в общей Великой Победе для всей страны, что пробудит желание хранить мир и спокойствие в своей семье, во всей стране, во всём мире. Обеспечение проекта: (материал, оборудование, инструментарий): фотографии, энциклопедии, Интернет-ресурсы, компьютер, альбомы, фотографии, иллюстрации. Продукт проекта: книга памяти «Герои моей семьи». Ожидаемые результаты: Для детей:
Для педагогов:
Для родителей:
Для МОУ:
Технология проекта. I Подготовительный этап. Во время беседы о предстоящем праздновании Дня Победы воспитатель задала вопрос, почему говорят, что ВОВ коснулась практически всех семей нашей Родины? Дети высказывали свои предположения, что «во многих семьях погибли люди». В ходе дальнейшей беседы воспитатель спросила у детей, а знают ли они, кто из членов их семей участвовал в ВОВ. Дети отвечали, что не знают. Таким образом, возникла проблема: «Мы не знаем родственников, которые участвовали в ВОВ». По модели трёх вопросов совместно с детьми обсудили план проекта. Вопрос Ответы детей Что мы знаем об участниках ВОВ? Кто из ваших родственников участвовал в ВОВ? Во многих семьях погибли люди. Не знаем. Что бы Вы хотели узнать о родственниках-фронтовиках?» Какая была семья у солдат? Какая одежда была у солдат? Какие были медали? Какие песни пели солдаты? Что ели солдаты? Какой дом был у солдат? Какие были танки и пушки? Сколько солдат помещается в танке? Как этот узнать? Что для этого нужно сделать? Спросить у родителей, у бабушек, дедушек. Взять книги в библиотеке и прочитать. Прочитать в энциклопедии. Посмотреть в интернете. Спросить у музыкального руководителя. Вопросы, волнующие детей, записали. Появился своеобразный план проекта: Дети решили узнать интересующую информацию, а помощи попросить у родителей, бабушек, дедушек. На очередном групповом сборе обсудили, как можно будет оформить такую ценную, полезную информацию. Ведь память о таких героических людях надо хранить и передавать из поколения в поколения. Недавно с детьми мы делали книжки-малышки о дорожных знаках. Дети предложили сделать большую книгу. В ходе обсуждения с детьми выбрали название «Герои моей семьи». Эта книга в дальнейшем и стала нашим совместным продуктом проекта. II Основной этап. В ходе погружения в тему проекта на занятиях познавательной деятельности «Солдаты ВОВ» детям были интересны такие вопросы: Как жили солдаты? Что ели? Как одевались и др. Ребята делились друг с другом новыми знаниями, приносили литературу по данной теме, статьи из интернета. Они обсуждали, как оформить соответствующие страницыкниги: каким будет фон страниц, что нарисовать, что написать, что приклеить и др. Страницы книги, рассказывающие о жизни солдат на войне. Через некоторое время дети стали приносить оформленные страницы будущей книги о родственниках -фронтовиках, рассказывать о них. Мы узнали, что родные наших детей совершали подвиги, работали в тылу, были в плену, участвовали в боях за Сталинград, были детьми Сталинграда, восстанавливали наш город. Ребята с гордостью делились семейными историями. В некоторых семьях оказалось, что нет такой информации. Мы решили, что можно нашу книгу пополнить страницами о героях войны, которые запомнились нашим детям или родителям. На своих страницах дети рассказали о таких героях как: М. А. Паникаха, В.Г. Зайцев, А.П. Маресьев. Далее дети обратились за помощью к музыкальному руководителю, чтобы она рассказала о том, какие песни пели и слушали солдаты. После соответствующего занятия и дополнительного сбора информации ребята оформили страницу о песнях военных лет. Каждый день наша предметно-развивающая среда обновлялась и пополнялась книгами, картинками, сообщениями, которые приносили ребята в детский сад. Совместно с детьми оформили выставку книг о войне. Во время чтения художественной литературы, мы с детьми разучивали стихи о ВОВ, знакомились с рассказами С.Алексеева, обсуждали прочитанное. Особенно заинтересовала детей книга, которую принесли брат и сестра одной семьи, — Елена Ульева «Беседы о войне». В ней в доступной форме размещены небольшие рассказы о годах войны. Мы нашли в ней ответы на многие детские вопросы. Она была нашей настольной книгой во время проекта. Таким образом, в совместной деятельности была оформлена книга памяти «Герои моей семьи», которая вместила информацию не только о родственниках-фронтовиках, о героях ВОВ, но жизни и быте солдат во время войны. Экскурсия. Когда один из воспитанников рассказывал о М.