Ознакомление с родным городом как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Протасова Любовь Юрьевна | |||
02.02.2024 17:38 | |||
Ознакомление с родным городом как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим близким, к учреждению дошкольного образования, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет богатые потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Воспитание патриотизма у петербургских дошкольников означает воспитание любви и уважения к городу Санкт-Петербургу как к месту, где родился ребенок, или куда приехал жить вместе со своей семьей, что становится в будущем основой для воспитания преданности, любви и уважения к своей стране. Особенно актуальна эта проблема применительно к реалиям Санкт-Петербурга, где становится все больше приезжих из других регионов РФ, в подавляющем большинстве совсем незнакомых с историей и культурой города. Ознакомление с историей Санкт-Петербурга, традициями, культурой, природными ценностями, известными людьми, жившими в Санкт-Петербурге – это прекрасный материал для обогащения познавательной сферы дошкольников, расширения их кругозора, развития любознательности и самое главное — воспитанию любви к городу и гордости им. Патриотизм представляет собой одно из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана прежде всего на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Ребенок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства доминируют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Важное значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется объем знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связало с их возросшими возможностями в умственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого. Одним из существенных моментов, способствующих формированию отношения к окружающему, является то, что при восприятии окружающей действительности ребенок старшего дошкольного возраста не остается на поверхности фактов, а стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории, т. е. способен к отражению мира в системе. Ребенок не удовлетворяется чисто внешней стороной явлений, как это было в младшем дошкольном возрасте. Его интересуют причины происходящих событий, сущность явлений. Однако самостоятельно ребенок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Для этого педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования у дошкольников такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми. Основной формой знаний дошкольников являются представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Действенное отношение дошкольников к окружающему проявляется в игре, труде, творческой изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Знания и чувства, играя важную роль в деятельности дошкольника, сами формируются и совершенствуются в этой деятельности. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Наибольшую ценность в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста представляет сюжетно-ролевая игра, выражающая связь ребенка с обществом. В ней проявляется потребность дошкольника в самостоятельном действии, в воспроизведении окружающего, в эмоциональном переживании. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка, уровнем его знаний об отражаемых явлениях. Особое значение сюжетно-ролевой игры состоит в том, что она способствует воспитанию у дошкольников определенного отношения к явлениям общественной жизни. В ней формируются те качества личности ребенка, которые не могут формироваться у него пока ни в одном другом виде деятельности. Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. В игре ребенок как бы совершает прыжок в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитый мир морали. Поэтому психологи говорят, что игра -- школа чувств. В игре впервые возникает соподчинение мотивов, появляются мотивы социального содержания. Свое отношение к окружающему ребенок выражает также, и в творческой изобразительной деятельности (рисовании, аппликации, лепке). Отображая события и явления окружающего мира, ребенок передает не только свои зрительные впечатления, но и то отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. В этом смысле рисунок каждого ребенка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребенок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него. Эмоциональное отношение к изображаемому событию дети передают с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линии. Все красивое, хорошее, доброе тщательно и подробно прорисовывается ребенком, изображается на переднем плане, крупно, яркими красками. Психолог В.С. Мухина, исследовавшая рисунки дошкольников, отмечает, что дети старшего дошкольного возраста чаше, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста, отражают в своих работах социальные явления (важные общественные события, трудовую деятельность взрослых), чутко реагируют на события жизни взрослых. Рисунки дошкольников, как и творческие игры, позволяют судить об уровне представлений, сформированном интересе и отношении детей к окружающему, дают возможность увидеть, в каком направлении развивается ребенок, а значит, повлиять на его духовное становление. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (двор, улица, микрорайон), к более сложному — город. Начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях закладывает знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, микрорайоном. На примере своего микрорайона дети знакомятся с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб; им становятся понятными материальные и духовные потребности людей; они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте знания детей о родном городе расширяются и углубляются. Дошкольников знакомят с названиями главных улиц города, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Уточняются и расширяются представления ребят о городских зданиях. Расширяются представления детей о достопримечательностях родного города: местах отдыха горожан, исторических памятниках, музеях, которые содержат много наглядных экспонатов о жизни, культуре и быте местных жителей. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе экскурсий, целевых прогулок, игр, выставок фотографий, репродукций, рисунков, посвящённых родному городу, праздников, посвященных знаменательным датам в жизни родного города, однако основной формой ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом являются тематические занятия. Наибольшее значение в ознакомлении дошкольников с родным городом приобретают беседы. Важно, чтобы беседы повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно ребятам предложить найти ответ в иллюстрациях, книгах, спросить у родителей. Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой — дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) — нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При ознакомлении с историей микрорайона целесообразно организовать поисковую деятельность: дети расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщают ребятам об известных людях микрорайона, а также людях, в честь которых названы улицы микрорайона. На занятиях дети обмениваются полученной информацией, предлагают свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате возрастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам. Занятия-экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города. В процессе занятий по ознакомлению с родным городом дети с большим интересом работают со схемой микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи воспитателя рисует дорогу из дома в детский сад, обозначает названия улиц на схеме, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице. Эффективным способом ознакомления детей с микрорайоном является моделирование. Фишки с обозначением известных объектов микрорайона — учреждение дошкольного образования, больница, школа, магазины, библиотека, спортивный комплекс и другие — придумываются и изготавливаются вместе с детьми. Дети устраивают соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место. Можно провести конкурс на лучший проект "Двор моей мечты". Конкурс предполагает совместную работу детей и родителей. По условиям конкурса, проекты должны учитывать интересы и потребности разных слоев населения: детей и стариков, молодых мам, любителей спорта. Работа над созданием и защитой проекта решает не только задачи социального развития, патриотического воспитания, но и способствует умственному, речевому, эстетическому развитию. Свои проекты, рассказы с предложениями дети представляют на занятии. Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к данной теме. Кроме того, целесообразно объединять в одну тему занятия не только по развитию речи, но и по ознакомлению с природой, музыкой, продуктивными видами деятельности
|