Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании основ патриотизма»
Патриотизм детям
Автор: Котова Марина Анатольевна   
30.01.2024 18:30

Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании основ патриотизма»Консультация для воспитателей «Роль музыки в воспитании основ патриотизма»

«Патриотизм — это не доблесть и не профессия. Это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к её культуре, к её народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери. Это очень интимное чувство.» Григорий Бакланов.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стала очевидной, ибо достаточно долгое время этому вопросу не уделялось должного внимания. Тем не менее, нельзя не заметить существование некой притягательной силы, которая заключена в том, что нас окружает с детства. И почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, увлечённо рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом -- выражение глубокой любви ко всему, что вошло в сердце, как самое дорогое. Наверное, любовь к Родине относится к разряду тех высших ценностей, которые невозможно уничтожить.

Опять возникает вопрос: "С чего начинается Родина?" "У большинства людей чувство Родины в обширном смысле -- родной страны, отчизны -- дополняется ещё чувством Родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей -- пусть скромной и непритязательной -- красотой предстаёт перед человеком в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной родиной, он проходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и -- в великом целом своём -- для всех одна" -- писал А. Т. Твардовский. Наверное, необходимо помочь дошкольникам полюбить свою "малую" Родину, свой родной край, побольше рассказывая о нём? Ведь, наверное, трудно полюбить то, чего не знаешь? Чтобы слова "Я люблю свою Родину" не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже в дошкольном возрасте. Шаг за шагом, у ребёнка расширяются представления об окружающем мире, постепенно он познаёт жизнь.

Мир в русском языке -- слово особенное. Оно имеет 2 значения: мир, как Вселенная, как бытиё, и мир, как гармония, как отсутствие противостояния, конфликтов, войн. Без мира невозможна жизнь, без мира внутри себя невозможен человек. Как же достичь мира в сердце, душе? Этот вопрос давно волнует человечество, хотя оно знает на него ответ: огромную роль здесь играет воспитание. Если бы люди серьёзно этим занимались, то, скорее всего, ситуация в мире была бы другая. Потому что войны, конфликты, насилие начинаются в умах людей, и именно там им должен быть положен конец. Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, несущих в мир гармонию. Эти люди должны знать, что их объединяет с другими, совсем не похожими на них. Что же может объединить людей? Конечно же, знание, что у всех людей на свете есть нечто общее, объединяющее. Для всех нас, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в более гармоничное состояние. Личностно — ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка определяет процесс воспитания, как приобщение к миру человеческих ценностей. Есть ценности, существующие независимо от человека: небо, природа, эволюция, солнце и ценности, непосредственно связанные с человеком, его жизнью. Одной из таких ценностей, безусловно, является любовь к Родине. На земле в разные моменты её истории появлялись люди, являющие эти ценности в своей жизни, например, такие, как вера, верность, благодарность, героизм, щедрость и т. п. Эти большие и маленькие примеры лучших общечеловеческих качеств собраны в памяти народов, в эпосе, литературе, искусстве. Оттуда мы должны черпать свои знания о ценностях и примеры для детей. Если же вообще не произносить слов, обозначающих высокие и благородные понятия, не знакомить с ними ребёнка, то эта духовная пустота быстро заполнится противоположным по качеству и свойствам материалом, информацией, примерами, что мы и видим в настоящее время. А ведь нравственное и духовное воспитание являются основой патриотического.

Патриотическое воспитание дошкольников может осуществляться с помощью различных методов и средств. Это и ознакомление с особенностями родного края, природой, чтение художественной литературы, проведение экскурсий, посещение музеев, проведение тематических праздников, в которых особая роль отводится музыке. Мы должны учитывать возрастные особенности дошкольников, помня о том, что дошкольник больше запоминает ОБРАЗ, нежели понимает СМЫСЛ явления. Образы, запечатлённые в раннем детстве, становятся основой мышления. Как писал В. Сухомлинский: "Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах". И далее в своей книге "Сердце отдаю детям" великий педагог пишет: "... оперируя абстрактными понятиями, ребёнок мысленно обращается к тем представлениям, образам и картинам, на основе которых эти понятия формировались". Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой музыкально-патриотического воспитания. Ведь музыкальное искусство специфично. Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура), которые обладают средствами изображения объективной действительности, является искусством выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей, идей. В связи с этим, содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания идёт отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы, своевременно и ярко раскрывая их содержание.

