«Развивающая предметно-пространственная среда, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Зиборова Асия Шамильевна | |||
04.05.2024 21:18 | |||
«Развивающая предметно-пространственная среда, как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Патриотическое воспитание ребенка — сложный воспитательно- образовательный процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая предметно-пространственная среда в группах и холлах детского сада. В процессе создания РППС мною учитывались следующие принципы: интеграции, принцип гуманизации и партнерства, национально-культурные ценности. Для развития нравственно-патриотических чувств дошкольников в ДОУ был создан патриотический центр «Моя страна. Мой город. Мой район. Природа нашей Родины. Животные и птицы нашей страны». Он помогает познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, с государственными символами города (флагом, гербом, гимном, портретами президента), с русскими народными промыслами и традициями русского народа. Это дает возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, за счет которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых разных профессий, достижениям известных людей. Особое внимание в своей работе уделяю укреплению связей с родителями, они стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители, являются партнерами, работая совместно и в одном направлении. В МАДОУ систематически проходят выставки детско-родительских работ. В ноябре этого года в нашем учреждении прошла выставка народных игрушек – самоделок и кухонной утвари своими руками». Одним из основных средств воспитания любви к родному краю считается народное творчество. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. В дошкольном возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к труду и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Взаимодействие с педагогами в форме мастер-класса. Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народное прикладное искусство. На мастер-классе педагоги украшали кухонные доски «Хохломской росписью». По окончании мастер-класса воспитатели пополнили нравственно-патриотические уголки в группах расписной доской. Мастер — класс с детьми «Русская матрешка» Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её культурному наследию. Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности воспитанников. Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально-творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое «Я». Знакомство детей с народным ремеслом началось не только с матрешек, но и с лепки из соленого теста. Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме — это символ богатства и благополучия в семье. В данный момент с детьми ведется работа по оформлению выставки «В гостях у бабушки». Традиционные народные художественные ремесла лепка из соленого теста. «Русская изба» В наше время так получилось, что дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В нашем детском саду творческой группой был создан мини музей «Русская изба» для ознакомления детей с традициями русского народа, их бытом, формирования представления о русской деревни, обобщения и систематизации знаний детей о предметах старинного быта. Воспитания духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям. Оформление территории и коридоров детского сада. У входа в детский сад расположена локация для фотографий в патриотическом духе. К 23 февраля и 9 мая они оформляются фигурами солдат, весной – нарядными матрешками, зимой – снеговиками, летом и осенью там красуются русские деревья. В коридорах ДОУ ведется работа по росписи стен в традициях «Русский народных сказок». Патриотизм с рождения! Патриотизм начинается с семьи, и тех ценностей, которые прививаются родителями ребенку с самого рождения. Это любовь к своим близким, родным, семье, своему дому, а значит, и к Родине. Именно из этих составляющих в более старшем возрасте в сердце, душе и появляется патриотизм, гордость за свою историю и страну, стремление защищать свое Отечество. Так же как и родители, мы педагоги должны подавать своим воспитанникам пример правильного нравственно-патриотического воспитания! Я патриот своей страны, я люблю свою Родину! И начинать надо с себя, с своей семьи и своих детей! Статью подготовила: педагог ДО Зиборова А.Ш.
|