Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Волошина Полина Александровна | |||
27.12.2023 08:42 | |||
Сюжетно — ролевая игра как средство нравственно — патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. По результатам исследования педагогов и психологов, дошкольный возраст это благоприятное время для начала нравственно — патриотического воспитания, поскольку ребенку пяти – семи лет присуща эмоциональная отзывчивость, внушаемость, искренность чувств, безграничное доверие к взрослому, подражание ему, впечатлительность. Воспитание нравственно — патриотических чувств у детей может осуществляться с помощью разнообразных приемов и средств, но непременно необходимо учитывать психологические особенности детей данного возраста (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных и общественных явлений и пр.). Основой формирования у ребенка — дошкольника любви к своей Родине является накопление им социального опыта, знакомство с достопримечательностями своего города, с окружающей природой, знакомство с государственной символикой и т.д. Одним из эффективных средств нравственно — патриотического воспитания ребенка — дошкольника можно считать сюжетно — ролевую игру. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, именно она помогает формировать определенные отношения к окружающему миру, к жизни и деятельности ближайшего социума, так как именно в игре дошкольника по-своему отражается окружающая действительность. Благодаря содержанию игры у ребенка есть возможность осознать мотивы, цели труда взрослых, имитировать их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому очень важно помогать детям расширять тематику игр, развивать их содержание на основе углубления социальных знаний детей старшего дошкольного возраста.
Конечно, не каждая игра развивает нравственно — патриотические чувства ребенка. Справиться с данной задачей по силам только «хорошей» игре. Ряд ученых исследовавших дошкольное детство выделяют следующие критерии, которые характеризуют «хорошую» игру. Важнейшими из них стали:
Одним из вариантов сюжетно — ролевой игры по нравственно — патриотическому воспитанию может стать игра «Мы космонавты». Цель данной игры: формирование умений обобщать и творчески отражать в сюжетно — ролевой игре полученные знания о профессии космонавта. Задачи:
На подготовительном этапе воспитатель проводит беседы с дошкольниками о космических профессиях, о личных качествах, которыми необходимо обладать космонавту. Также на этом этапе изготавливаются необходимые атрибуты для игры: космические скафандры (изготовленные с помощью воспитателя и родителей), пульт управления космическим кораблем, карты полетов, медицинское оборудование для осмотра космонавтов, модули для постройки ракеты, космическое питание, Российский флаг и др. Ход игры: воспитатель вместе с детьми намечает примерный сюжет игры «Полет в открытый космос», который может включать следующие эпизоды: тренировки космонавтов, сдача экзаменов на готовность к полету, осмотр медиком, посадка космонавтов в ракету, запуск корабля, работа в открытом космосе, передача сообщений с борта корабля, управление полетом корабля с Земли, приземление, встреча на Земле, послеполетный медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета. Затем воспитатель может предложить детям сконструировать космический корабль, ракету из имеющегося строительного материала. При сооружении выделяются части (нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления). Придумывание и создание эмблемы отряда космонавтов может также стать интересным эпизодом игры. Можно организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему и тд. Важным является то, что педагог дает детям самостоятельность в игре, стараясь не вмешиваться в ее ход. Он только вносит новое содержание в игру, призывая ребят моделировать отношения людей (трудовые и личностные), направленные на выполнение ответственного задания. Уровень развития детской сюжетно — ролевой игры напрямую зависит от руководства педагога, который приобщает детей к социальной жизни взрослых людей, передавая детям свой жизненный и нравственный опыт. От правильно разработанных сюжетно — ролевых игр во многом зависит, насколько эффективным будет патриотическое воспитание. В ходе проведения сюжетно — ролевых игр возможно осуществлять воспитание патриотических чувств: чувства привязанности к своей семье, дому, чувства гордости за город, в котором родился и живёшь, за свой народ и, конечно же, за свою страну.
|