Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Любимый Новоград» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Нуждина Татьяна Николаевна Козлова Елена Серафимовна | |||
09.04.2024 19:14 | |||
Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Любимый Новоград» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №17» (дошкольное отделение) Цели: формирование у детей патриотических чувств, толерантности и качеств, необходимых для успешной социальной адаптации, через изучение особенностей родного города и его истории. Воспитание любви и интереса к родному городу, расширение кругозора. Задачи:
Предварительная работа:
Оформление зала: иллюстрации памятник «Тысячелетие России», «Софийский собор», «Звонница», «Юрьев монастырь», избы музея деревянного зодчества «Витославлицы», карта-схема Новгородского Кремля, уголок стилизации русской избы. Ведущий: в 1859 году на холмистом берегу Волхова ильменские славяне основали город и назвали его Новым. Так начал свою жизнь Новгород. В густых лесах, В приладожье студеном Где древняя раскинулась земля, Как богатырь в урочище пустынном Стоял он твердо – Родины оплот, И этот город в песнях господином Великий Новгородом звал народ. Взрослые исполняют песню «Город над Ильменем». Музыка Никитина, слова Сукова. Ведущий: На протяжении всей своей истории крепостью прикрывала Русь от врагов – завоевателей. Для защиты от врагов Новгородцы построили Кремль и назвали его Детинец. Стены у Кремля – мощные, не пробить их ядрами. Вокруг Кремля ров, заполнили его водой – не подойти врагам к стенам города. На стенах – бойницы, из которых стреляли по врагу. А с высоких башен Кремля далеко видно, как подбирается враг к Новгороду. Заметит врага стража, ударит в колокол, и бегут люди со всех окрестных деревень укрываться за высокими стенами Кремля. Вопрос к детям: Кто знает, как называются башни Новгородского Кремля? Дети: Митропольчья, Кокуй, Федоровская, Дворцовая, Спасская, Княжья, Покровская, Златоустовская, Владимирская. Ведущий: Послушайте как про них говориться в стихотворении: Выше отмели пляжной, песчаной, Широко расцветает земля. И стоит богатырской заставой, Девять башен Детинца Кремля. Главный храм Новгорода – Софийский собор. Наш древний город, славный и могучий, От стен Кремлевских веет стариной, Собор Софийский он времен дремучих Взметнул под небо купол золотой. Дети: Софийский собор – главный храм господина Великого Новгорода, символ его независимости. Умереть «за Софию» — значило отдать жизнь за свой город. Не даром Новгородцы говорили: «Где София – там и Новгород». Софийский собор венчан шестью куполами, каждый из которых похож на шлем воина. В соборе принимали иностранных послов, хранилась казна, библиотека. А это звонница кремля. Здесь висели колокола. Каждый колокол имел свой голос, свое звучание. И когда они звонили все вместе, получалась красивая музыка – колокольный перезвон. Очень любил слушать колокольный звон великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов – наш земляк. В цент ре Кремля высится памятник Тысячелетию России. Он похож на колокол и напоминают нам о славе земли русской. Этот памятник всем великим людям Руси, на памятнике 128 фигур. Это Петр первый, Мини и Пожарский, Дмитрий Донской, Александр Невский, полководец Суворов, полководцы Кутузов и Багратион, создатели «азбуки» Кирилл и Мефодий. Это Ломоносов, Пушкин, Жуковский, Глинка и многое другие люди, которые делали русскую землю великой землей. Ведущий: Сегодня один из великих людей земли русской к нам в гости пожаловал (в зал входит А. Невский – ребенок, одетый в доспехи тех времен – шлем, кольчуга, меч, красная накидка). Детство свое он провел в Новгороде, где княжил его отец Ярослав. Мальчик очень любил читать о походах Александра Македонского. Знал историю всех земель русских. В 16 лет он стал князем Новгородским. Когда началась война с немцами и шведами, ему исполнилось 20 лет. В знаменитом ледовом побоище на Чудском озере он наголову разбил немецких рыцарей, собрал всех