Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для молодых специалистов осуществляющих деятельность по музыкальному развитию «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников посредством музыки»
Патриотизм детям
Автор: Попова Татьяна Михайловна   
07.12.2023 10:22

Консультация для молодых специалистов осуществляющих деятельность по музыкальному развитию «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников посредством музыки»Консультация для молодых специалистов осуществляющих деятельность по музыкальному развитию «Воспитание чувств патриотизма у дошкольников посредством музыки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара «Челядьöс сöвмöдан 105 №-а видзанін школаöдз велöдан Сыктывкарса муниципальнöй сьöмкуд учреждение»

Подготовил: музыкальный руководитель Высшей квалификационной категории Попова Татьяна Михайловна Сыктывкар, 2023 г.

Статья 64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

 

Остановимся и подробнее разберём тему нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством музыки.

«Патриотизм» (в переводе с греч.)«отечество», это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку, традициям, родной земле, культуре…Простыми словами — это любовь к своей стране, нации, культуре, готовность служить Родине, защищать её. Любовь к родному краю, родной культуре, родному городу одна из важнейших задач в воспитании детей. Но как воспитать эту любовь? А начинается она с малого с любви к своей семье, своему дому.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Глобальные изменения произошли в нашей стране за последние десятилетия (переоценка нравственных ценностей, изменилось отношение к событиям истории нашей страны). К сожалению, у многих людей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось отношение граждан и к Родине. Возрождение духовно-нравственного воспитания — это шаг к возрождению России.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, время, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В этом возрасте эмоции и настроение господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Именно эмоционально- образное восприятие окружающего мира становится основой формирования патриотизма.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного и патриотического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведение ребенка, в том числе влияют на формирование патриотических чувств.

Цель воспитания чувств патриотизма у дошкольников посредством музыки заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Одной из важнейших задач музыкального воспитания является воспитание «души ребёнка», чтобы дети научились слушать, понимать музыку, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу, эмоционально воспринимать и откликаться на звучание музыки, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка значит она способна и совершенствовать его нравственный и духовный мир.

С момента рождения дети инстинктивно и естественно привыкают к окружающей их среде, природе, к быту своего народа. Большие возможности нравственно-патриотического воздействия принадлежат народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят ребенка с обычаями, бытом, трудом, бережным отношением к природе…Народная музыка становится наиболее понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей (игра на музыкальных инструментах, музыкальные подвижные народные игры, хороводы ( «Во саду ли.», «Во поле берёза стояла», «Вербочка- золотая веточка» «Веснянка», танцы, инсценировки.) Звучание народной музыки делает процесс ознакомления с народными ремёслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный» С. Смирновой, народные колыбельные…

Любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка дошкольника «Родина» — это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая, затем это близкие, родные ему люди- семья, дом, где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы…Песни о маме, бабушке, семье занимают достойное, ведущее место в музыкальном репертуаре детей.

Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке: «Сладкая греза», «Мама» «Баба Яга» (П Чайковский), «Материнские ласки» (А Гречанинов, «Песня Сольвейг» (Э. Григ, а затем и гимн родного города, Гимн России (А Александров).

Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Через эмоциональное восприятие музыкальных образов развиваются эмоциональные сопереживания, сочувствие (чувства нежности, радости, заботы, грусти, доброты.) В музыкальном репертуаре много как вокальных произведений ( «Светлячок» Е. Зарицкая, М Пляцковский, «Пропала собака» В Шаинский, «Розовый слон» Г. Горбовский, «Кошка беспородная» А. Пряжников», «Скворушка» А. Потапенко, «Ласточка» А. Шаферан) так и инструментальной музыки ( «Времена года» А. Вивальди, «Осенняя песня», «Ноктюрн» (П. Чайковский, «Альбом для юношества» Р. Шуман, «Три чуда» Н. Римский-Корсаков, «Мотылек» А,Майкопар, «Лебедь» Сен-Санс, доступных старшим дошкольникам по содержанию и эмоциональному восприятию …)

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания занимает тема «Защитники Отечества», которая чрезвычайно любима, в которой идёт прямое сопоставление, олицетворение образов: сильный, храбрый, отважный – это папа, дедушка, старший брат… Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически ( «Будем в армии служить» Ю Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе» В Шаинского, «Это папочка мой» Е Александровой); из инструментальной музыки ярки по музыкальному содержанию такие произведения: «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского …

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь, эта любовь к близкому, родному переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству» (академик Д. С. Лихачев)

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год