Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ДЕТСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С СЕМЬЁЙ
Патриотизм детям
Автор: Афанасьева Наталия Вячеславовна   
19.03.2024 16:50

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ДЕТСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С СЕМЬЁЙВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В ДЕТСТВЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С СЕМЬЁЙ

УДК 371. 4

Актуальность. Патриотизм в нынешних условиях является темой немалой значимости, особенно в связи с Годом Семьи в РФ (2024 год). В связи с тем, что государства стремятся построить сплоченное общество и воспитать ответственных граждан, роль раннего образования в привитии позитивных и конструктивных чувств становится первостепенной. В данной статье рассматриваются различные аспекты патриотизма, соответствующие когнитивные и эмоциональные основы, а также различные стратегии, применяемые при работе с детьми в целях воспитания национальной гордости и ответственности.

Ключевые слова: воспитание, государство, детство, национальность, образование, патриотизм

 

Опираясь на междисциплинарные позиции и воззрения в рамках психологии, педагогики, социологии и политологии, современные исследователи обеспечивают разностороннее восприятие и понимание потенциальных путей, которые содействуют развитию патриотизма ещё в детском возрасте

Данное явление, определяемое как любовь и преданность своей Родине [2, с. 23], играет, без преувеличений, фундаментальную роль в процессах формирования и укрепления идентичности отдельных людей и социума в целом.

Действительно, детство, будучи периодом становления, предоставляет уникальную возможность педагогам, политикам, а также родителям (в рамках семьи) заложить базис сильного чувства патриотизма. В этой связи сегодня актуализируется анализ концептуальных основ, раскрывающих в разных ракурсах представления на предмет того, как грамотное воспитание влияет на закрепление положительных и весьма ценных установок.

Для того, чтобы корректно осмыслить нюансы рассматриваемых процессов, целесообразно обратиться к соответствующей теоретической базе; важно понимать, как у детей формируется привязанность к своей нации, каким образом они узнают о культурном наследии.

Как отмечают А.И. Спирина, М.Ю. Серебрякова, патриотическое воспитание — это «... формирование данного качества как интегративной характеристики личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [4, с. 95].

Важно подчеркнуть, что в рамках современного понимания патриотизма предполагается в педагогическом и семейном воспитании признание как его когнитивных, так и эмоциональных сторон. Первая из них представлена:

  • социализацией детей
  • культурной трансляцией
  • историческим образованием, что способствует приобретению знаний о своей стране.

Вместе с тем, второй аспект, сопряжённый с эмоциями, характеризуется разного рода переживаниями. Речь идёт о:

  • гордости
  • привязанности
  • чувстве коллективной идентичности [3, с. 16].

Обозначенные выше компоненты весьма значимы в контексте укрепления глубокой и прочной связи со своей нацией.

Далее уместно остановиться на вопросах касательно стратегий, которые задействуются в ходе воспитательной работы по рассматриваемому нами направлению.

Так, образовательные учреждения служат важнейшей платформой для привития анализируемых качеств. Разработка программных мероприятий, методики преподавания и внеклассные инициативы — все это позитивным образом отражается на подпитке патриотического духа. Включение национальной истории, гражданского образования и обучения, основанного на ценностях (аксиологический аспект), обеспечивает успешную реализацию структурированного подхода.

По замечанию Я.А. Вениковой, Н.Е. Харлановой, стратегия патриотического воспитания включает три направления работы, составляющие комплекс. В каждое из них входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные моменты:

  • любовь к Родине-матери и Отечеству
  • уважительное отношение к другим народам и государствам
  • идентификация в сознании воспитанника любви к Родине со всеобщей любовью к человечеству [1, с. 15].

Невзирая на то, что осуществляемая работа с детьми в данной сфере широко признана и весьма ценится, она сопровождается множеством проблем и противоречий, в том числе, в рамках семьи.

Сбалансировать продвижение положительных идей с поощрением критического мышления, уважением различных мнений и взглядов и отказом от идеологической обработки представляет собой достаточно деликатную задачу — она очень сложна для педагогов и родителей.