Воздействуя на чувства и мысли детей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности. Выражая определённые идеи своим эмоциональным языком, музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на формирующееся мировоззрение ребёнка, направляет его, изменяет и вызывает соответствующее этому отношение к окружающему, самому себе. Музыкальные образы создаются путём объединения музыкальных звуковых средств и выявляются, воплощаются композитором или народом в законченное эмоциональное отражение образов реального мира. В процессе слушания музыки в единстве с музыкально-эстетическим осуществляются задачи всестороннего развития ребёнка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Яркость и впечатляющая сила музыкального звучания хорошо углубляют содержание, переданное в литературном тексте песни, в названии программной пьесы. Поэтому так сильно воздействие музыки на воспитание любви к природе, доброго отношения друг к другу, незаменима помощь музыки и в воспитании патриотических чувств.

Огромное влияние музыки на внутренний мир человека заметили ещё древнегреческие философы. Утверждение Пифагора о том, что музыка учит гармонии, подчёркивает значение музыки в воспитании гармоничного человека, строящего мир на земле. По мнению Платона, могущество и сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в нём звучит, в каких ладах и каких ритмах, ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Наверное, не случайно одним из символов государства в настоящее время является гимн -- музыкальное выражение основных идей, образа той или иной страны.

Учитывая эмоциональный характер восприятия дошкольников, следует отметить, что ярко выплеснуть эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздничного утренника. Получению нового эмоционального заряда так же способствуют тематические занятия патриотической направленности. Праздники, подготовленные к Дню Защитника Отечества, Дню Подводника, Дню Победы, Дню Города и т.п. способствуют расширению представлений ребёнка о Родине. Праздники наиболее любимы детьми, они занимают особое место в жизни детского сада, ибо в их подготовке совместно участвуют и взрослые, в том числе и родители, и дети. Сама подготовка, ожидание вызывают ряд положительных эмоций. Кроме того, педагогами предварительно ведётся работа по усвоению детьми знаний, понятий, связанных с темой предстоящего праздника, являющегося итогом длительной работы. Так, например, во время подготовки к празднику, посвящённому Дню Победы, с детьми проводятся беседы о героях, погибших в боях за Родину во время В.О. В., детям читают литературу на данную тему, можно посетить музей боевой славы и т. д. Главная сила воспитательного воздействия праздничных утренников заключается в том, что их основная идея доносится до детей образными, яркими, эмоциональными средствами. Здесь сводится воедино и закрепляется всё то, что усвоили дети во время подготовки к празднику, сплетаясь с тем, что особенно поразило и запомнилось во время самого утренника.

Так же не следует забывать, что патриотическое воспитание неразрывно связано с воспитанием любви к природе родного края. Поэтому праздничные утренники, посвящённые проводам осени, встречам зимы, весны, лета так же играют огромную роль в формировании патриотических чувств, бережного отношения к растениям и животным.

Таким образом, основная часть музыкального материала, подобранного в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, в зависимости от раздела музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на Д.М. И.), прямо или косвенно способствуют решению вопросов патриотического воспитания дошкольников Если же педагог сознательно ищет пути наиболее эффективных методов и средств, направленных на решение патриотического воспитания дошкольников, то воспитание детей в этом направлении будет носить со стороны педагогического коллектива более осознанный характер, что, несомненно, отразится на результатах педагогической деятельности в данном направлении.

Литература:

  1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Азбука мира. \ Дошкольное воспитание. -- 2003. -- № 8. -- с. 28 -- 33.
  2. Зимина А. И. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. -- Шуя, 1993. -- 286 с.
  3. Зурабова К. Как воспитать защитника? \ Дошкольное воспитание. -- 2003. -- № 2. -- с. 39 -- 42.
  4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачёвой. -- М.: АРУТИ, 2003. -- 176 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год