ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Богданова Нина Ивановна Радченко Елена Николаевна | |||
31.10.2023 21:45 | |||
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Аннотация: В статье представлен опыт работы старшей группы МБДОУ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 394 ГОРОДА ДОНЕЦКА» по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Авторы делают вывод, что важнейшим условием повышения эффективности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является создание современной развивающей предметно-пространственной среды. Ключевые слова: патриотизм, традиционные ценности, центр патриотического воспитания, дети дошкольного возраста.
Дошкольное образование в Донецкой Народной Республике является первой ступенью в системе непрерывного общего образования. На основе Конституции Донецкой Народной Республики и законодательства ДНР, с учетом Международной Конвенции ООН о правах ребенка, Государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо наряду с сохранением и укреплением здоровья детей, уделять большое внимание формированию патриотических качеств личности ребенка. Исходя из выше сказанного, одной из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей. Согласно ГОС ДО ДНР развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна быть вариативной, состоять из различных центров, которые дети могут выбирать по собственному желанию. Создание в группах центров патриотического и духовно-нравственного воспитания расширяет опыт ориентировки в окружающем, дает детям представления об истории своего народа; способствует формированию патриотических чувств, традиционных нравственных и духовных ценностей; воспитанию любви к Родине, гордости за ее достижения, желание самоотверженного служения на благо своей Родины. Цель статьи – показать эффективную форму работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Содержание. В соответствии с ГОС ДО ДНР, мы организуем воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы дети, играя, развивались и познавали новое одновременно. Опыт нашей работы показал, что результативность образовательной деятельности по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию с детьми в дошкольном учреждении зависит от качества и разнообразия развивающей предметно-пространственной среды. Именно развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. В старшей групе, нашего дошкольного учреждения наряду с другими развивающими зонами, организованы развивающие центры по патриотическому воспитанию, которые включают в себя: дидактический и учебно-методический материал, игры, альбомы, макеты, книги изготовленные руками детей совместно с родителями, открытки и др. Это помогает педагогам качественно осуществлять воспитательный процесс, в ходе которого у воспитанников формируются сознание, построенное на приоритете национально-государственных ценностей. К сожалению, в своей практике педагоги часто сталкиваются с отсутствием материального обеспечения для создания развивающей предметно-пространственной среды. Для решения этой проблемы мы создаем такие условия, при которых родители чувствуют себя полноценными партнерами образовательного процесса. Семьи наших воспитанников проявляют инициативу в изготовлении, совместно с детьми и педагогами, дидактических пособий, игр развивающего и проблемного характера, красочного демонстрационного и раздаточного материала для организации работы с воспитанниками по духовно-нравственному воспитанию, обновлении материально-технической базы ДОУ. В нашем дошкольном учреждении во всех возрастных группах в системе ведется работа по обогащению центров патриотического и духовно-нравственного воспитания, в которых дидактический и игровой материал подбирается в соответствии с возрастом детей и их уровнем развития, с использованием инновационных технологий в необходимом количестве и свободном доступе для воспитанников. Наполняемость центров осуществляем с участием детей, в связи с этим у малышей повышается интерес, желание играть, формируются традиционные общечеловеческие ценности. Содержание центров патриотического воспитания отражает требования воспитательно-образовательной программы для детей дошкольного возраста «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Дидактический материал структурирован по темам:
Важное место в центре патриотического воспитания занимают лэпбуки- интерактивные папки. Использование лэпбуков привлекает внимание детей, они неоднократно возвращаются к этим папкам, чтобы полистать — поиграть в них, а заодно, незаметно для себя, повторить пройденный материал. Хочется остановиться на интерактивной папке «Защитники земли русской». Эта развивающая папка, в которой подобраны дидактические игры и упражнения о великих русских полководцах. На конкретном примере исторических событий дети знакомятся с героическими подвигами русских людей. Огромное место отведено информации о жизненном подвиге Александра Невского, который служит примером патриотизма для воспитания подрастающего поколения. Имя Александра Невского известно каждому в нашем Отечестве. Князь, талантливый полководец, славный воин, который после своей смерти был канонизирован церковью; его имя продолжает вдохновлять потомков на новые подвиги. Жизнь князя Александра всегда была посвящена высокой цели – служить своей Родине и охранять её от чужеземных захватчиков. Наши дети знают, что князя называют благоверным в память о его верности русскому народу, Православию, своей Отчизне, в тяжёлые годы междоусобных войн среди князей и внешнеполитических конфликтов. В ходе ознакомления с содержанием лэпбука наши дошкольники познакомились с биографией великого русского полководца Александра Невского, историей и бытом русского народа XII столетия, основными историческими событиями. Ребята рассматривали одежду русских воинов, ее назначение, функциональные возможности и материалы, из которых она изготавливалась. Закрепляли названия предметов защиты и оружия русских воинов (шлем, доспехи, кольчуга, меч, копье, палица и т. д.). Беседовали по сюжетным иллюстрациям «Александр. Невская битва.» Проведенная работа, не только познакомила наших дошкольников с биографией Александра Невского, вся жизнь которого была посвящена одной цели — служить Родине и охранять ее от захватчиков. Она вызвала у детей желание быть благородными, сильными, смелыми. Вывод: Мы считаем, что создание лэпбуков духовно-нравственной направленности и размещение их в центрах патриотического воспитания, способствует более эффективному воспитательному процессу. Мы уверены, что наши воспитанники вырастут настоящими хозяевами своей Родины, ответственными, инициативными, умеющими логически анализировать различные жизненные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, помнить подвиг русского народа, рационально, результативно организовать свою деятельность и обеспечить процветание нашей Республики.
|