Также следует подчеркнуть, что патриотизм варьируется в зависимости от культуры, и разные общества подходят к воспитанию со своей спецификой. В увязке с этим изучение межкультурных перспектив позволяет оценить разнообразие настроений и оценить сходства и отличия в стратегиях образования детей во всем мире.

Исследователи демонстрируют, что раннее привитие анализируемого качества сопровождается долгосрочными последствиями для социальной сплоченности и гражданской активности [3, с. 17]. Люди, у которых с детства развито ярко выраженное чувство патриотизма, с большей вероятностью будут принимать активное участие в делах общества, вносить ощутимый и полезный вклад в общее благо и поддерживать общепринятые ценности во взрослой жизни.

Итак, речь идёт о непростой задаче, которая, хотя и благая, но порождает ряд затруднений, не обходится без вызовов и препятствий. Проблемные зоны сегодня сосредоточены вокруг следующих вопросов:

  • потенциал для идеологической обработки
  • трудности относительно инклюзивности и многообразия
  • работа над умением мыслить критически
  • недопущение разжигания национализма
  • манипулирование эмоциями
  • потенциал нетерпимости
  • давление и чувство вины.

Так, необходимо учитывать, что существует тонкая грань между привитием патриотизма и идеологической обработкой. Актуализируется риск того, что, пытаясь воспитать любовь к Родине, можно столкнуться с предвзятой и идеализированной версией истории.

Чрезмерный акцент на единой идентичности способен непреднамеренно маргинализировать людей из разных слоев социума. В мультикультурных обществах при продвижении единого патриотического нарратива нередко упускаются из виду опыт и вклад тех или иных этнических, культурных и религиозных групп, что приводит к закреплению чувства исключенности.

В дополнение к отмеченному, усиленная сосредоточенность на символах, гимнах и ритуалах формирует подчас эмоциональную привязанность, которая, однако, затмевает рациональные суждения. Эта манипуляция иногда корректна в политических целях, однако при работе с деться необходимо более продуманный подход.

Таким образом, воспитание патриотизма в детстве — это весьма содержательный и динамичный процесс, имеющий далеко идущие последствия для отдельных людей и общества. Предусматривается множество направлений соответствующей работы: историко-краеведческое, спортивное, военно-патриотическое, научно-исследовательское. Арсенал методов, используемых в учебных организациях и семье, также достаточно широк и разнообразен: ролевые игры, экскурсии, праздники, классные часы, внеучебные мероприятия, беседы. Нами особо подчёркивается, что признание когнитивных и эмоциональных аспектов, отчётливое осмысление теоретических основ, а также реализация эффективных образовательных стратегий выступают в качестве ключевых шагов в закреплении чувства национальной гордости и гражданской ответственности у будущего поколения. Весьма значимо подходить к соответствующим задачам с чуткостью и приверженностью позитивному делу, инклюзивности и широкому пониманию национальной идентичности. Уравновешивание любви к своей стране с адекватным восприятием разнообразия выходят на первый план, когда речь идёт о воспитании ответственных и хорошо информированных граждан.

Список литературы

  1. Веникова Я.А. Дошкольное детство и нравственно-патриотическое воспитание. Не рано ли? / Я.А. Веникова, Н.Е. Харланова // Нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание в государственных учреждениях образования и культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: 2023. – С. 14-17.
  2. Макушева Е.В. Формирование любви к малой Родине как основа патриотического воспитания / Е.В. Макушева // Наука и инновации в современном мире. Сборник научных статей. – Москва: 2021. – С. 22-25.
  3. Петухова Н.С. Первые шаги в большом деле / Н.А. Петухова // Источник. – 2022. – № 1 (113). – С. 16-17.
  4. Спирина А.И. Актуальность гражданско-патриотического воспитания детей / А.И. Спирина, М.Ю. Серебрякова // Детский сад от А до Я. – 2023. – № 4 (124). – С. 94-100.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год