Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Патриотизм детям
Автор: Смелых Виктория Викторовна Соавтор Кривонос Людмила Анатольевна   
28.12.2023 07:11

Система нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе дошкольного образовательного учрежденияСистема нравственно-патриотического воспитания в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

  • Кривонос Л.А воспитатель
  • Смелых В.В. Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Калинка» Усть- Абаканский район с.Калинино

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего». Джордж Гордон

События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность.

Нравственно-патриотическое воспитание – это процесс освоения наследования традиционной отечественной культуры. Воспитать патриота – значит вырастить человека, любящего свой родной край, умеющего его защищать, готового отдать свой труд на процветание Отечества.

 Скачать конспект

С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Наш детский сад находится в Республике Хакасия. На территории Республики проживают хакасы, русские, поляки, киргизы, мордва и другие национальности, что говорит о ее многонациональности. Таким образом, воспитанники нашего детского сада с малых лет привыкают жить и выстраивать свои взаимоотношения в поликультурной среде и на протяжении трех лет работает в системе нравственно -патриотического воспитания дошкольников. За эти годы в ДОО организована поликультурная образовательная среда, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителей любой культуры и национальности.

Работу мы педагоги начинаем с себя, изучения самого родного, близкого и знакомого. Это, прежде всего, выражается в привязанности к родным местам, где родился, живёшь. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой. Наша задача состоит в том, чтобы побудить в душе каждого ребёнка чувства уважения и любви к родному дому, родной семье, родному краю и его природе, истории и культуре. При всём многообразии форм нравственно- патриотического воспитания хочется рассказать об знакомстве детей с Родиной, родным городом, селом. Дети получают знания как на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, так и в режимных моментах.

Планируя образовательную деятельность, мы ставим перед собой следующие задачи:

  • формировать любовь к родному городу, селу и интерес к прошлому и настоящему
  • развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, селе сопричастности к этому
  • развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа)
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом, селом, используем и учитываем принципы:

  • принцип историзма (соблюдение хронологии)
  • принцип гумманизации (учёт точки зрения ребёнка)
  • принцип дифференциации (самореализация каждого ребёнка, индивидуальный подход)

- принцип интегративности (сотрудничество с семьёй, библиотеками, музеями, выставочными залами и др.). Строим направления и формы работы.

Основные направления работы:

  1. Здоровьесберегающее
  2. Духовно-нравственное
  3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)
  4. Гражданско-патриотическое
  5. Экологическое воспитание

Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.

Работа проводится в комплексе, по следующей схеме:

Возрастная группа

Тематические блоки

 

«Я, моя семья, мой дом»

 

           Участники процесса – дети, родители, сотрудники

 

Подготовительный этап – подбор и чтение литературы по данной теме, изучение наглядности, оформление стендов, беседы с родителями.

 

Задача:

Мероприятия

 

Практический этап

 

Средняя группа

Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким.

Формирование представлений о семейных ценностях и традициях

Познавательная деятельность: (беседы, викторины, тематические занятия и др.); «Абакан город родной», «Сёла Хакассии», Абакан родной, моя столица (герб, легенда о названии города); «Вот эта улица, вот этот дом» (архитектура, достопримечательности);

Ценностно-ориентировочная деятельность:

(литературные, музыкальные гостиные, конкурсы, творческие вечера, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.);

«Город – это мы» (люди и их профессии); «Экскурсия в настоящее и прошлое города Абакана» (итоговое занятие);

Трудовая деятельность:

(выставки творчества, неделя ремесел, украшение группы к празднику, изготовление открыток, организация субботников, ярмарка мастеров (представление профессий));

«Имена улиц» (топонимика-истории о названии улиц);

Общественно-полезная деятельность:

(акции милосердия и благотворительности, праздник игры и игрушки, вахта памяти);

Художественно- творческая деятельность:

(посещение театра, выставок, новогодний (осенний бал), конкурсы художественной самодеятельности); «Театр начинается с афиши»; «Театры города»;«Музыкальная шкатулка» (национальные композиторы и их произведения)

Конкурс «Лучший символ города»; «Макет моего дворика»; «Праздничный город».

Физкультурно-спортивная деятельность:

(День здоровья, «Веселые старты», «Лыжня России», «Бегущий патриот», т.д.);

Деятельность свободного общения:

(прогулки по городу, селу вечер поэзии, конверт откровений, Выпускной бал и т.д.).

 

Старшая группа

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; развивать самопознание и чувство гордости за свою семью;

воспитывать у детей доброе отношение к родным и близким.

Учить детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки.

 

Подготовительная к школе

Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я будущий защитник!».

Воспитывать чувство любви к матери, к природе, через приобщение к произведениям искусства

 

«Детский сад»

 
 

                                                       Обозначение итога

 

Средняя группа

Знакомство детей с детским садом и его сотрудниками, учить свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада.

Учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. 

Воспитывать интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам.

Экскурсии на кухню, медицинский блок, сенсорную комнату, кабинет старшего воспитателя, кабинет заведующего, кабинет заведующего по хозяйству, кабинет учителя-логопеда, кабинет делопроизводителя, кабинет вахтера, прачечную,

(представление профессий)

 

Старшая группа

 

Подготовительная к школе

 

«Родное село. Родная природа»

 
 

                                                                     Обозначение итога

 

Средняя группа

Прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

Знакомить с достопримечательностями города, улицами родного города.

Закрепляли и расширяли знания о жизни животных

Целевые прогулки в разные времена года;

Конкурсы рисунков «Моё любимое село», «Мой любимый дворик»;

Дидактические игры и др.