оставшихся в живых врагов и сказал им: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. И пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если с мечем, кто пойдет – от меча и погибнет». Невский: Добрые молодцы, хочу проверить Вашу силу богатырскую. Самых сильных и смелых возьму к себе в дружину. Проводиться состязание «Стенка», «Перетягивание каната», «Кто кого перетяни сидя», «Перенести друга». Невский: Отличная дружина подобралась в вашем детском саду. Ведущий: Приглашает гостя посидеть, отдохнуть немного. Во славном Новгороде, как был Садко – купец, богатый гость. А прежде у Садко Имущества не было, одни были гусельки яровчатые. По пирам ходил Садко играл. Так начинается былина о славном гусляре Садко, который не имел казны, ни товаров, ни дома богатого, но обладал редким даром: пел он под гусельки переливчатые песни звонкие. Так пел, что люди заслушивались. Сам то царь водяной, спавший в озере Ильмень, в такой восторг пришел, что обещал ему награду – рыб с перьями золотыми. И похвастался Садко купцам Новгородским, что выловит из Ильмень — озера рыб с золотыми перьями. Посмеялись толстосумы, но обещали гусляру богатства великие: Закинули тоньку в Ильмень-озеро, Добыли рыбу – золотое перо. Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро, Добыли другую рыбу – золотое перо. Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро, Добыли третью рыбу – золотое перо. Тут купцы Новгородские отдали по 3 лавки товара красного, Стал садко торговать, стал получать барыши великие, Торговал садко с заморскими странами, с дальними городами, И возгордился – захотел стать богаче всех, Все товары Новгородские и других купцов скупить. Но понял: не выкупить товаров со всего света белого, Еще выкуплю товары московские, Поспевают товары заморские. Не я, Садко, купец богатый Новгородский, Богаче меня славный Новгород Ведущий: Ой, садко, добрый молодец, сыграй нам песню свою: Садко исполняет «Ой, ты темная дубравушка». Ведущий: А теперь и ты нас послушай: (дети исполняют русскую народную песню «Я на горку шла», «Пойду ль, выйду ль я». У детей ложки, бубны). Ведущий приглашает Садко посидеть вместе с детьми. Дети: Когда облаков веерницы истлеют, развеются в прах, Горят золотые зарницы на синих пяти куполах. На окраине Новгорода, на берегу реки Волхов расположен Юрьев монастырь. В центре монастыря стоит Георгиевский собор. Построил его талантливый русский мастер Петр. В Георгиевском соборе похоронены отец и мать Александра Невского. Ведущий: И Юрьев монастырь, и Кремль, и Софийский собор и много других церквей и построек – это красивые величественные здания. Новгородцы умели и любили красиво строить. А вот в таких дамах-термах жили они сами. Все эти мастера-умельцы построили без единого гвоздя (показ изб «Витославлицы»). А мы сейчас заглянем в одну из таких изб, посмотрим, как жили, чем занимались в старину (дети подходят к домику, стучат в дверь, из дома выходят хозяин и хозяйка). Хозяйка: Мир Вам гости долгожданные, Что явились в этот час, Встречу теплую, желанную, Мы готовили для Вас. В знак признания и отличия Нам приятно в этот час По старинному обычаю Хлебом с солью встретить Вас (угощают). Хозяин: Дорогие гости, заходите в нашу светлицу на посиделки. Как говориться в пословице: «От скуки бери дело в руки». - Кто сядет за прялку. - Кто рукоделием займется. - Кто из глины посуду лепить будет. - Кто из дерева ложки да плошки вытачивать начнет. - Кто корзины из лозы плести начнет. - Кто сапоги шить, тачать. Ведущий: Новгород – город богатый. В нем самый бедный житель и тот в сапогах щеголял. Кто письмо писать будет? В древнем Новгороде люди умели писать, даже школа была. Только ученики в ней не на бумаге писали – не придумали тогда бумагу – писали на березовой коре – бересте. И писали не ручкой и не карандашом, а металлическим писалом. Буквы выдавливали на бересте. Письма назывались берестяными грамотами. Дети, а какие пословицы о труде вы знаете? Ответы детей: Какова пряха, такова на ней рубаха. Добрый