Паникахе, то некоторые дети вспомнили, что памятник ему находится недалеко от нашего детского сада. Не все ребята знали про это место, и было решено отправиться на экскурсию. Предварительно составили и смоделировали безопасный маршрут пути к памятнику. У памятника вспомнили с детьми о подвиге героя, почтили его память, возложили цветы. Свободную игровую деятельность, ребята проводили в активных подвижные играх: «Пограничники», «Военные самолёты», дидактические игры: «Подбери картинку», «Чья форма», «Военный транспорт»; сюжетно-ролевые игры: «Землянка», «Полевая кухня», «Госпиталь», «Медсестра», «Мы солдаты». III Заключительный этап. Активно наша группа готовилась к ответственному мероприятию, посвящённому Дню Победы: обсуждали ход мероприятия, выбирали репертуар, учили песни и стихотворения, готовили сообщения про своих родственниеов, которые участвовали в ВОВ. На самом мероприятии дети рассказали всем ребятам детского сада, что они узнали о своих родных. Тем самым, была подтверждена гипотеза, если люди будут знать историю своей семьи, о родственниках-участниках ВОВ, то это поможет сохранить память из поколения в поколение о героическом прошлом своих родных, будут понимать значимость участия каждого солдата в общей Великой Победе для всей страны, что пробудит желание хранить мир и спокойствие в своей семье, во всей стране, во всём мире. Этапы проекта, план реализации мероприятий проекта по каждому этапу. Реализация проекта проходила в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе: Цель: создание необходимых условий для работы над проектом. Задачи:
Результативность. Результатом реализации проекта стало-важное событие: презентация книги памяти для воспитанников детского сада на мероприятии, посвящённом Дню Победы. Ребята с гордостью поделились своими знаниями о своих родных-участниках ВОВ. На заключительном этапе, после мероприятия была повторно проведена беседа с детьми, что позволило нам сделать вывод, о сформированности знаний о родственниках-фронтовиках, об их малых и больших подвигах, об их вкладе в общую Великую Победу в жестокой войне. Теперь они с гордостью могут поделиться этой информацией со сверстниками и родителями. Таким образом, по окончании реализации проекта, мы видим, что дети проявили огромный интерес к созданию книги памяти и её использовании в дальнейшем. Большинство воспитанников очень аккуратно используют книгу, часто рассматривают её, показывают родителям, проявляют высокую речевую активность, рассказывая о своих родных, о процессе её создания. По наблюдениям педагогов, высокий интерес и активность была у родителей — они стали активными участниками всех мероприятий. Используемая литература.
Приложение 1. Праздничный досуг «Героям моей семьи посвящается!» Цель: презентовать воспитанникам детского сада продукт исследовательского проекта книгу памяти «Герои моей семьи» Задачи: -актуализировать полученные в ходе проекта знания детей о ВОВ, о родственниках, участвовавших в ней в войне.
-развивать связную речь, умение рассказывать, слушать сверстников и взрослых
Ресурсное обеспечение: Фортепиано, магнитофон, мультимедийная установка, тематические плакаты, воздушные шары. Предварительная работа: разучивание стихов, песен, танцев, прослушивание фонограмм песен военных лет, ситуация общения «Как можно представить наш проект на мероприятии для детей детского сада,» Ход мероприятия: Дети входят в зал, исполняется праздничное перестроение под фонограмму песни «День Победы» Д.Тухманова, сл. В.Харитонова. В конце выстраиваются полукругом перед зрителями. Дети: День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну. (Н. Томилина) Ведущий: Сегодня в этот праздничный день мы вспоминаем тех солдат, которые подарили нам мир. В нашей группе проходил исследовательский проект. Ребята со своими родителями искали информацию о родственниках, участвовавших в ВОВ. Детям было интересно, как семьи их родных пережили военные годы. Оказывается, родственники наших воспитанников сделали огромный вклад в Победу над фашизмом: они были солдатами, партизанами, командирами, водителями, связистами, санитарками, а также многие участвовали в восстановлении нашего города в послевоенные годы. Дети совместно с родителями изучали семейные архивы, слушали воспоминания родных и написали книгу памяти «Герои моей семьи». Предлагаем Вам пересмотреть страницы этой книги и вспомнить этих людей. Всем нашим защитникам, ветеранам ВОВ, и тем, кого с нами нет, мы посвящаем эту книгу. (На сцене стоит лавочка и столик, на столике книга Памяти. Мальчик берёт книгу и начинает листать. На экране проецируются фотографии, а дети рассказывают о своих родственниках.) Дети: Дочь обратилась однажды ко мне: - Мама, скажи мне, кто был на войне? - Дедушка Лёня — военный пилот - В небе водил боевой самолёт. Дедушка Женя десантником был. Он вспоминать о войне не