«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Зеленова Ирина Валерьевна Карпова Анастасия Игоревна | |||
31.12.2023 15:41 | |||
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» ПЛАН — КОНСПЕКТ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Место проведения: актовый зал Дата проведения: 07. 12. 2023 Цель консультации: расширение представлений о нравственно – патриотическом воспитании дошкольников, через обновление содержания и технологий работы по данному направлению.
Задачи консультации:
Методы и приёмы: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (показ картинок, презентации, буклетов), практические (анкетирование). Оборудование: ИКТ оборудование, буклеты, анкеты. Уважаемые коллеги! Сегодня, я хочу провести консультацию на очень интересную тему. Эта тема «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ. Руководя деятельностью детей, именно мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Три направления в воспитании детей — нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления присутствуют в нашей педагогической деятельности каждый день, ведь детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен возрастным особенностям детей. Все эти средства патриотического воспитания мы используем в тесном контакте с музыкальными работниками. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, утренниках, развлечениях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Большое нравственно-патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка, с которой дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. На русских народных песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества, во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, духовным наследием своего народа. Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на занятиях, начиная с младшихгрупп, а в старших группах важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник. Одним из воспитательных средств, в котором воспитатели и музыкальные руководители реализуют все виды музыкальной деятельности, является организация и проведение праздников. При подготовке к проведению мероприятий дети не только разучивают стихи, песни, танцы, но узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Это также аспект совместной работы воспитателей и музыкальных руководителей. Остановлюсь на некоторых из них: Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» — это день воинской славы, в который мы чтим и учим детей чтить традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! При подготовке празднования у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. Праздники с мамой — «День матери», «Праздник 8 марта» посвящены формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. День России и День народного единства проводятся с целью воспитания чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. В процессе подготовки и проведения мероприятия у дошкольников формируется понимание принадлежности к русскому народу и России, как единой Родине всех проживающих на её территории людей; расширяются представления о народах, проживающих в России, о дружбе и мире, о значении сплоченности в жизни человека и целого народа. День семьи, любви и верности и День пожилого человека посвящен формированию у дошкольников представлений о семье, как о людях, которыелюбят друг друга и заботятся друг о друге; воспитанию у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. Праздник ко «Дню Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён и о тех временах и так далее. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим. Такие праздники, как День космонавтики, День знаний, День российского флага и др. расширяют представление детей об истории и традициях нашей страны. День города Серпухова– это, знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время — родной край, родной город, родная улица. Надо показать ребенку, что они славны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми и т. п. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной город, если мы научим его этому. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Выразительность музыкальных произведений, яркость и поэтичность литературных произведений, картин и т.д., помогают детям почувствовать теплоту и красоту родной природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Народные игры и спортивные конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции, так как дают возможность привлечения родителей. Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Большинство родителей разучивают стихи, песни с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить. В группах в приемном помещении вывешиваются различные статьи или рекомендации для родителей. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, педагоги привлекают их к совместному труду с детьми (например, конкурсы на зимние постройки, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху). В нашем детском саду организовываются тематические выставки семейных поделок, рисунков, фотографий, проводится совместная проектная деятельность, что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей. Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство — одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В заключение нашей консультации, я хочу представить вам анкету по нравственно – патриотическому воспитанию для родителей ваших групп. Спасибо за внимание! Анкета «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»: Выбрать нужный ответ. 1. Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка: а) семье; б) детскому саду 2. Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются? а) да; б) нет; 3. Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома? а) да; б) нет; 4. Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон? а) да; б) нет; 5. Знает ли ребенок свой домашний адрес, телефон? а) да; б) нет 6. Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому? а) да; б) нет 7. Знает ли ребёнок номер детского сада, его название. Где он находится? а) да; б) нет; 8. А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? а) да; б) нет; 9. Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности. Рассказываете ли ребенку о них? а) да; б) нет; 10. У вас в семье есть какие-нибудь традиции? Какие? а) да; б) нет 11. Нужно ли нам развивать нравственно — патриотическое направление в детском саду? а) да; б) нет; 12. Чем Вы готовы помочь в этом направлении? Ваши предложения.
|