Консультация для молодых специалистов осуществляющих деятельность по музыкальному развитию «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников посредством музыки» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Попова Татьяна Михайловна | |||
07.12.2023 10:22 | |||
Консультация для молодых специалистов осуществляющих деятельность по музыкальному развитию «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников посредством музыки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара «Челядьöс сöвмöдан 105 №-а видзанін школаöдз велöдан Сыктывкарса муниципальнöй сьöмкуд учреждение» Подготовил: музыкальный руководитель Высшей квалификационной категории Попова Татьяна Михайловна Сыктывкар, 2023 г. Статья 64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Остановимся и подробнее разберём тему нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством музыки. «Патриотизм» (в переводе с греч.) — «отечество», это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку, традициям, родной земле, культуре…Простыми словами — это любовь к своей стране, нации, культуре, готовность служить Родине, защищать её. Любовь к родному краю, родной культуре, родному городу одна из важнейших задач в воспитании детей. Но как воспитать эту любовь? А начинается она с малого с любви к своей семье, своему дому. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Глобальные изменения произошли в нашей стране за последние десятилетия (переоценка нравственных ценностей, изменилось отношение к событиям истории нашей страны). К сожалению, у многих людей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение граждан и к Родине. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, время, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте эмоции и настроение господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Именно эмоционально- образное восприятие окружающего мира становится основой формирования патриотизма. Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного и патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка, в том числе влияют на формирование патриотических чувств. Цель воспитания чувств патриотизма у дошкольников посредством музыки заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Одной из важнейших задач музыкального воспитания является воспитание «души ребёнка», чтобы дети научились слушать, понимать музыку, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу, эмоционально воспринимать и откликаться на звучание музыки, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка значит она способна и совершенствовать его нравственный и духовный мир. С момента рождения дети инстинктивно и естественно привыкают к окружающей их среде, природе, к быту своего народа. Большие возможности нравственно-патриотического воздействия принадлежат народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят ребенка с обычаями, бытом, трудом, бережным отношением к природе…Народная музыка становится наиболее понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей (игра на музыкальных инструментах, музыкальные подвижные народные игры, хороводы ( «Во саду ли.», «Во поле берёза стояла», «Вербочка- золотая веточка» «Веснянка», танцы, инсценировки.) Звучание народной музыки делает процесс ознакомления с народными ремёслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный» С. Смирновой, народные колыбельные… Любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка дошкольника «Родина» — это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая, затем это близкие, родные ему люди- семья, дом, где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы…Песни о маме, бабушке, семье занимают достойное, ведущее место в музыкальном репертуаре детей. Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке: «Сладкая греза», «Мама» «Баба Яга» (П Чайковский), «Материнские ласки» (А Гречанинов, «Песня Сольвейг» (Э. Григ, а затем и гимн родного города, Гимн России (А Александров). Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Через эмоциональное восприятие музыкальных образов развиваются эмоциональные сопереживания, сочувствие (чувства нежности, радости, заботы, грусти, доброты.) В музыкальном репертуаре много как вокальных произведений ( «Светлячок» Е. Зарицкая, М Пляцковский, «Пропала собака» В Шаинский, «Розовый слон» Г. Горбовский, «Кошка беспородная» А. Пряжников», «Скворушка» А. Потапенко, «Ласточка» А. Шаферан) так и инструментальной музыки ( «Времена года» А. Вивальди, «Осенняя песня», «Ноктюрн» (П. Чайковский, «Альбом для юношества» Р. Шуман, «Три чуда» Н. Римский-Корсаков, «Мотылек» А,Майкопар, «Лебедь» Сен-Санс, доступных старшим дошкольникам по содержанию и эмоциональному восприятию …) Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания занимает тема «Защитники Отечества», которая чрезвычайно любима, в которой идёт прямое сопоставление, олицетворение образов: сильный, храбрый, отважный – это папа, дедушка, старший брат… Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически ( «Будем в армии служить» Ю Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В Шаинского, «Это папочка мой» Е Александровой); из инструментальной музыки ярки по музыкальному содержанию такие произведения: «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского … В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский. «Вот так, постоянно и постепенно расширяясь, эта любовь к близкому, родному переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству» (академик Д. С. Лихачев) Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой! Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
|