Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Патриотизм детям
Автор: Волошина Полина Александровна   
27.12.2023 08:42

Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

По результатам исследования педагогов и психологов, дошкольный возраст это благоприятное время для начала нравственно — патриотического воспитания, поскольку ребенку пяти – семи лет присуща эмоциональная отзывчивость, внушаемость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему, впечатлительность.

Воспитание нравственно — патриотических чувств у детей может осуществляться с помощью разнообразных приемов и средств, но непременно необходимо учитывать психологические особенности детей данного возраста (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных и общественных явлений и пр.). Основой формирования у ребенка — дошкольника любви к своей Родине является накопление им социального опыта, знакомство с достопримечательностями своего города, с окружающей природой, знакомство с государственной символикой и т.д. Одним из эффективных средств нравственно — патриотического воспитания ребенка — дошкольника можно считать сюжетно — ролевую игру. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, именно она помогает формировать определенные отношения к окружающему миру, к жизни и деятельности ближайшего социума, так как именно в игре дошкольника по-своему отражается окружающая действительность. Благодаря содержанию игры у ребенка есть возможность осознать мотивы, цели труда взрослых, имитировать их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому очень важно помогать детям расширять тематику игр, развивать их содержание на основе углубления социальных знаний детей старшего дошкольного возраста.

 

Конечно, не каждая игра развивает нравственно — патриотические чувства ребенка. Справиться с данной задачей по силам только «хорошей» игре.

Ряд ученых исследовавших дошкольное детство выделяют следующие критерии, которые характеризуют «хорошую» игру. Важнейшими из них стали:

  • увлеченность игрой детей дошкольного возраста, (проявляется длительностью пребывания во взятой на себя роли, соответствию поведения взятой роли взрослого и т.д.);
  • содержательность целей сюжетно — ролевой игры;
  • разнообразие сюжетов и ролей (желание исполнить роль взрослого в разнообразных его занятиях);
  • проявление нравственных чувств (сопереживание товарищам, радость от общения со сверстниками, от достигнутых в ходе игры результатов).

Одним из вариантов сюжетно — ролевой игры по нравственно — патриотическому воспитанию может стать игра «Мы космонавты».

Цель данной игры: формирование умений обобщать и творчески отражать в сюжетно — ролевой игре полученные знания о профессии космонавта.

Задачи:

  • побуждать к содержательному общению друг с другом;
  • закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей;
  • учить согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведения в соответствии с сюжетом игры;
  • учить детей увеличивать количество объединяемых сюжетных линий;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • воспитывать положительные взаимоотношения в детском коллективе;
  • воспитывать нравственно – патриотические чувства;
  • способствовать социализации детей через сюжетно — ролевую игру, учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта.

На подготовительном этапе воспитатель проводит беседы с дошкольниками о космических профессиях, о личных качествах, которыми необходимо обладать космонавту. Также на этом этапе изготавливаются необходимые атрибуты для игры: космические скафандры (изготовленные с помощью воспитателя и родителей), пульт управления космическим кораблем, карты полетов, медицинское оборудование для осмотра космонавтов, модули для постройки ракеты, космическое питание, Российский флаг и др.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми намечает примерный сюжет игры «Полет в открытый космос», который может включать следующие эпизоды: тренировки космонавтов, сдача экзаменов на готовность к полету, осмотр медиком, посадка космонавтов в ракету, запуск корабля, работа в открытом космосе, передача сообщений с борта корабля, управление полетом корабля с Земли, приземление, встреча на Земле, послеполетный медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета. Затем воспитатель может предложить детям сконструировать космический корабль, ракету из имеющегося строительного материала. При сооружении выделяются части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления). Придумывание и создание эмблемы отряда космонавтов может также стать интересным эпизодом игры. Можно организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему и тд.

Важным является то, что педагог дает детям самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, призывая ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания.

Уровень развития детской сюжетно — ролевой игры напрямую зависит от руководства педагога, который приобщает детей к социальной жизни взрослых людей, передавая детям свой жизненный и нравственный опыт. От правильно разработанных сюжетно — ролевых игр во многом зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание. В ходе проведения сюжетно — ролевых игр возможно осуществлять воспитание патриотических чувств: чувства привязанности к своей семье, дому, чувства гордости за город, в котором родился и живёшь, за свой народ и, конечно же, за свою страну.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год