любил И отвечал на вопросы мои: - Очень тяжёлые были бои. Бабушка Соня трудилась врачом, Жизни спасала бойцам под огнём. Прадед Алёша холодной зимой Бился с врагами под самой Москвой. Прадед Аркадий погиб на войне. Родине все послужили вполне. Много с войны не вернулось людей Легче ответить, кто не был на ней. (Н. Томилина) Рассказы детей о родственниках-фронтовиках. Дети: Мой прадедушка Пугаев Павел Фёдорович служил в разведке. Однажды он один доставил в плен немецкого офицера…… Мой прадедушка Сорокин Иван Михайлович был командиром миномётной роты. После войны участвовал в восстановлении нашего города… Наш прадедушка Косов Юрий Тимофеевич во время войны служил в зенитных войсках. Дошёл до Берлина… Ведущий: Вместе со всеми воинами отважно сражались и воины-автомобилисты. У нашего воспитанника прадедушка был водителем. Основной задачей водителей была эвакуация раненых бойцов и мирного населения, доставка продовольствия, горючего, орудий и боеприпасов на передовую. Многие водители, прошедшие всю войну и имевшие боевые награды, не сделали ни одного выстрела по врагу. Однако без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее нам Победу. О героях-водителях слагали стихи, писали песни. Красивый лирический текст известной многим "Песенки фронтового шофёра" рассказывает нам о нелегких буднях неунывающего военного водителя, который колесит фронтовыми дорогами в любую погоду. Эта песня стала гимном тех, кто во время войны не расставался с «баранкой». Танец под песню Б.Мокроусова, Б.Ласкина «Песенка фронтового шофёра». Ведущий: На войне сражались не только мужчины, но и женщины, они были санитарками, разведчицами, связистками, летчицами. Дети: Моя прабабушка Шевцова Надежда Георгиевна во время войны была связисткой. Участвовала в боях за Смоленск, Минск, в войне с Японией… Ведущий: О женщинах, участвовавших в войне писали стихи, их именем называли орудие, женщинам посвящали песни и танцы. Дети: Сражались все – на море и на суше Горел в огне и Минск и Сталинград, Но эту песню про Катюшу Любил Советский доблестный солдат Ведущий: Следующий танец так и называется «Катюша». Его мы посвящаем нашим прабабушкам, участвовавшим в ВОВ. (Танец «Катюша», М.Исаковский, М.Блантер) Ведущий: Так уж повелось с давних пор: как только на страну нападал враг, весь народ поднимался на защиту Родины. Нашим дедам и прадедам выпало на долю защищать страну в эти страшные сороковые годы. На войне солдата не раз выручала смекалка и находчивость. Наши дети, когда читали книги о войне, познакомились с поговорками военных лет. Поиграем в игру «Угадай словечко!»
Ведущий: Мы не имеем право забыть ужасы этой войны. Мы не имеем право забыть тех, кто отдал свою жизнь за нас. Песня Д.А. Чибисова «Вечный огонь» Ведущий: Победа — это не только радость, но и скорбь. В память о погибших, прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память погибших в Великой Отечественной Войне минутой молчания. Минута молчания. Ведущий: Никто не забыт! Ничто не забыто! Ведущий: Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разрушали города, убивали мирных жителей – женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа – на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей – всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Дети: Мой прадедушка был на войне! Он страну от врагов защищал, И когда все горело в огне, Его ангел крылом укрывал. Он геройски прошел всю войну И с Победой вернулся домой. Я за мир благодарен ему И горжусь, что прадед — герой! (Е. Киселёва-Никифорова) Ведущий: Много есть на свете важных слов: Мама, Родина, Россия. А еще есть очень важное, доброе слово –МИР. Мир –это планета, Мир –это солнце, Мир –это улыбки, Мир –это дети. Нет войны – нет слез, горя. Мир нужен всем и всегда! Дети: Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойные спят города. Пусть сирены пронзительный вой Не звучит над моей головой. Ни один пусть не рвётся снаряд, Ни один не строчит автомат. Оглашают пусть наши леса Только птиц и детей голоса. И пусть мирно проходят года, Пусть не будет войны никогда! Дети исполняют песню: «Песня о мире» С.Богомазова, В. Мурадели. Дети: Мы будем храбрыми как деды, Родную землю защитим И солнце яркое победы Мы никому не отдадим! Ведущий: Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Всем нашим родным, ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живём сейчас под мирным небом. Пусть всегда будет мирным наше небо, а наши дети будут радостными, счастливыми и дружными в нашем детском саду! Славим в мае день Победы, светлый праздник всех людей! Ведущий: Предлагаю всем прокричать троекратное УРА! Ура! Ура! Ура!
|