Система нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения |
Патриотизм детям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Смелых Виктория Викторовна Соавтор Кривонос Людмила Анатольевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.12.2023 07:11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
МБДОУ «Детский сад «Калинка» Усть- Абаканский район с.Калинино «Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего». Джордж Гордон События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Нравственно-патриотическое воспитание – это процесс освоения наследования традиционной отечественной культуры. Воспитать патриота – значит вырастить человека, любящего свой родной край, умеющего его защищать, готового отдать свой труд на процветание Отечества. С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России. Наш детский сад находится в Республике Хакасия. На территории Республики проживают хакасы, русские, поляки, киргизы, мордва и другие национальности, что говорит о ее многонациональности. Таким образом, воспитанники нашего детского сада с малых лет привыкают жить и выстраивать свои взаимоотношения в поликультурной среде и на протяжении трех лет работает в системе нравственно -патриотического воспитания дошкольников. За эти годы в ДОО организована поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности. Работу мы педагоги начинаем с себя, изучения самого родного, близкого и знакомого. Это, прежде всего, выражается в привязанности к родным местам, где родился, живёшь. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой. Наша задача состоит в том, чтобы побудить в душе каждого ребёнка чувства уважения и любви к родному дому, родной семье, родному краю и его природе, истории и культуре. При всём многообразии форм нравственно- патриотического воспитания хочется рассказать об знакомстве детей с Родиной, родным городом, селом. Дети получают знания как на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так и в режимных моментах. Планируя образовательную деятельность, мы ставим перед собой следующие задачи:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, селом, используем и учитываем принципы:
- принцип интегративности (сотрудничество с семьёй, библиотеками, музеями, выставочными залами и др.). Строим направления и формы работы. Основные направления работы:
Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом. Работа проводится в комплексе, по следующей схеме:
Направления работы в ДОО также формируют межличностные отношения в условиях поликультурной образовательной среды ДОО, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Необходимость участия ребенка в среде межнациональных отношений обусловлена тем, что, вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Дошкольный возраст – период приобретения ребенком основ личностной культуры соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Через обычаи, традиции, народную мудрость ребенок начинает усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этнические понятия. В системе работы большое внимание уделяется использованию устного народного творчества, народным играм, музыке, танцам, декоративно-прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему Хакасии, обычаям, традициям, культуре хакасского народа. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоциональную привязанность и положительное отношение к тому месту, где он живет. Фольклор – народная мудрость. Через сказки, потешки, песенки, пословицы ребенок познает добро и зло, учится бережно охранять природу. В старшем дошкольном возрасте используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые», наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). В детском саду разработан цикл занятий «Хакасия – край родной», который включает в себя знакомство с картой, гербом, флагом Хакасии, ее столицей, легендами о происхождении города Абакана, богатствами недр нашей Родины. Цикл занятий по теме «Юрта – жилище древних хакасов» включает в себя знакомство детей с традициями хакасов (например, традицией почитания огня), этикетом приема гостей и другими обычаями этого народа. Важным условием всей работы воспитании является взаимосвязь с родителями. Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно–социальные установки через комплекс этико - нравственных понятий, составляющих в дальнейшей жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности, тем самым поддерживается связь времен. Поскольку детям дошкольного возраста свойственно анимистическое мышление (наделение некоторых предметов (особенно движущихся) живой сущностью), игра для них не развлечение, а естественный отбор общения с окружающим миром. Отсюда логически следует основной принцип построения образовательного процесса, базирующийся на игровой методике, эту задачу мы успешно решаем на основе музейной педагогики, ведь в музее все необычно: интерьер залов, экспонаты, экскурсоводы, царящая там атмосфера. Воспитанники детского сада посещают виртуальные музеи с особым интересом; полученные впечатления от экскурсий являются источником познания о гражданственности и патриотизме. Процесс познавания мира благоприятно происходит под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также в условиях целенаправленной работы педагогов и родителей. Для формирования у детей интереса к хакасской культуре, приобщения к ее духовным ценностям мы тесно сотрудничаем с артистами республиканского музыкально–драматического национального театра «Читтиген». Встречи проходят один раз в месяц по заранее составленному годовому плану ДОО. Артисты знакомят детей с хакасскими народными инструментами, хакасскими праздниками, национальной одеждой, украшениями, хакасской музыкой, народными сказателями – Хайджи, воспитанники принимают непосредственное участие в каждом представлении, чтобы ближе познакомиться с культурой хакасского народа. Нравственно-патриотическое воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Благодаря систематизации и постоянному обновлению с целью улучшения этой работы нам удается формировать у детей межличностные отношения и готовить достойную почву для решения основной задачи современности: воспитания гражданина – патриота, исполненного чувством национальной гордости, гражданского долга и ответственности. Коллектив МБДОУ «ДС «Калинка» Усть-Абаканского района, села Калинино проводит объёмную системную работу в данном направлении, также на территории детского сада было организованно открытие мемориальной доски, посвящённое памяти нашего сотрудника Афанасьева Сергея Анатольевича, ушедшему добровольцем защищать нашу Родину, погибшему при исполнении воинского долга во время спецоперации на Украине! Гордимся, помним, скорбим. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в результате педагогической работы ребенок приобретает знания о его истории, символике, достопримечательностях, будет знать имена тех, кто его основал и прославил, начнет проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, можно считать, что задача - воспитание гражданина - выполнена. Литература:
|