мужик всему работник – немного столяр, немного плотник. Дело мастера боится. Есть терпение, будет и умение. Маленькое дело лучше всякого безделья. Без дела жить, только небо коптить. Ведущий: А чтобы дело спорилось, песню запевайте. Дети поют песни «Вот мчится тройка почтовая», «Миленький ты мой». Хозяин: А не засиделись ли мы за работой? У кого там хмурый вид. Снова музыка звучит. Дети: «Семеновна». А Семеновна да начинается А гармонист сидит, да улыбается. А по реке плывет гитара старая. Я не красивая, зато удалая. А Семеновна сидит на лесенке Ей делать нечего, запела песенки. А по реке плывет гитара старая. Я не красивая, зато удалая. А Семеновна какая модная Купила музыку, сидит голодная. Ой, гора, гора, гора, гористая А на горке трава, трава волнистая. А Семен, Семен, рубаха в полосу, А я кончаю петь, да нету голосу. Хозяйка: Расступись честной народ, расступись дорожка. Добры молодцы идут погулять немножко. Мальчики исполняют частушки на мелодию «Ярославских ребят». Новгородские ребята Дружно, весело живем, К вам пришли мы все на праздник Ой, вам частушки пропоем. Новгородские ребята Очень гордоватые, Надели новые рубахи Ох! Думают богатые. Это что же за любовь К человеку вяжется Некрасивую полюбишь А красивой кажется. Сколько раз мы зарекались Под гармошку песни петь, Как гармошка заиграет Ой, разве сердцу утерпеть Ветер дует, ветер дует, Ветерочка не унять. Говорят зазнобы реже Ох! Словечка не понять Ты играй, играй гармошка Раздувайся шире мех. Новгородские ребята В переплясе лучше всех (пляшут) Мы частушки вам пропели, Гармонист устал играть. Ждите нас на той неделе, Ох, и вам сюда придем опять. Хозяин: Ну-ка шире, шире круг Выходи скорее в круг. Пляска русская у нас, Начинается сейчас. Дети исполняют «Светит месяц». 1 куплет Светит месяц, светит ясный Светит белая луна Осветила путь дорожку Вдоль до Сашина двора (дети стоят в круге) Топают ногой (1, 2.. 1,2, 3) Хлопают в ладоши, отбивая ритмический рисунок На второй куплет песни — дети идут по кругу на первые две фразы. На 3-4 фразу – идут дробным шагом по кругу сначала в одну, а потом в другую сторону. Танец можно повторять. Хозяин: Гость доволен, хозяин рад. Хозяйка: Вам на память мы решили подарить грамоту (читает текст). ГРАМОТА Сия грамота подтверждает, что дети группы посетили горницу нашу. Улыбкой ласковой встречены были, душу согрели у огонька нашего и обрели в сердцах своих друзей множество. Память о нас унесете добрую, ибо все тепло сердец своих и щедрость души отдаем мы добрым людям, которые волей судьбы и заботой нашей стали гостями у нас дорогими, а двери дома нашего, как и сердце наши, для вас всегда открыты. Дана грамота сия лето 2024 года, месяца марта, в день 25. Ведущий: Низкий поклон вам хозяева. Спасибо вам за гостеприимство. Дети: (вместе) Мы гордимся стариною, стала нам она родною. Ведущий: Ребята, сегодня мы заглянули в старинный Новгород. Узнали как трудились, что пели, как танцевали, какие красивые дома строили, какие великие люди здесь жили, как они любили землю русскую. Новгород был защитой всей земли русской и мы должны помнить об этом и гордиться своим городом. Дети исполняют «Родная песенка», музыка Чичикова, слова Синявского. Дети уходят из зала. Приложение 1 «Родная песенка» музыка Чичикова, слова Синявского. 1. Льется солнышко веселое Золотыми ручейками Над садами и над селами Над полями и лугами. 2. Тополиные Порошины Закружились на опушке И рассыпались по рощице Земляничные веснушки. Припев: Здесь идут грибные дождики Светят радуги цветные Здесь простые подорожники С детства самые родные. 3. И опять захороводили Стайки ласточек над домом Чтобы снова петь о Родине Колокольчиком знакомым. Припев. Город над Ильменем. 1. Стало небо ярко-розовым Буйный ветер в парус бьет, Над былинным Ильмень -озером Утро новое встает. 3. Словно чайка пронеси меня, Лодка верная рулю, Я люблю просторы Ильменя, Славный Новгород люблю. 2. Засияла зорька алая Над родимой стороной Над высокими кварталами Над Кремлевскою стеной.
|