 

Старшая группа

 

Подготовительная к школе

 
 

«Родная страна»

 
 

                                                                   Обозначение итога

 

Средняя группа

Знакомить детей с защитниками родины.

Расширять представления о значении государственных символов России.

Углубить знания о Российской армии.

Формировать у детей образ героя, защитника своего государства, прививать любовь к Отечеству и родному краю.

Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации, уважение к мужеству русских солдат.

Образовательная деятельность – знакомство со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»);«Хакасия – край родной», «Юрта – жилище древних хакасов», «Не забудем их имена» (памятники);

Тематические праздники:

«День Победы!», «День защитника Отечества», «День России», «День государственного флага РФ».

Создание патриотического центра с символикой нашей страны, нашего края, села

 

Старшая группа

 

Подготовительная к школе

 

Направления работы в ДОО также формируют межличностные отношения в условиях поликультурной образовательной среды ДОО, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Необходимость участия ребенка в среде межнациональных отношений обусловлена тем, что, вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни.

Дошкольный возраст – период приобретения ребенком основ личностной культуры соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Через обычаи, традиции, народную мудрость ребенок начинает усваивать простые правила нравственного поведения, различать основные этнические понятия.

В системе работы большое внимание уделяется использованию устного народного творчества, народным играм, музыке, танцам, декоративно-прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему Хакасии, обычаям, традициям, культуре хакасского народа. Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоциональную привязанность и положительное отношение к тому месту, где он живет.

Фольклор – народная мудрость. Через сказки, потешки, песенки, пословицы ребенок познает добро и зло, учится бережно охранять природу.

В старшем дошкольном возрасте используем не только художественную литературу, иллюстрации, шутки, но и «живые», наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда).

В детском саду разработан цикл занятий «Хакасия – край родной», который включает в себя знакомство с картой, гербом, флагом Хакасии, ее столицей, легендами о происхождении города Абакана, богатствами недр нашей Родины.

Цикл занятий по теме «Юрта – жилище древних хакасов» включает в себя знакомство детей с традициями хакасов (например, традицией почитания огня), этикетом приема гостей и другими обычаями этого народа.

Важным условием всей работы воспитании является взаимосвязь с родителями. Родительская семья является своеобразным транслятором особенностей этнического сознания. Традиционно именно она формирует идеалы, общественно–социальные установки через комплекс этико - нравственных понятий, составляющих в дальнейшей жизни основу ценностей и установок. Семья обеспечивает преемственность воспитания, передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности, тем самым поддерживается связь времен. Поскольку детям дошкольного возраста свойственно анимистическое мышление (наделение некоторых предметов (особенно движущихся) живой сущностью), игра для них не развлечение, а естественный отбор общения с окружающим миром. Отсюда логически следует основной принцип построения образовательного процесса, базирующийся на игровой методике, эту задачу мы успешно решаем на основе музейной педагогики, ведь в музее все необычно: интерьер залов, экспонаты, экскурсоводы, царящая там атмосфера. Воспитанники детского сада посещают виртуальные музеи с особым интересом; полученные впечатления от экскурсий являются источником познания о гражданственности и патриотизме. Процесс познавания мира благоприятно происходит под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также в условиях целенаправленной работы педагогов и родителей.

Для формирования у детей интереса к хакасской культуре, приобщения к ее духовным ценностям мы тесно сотрудничаем с артистами республиканского музыкально–драматического национального театра «Читтиген». Встречи проходят один раз в месяц по заранее составленному годовому плану ДОО. Артисты знакомят детей с хакасскими народными инструментами, хакасскими праздниками, национальной одеждой, украшениями, хакасской музыкой, народными сказателями – Хайджи, воспитанники принимают непосредственное участие в каждом представлении, чтобы ближе познакомиться с культурой хакасского народа. Нравственно-патриотическое воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Благодаря систематизации и постоянному обновлению с целью улучшения этой работы нам удается формировать у детей межличностные отношения и готовить достойную почву для решения основной задачи современности: воспитания гражданина – патриота, исполненного чувством национальной гордости, гражданского долга и ответственности.

Коллектив МБДОУ «ДС «Калинка» Усть-Абаканского района, села Калинино проводит объёмную системную работу в данном направлении, также на территории детского сада было организованно открытие мемориальной доски, посвящённое памяти нашего сотрудника Афанасьева Сергея Анатольевича, ушедшему добровольцем защищать нашу Родину, погибшему при исполнении воинского долга во время спецоперации на Украине! Гордимся, помним, скорбим.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в результате педагогической работы ребенок приобретает знания о его истории, символике, достопримечательностях, будет знать имена тех, кто его основал и прославил, начнет проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, можно считать, что задача - воспитание гражданина - выполнена.

Литература:

  •  Абсалямова А..Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004, №5 – С. 50-55.
  •  Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. Ростов н/Д. -2003, -290с.
  •  Найденова Е. А. Детский коллектив и толерантность. // Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А. Тишкова, Н. М. Лебедевой. М.: Изд-во РУДН, -2003. - 406 с.
  •  Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, - 2004. - 263 с.
  •  Бутанаев В. Любимые наряды. / Виктор БУТАНАЕВ, доктор исторических наук. // Сокровища культуры Хакасии. / гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.86-101
  •  История Хакасии с древнейших времен до 1917 года: Научное издание. / отв. ред. Л.Р. Кызласов. – М.: Изд-ательская фирма «Восточная литература», 1993. – 525с.
  • Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  • Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  • Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  • Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год