Нравственно-патриотическое воспитание как основная форма приобщения дошкольников к истории малой родины |
Патриотизм детям | |||
Автор: Хибаба Оксана Анатольевна | |||
29.08.2023 16:40 | |||
Нравственно-патриотическое воспитание как основная форма приобщения дошкольников к истории малой родины Автор: Хибаба О.А., старший воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 97» Сложные социально-политические и экономические процессы, происходящие в нашей стране, привели к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформировали самые устойчивые идеалы, убеждения и взгляды. Размытость современных понятий «патриотизм», «честь», «долг», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о патриотическом воспитании дошкольников для нашего детского сада является приоритетным направлением. Очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте.
Мы формируем у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, даемим возможность почувствовать себя с самых ранних лет патриотами своего Отечества. Целью своей работы мы видимвоспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. При разработке концепции нравственно-патриотического воспитания детей использовали идеи Л.М. Данилиной, Н.Г. Зеленовой, Н.И.Карпухиной,Л. Е. Осиповой, З.Г. Просоловой, и др., позволяющие определить наиболее приемлемые и эффективные способы ознакомлениядошкольников с малой родиной (с учетом современной образовательной практики). Опираясь на современные научные подходы к решению проблемы патриотического воспитания дошкольников, используя системный метод, была разработана технология ознакомления дошкольников с малой родиной, которая ориентирована на повышение значимости формирования патриотических представлений у детей. Для нравственно-патриотического воспитания дошкольников важно правильно определить возрастной этап. Самым благоприятнымявляется старший дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социуму, общественным явлениям. Изучение истории своей малой родины через организацию встреч с ветеранами, воинами срочной военной службы, спортсменами, знаменитыми земляками помогает передать накопленный опыт и поднять чувство гордости за то, что дети являются частью этой великой страны и своего родного края. Работа с детьми была разбита на блоки: Блок «Народные традиции и промыслы»: подготовлена соответствующая развивающая среда, разработан цикл занятий по народным промыслам: «Голубая гжель», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись»; организована выставка в мини-музее «Народные промыслы России» Блок «Культура народов России»: организованы ипроведены встречи с интересными людьми города; дети с родителями посетили музеи, театры, библиотеки, выставки; проведены беседы, занятия, выставки, развлечения с использованием игр народов России. Блок «Мой детский сад» Реализация блока проходила в виде организации краткосрочных проектов: «Неделя детской книги», «Береги здоровье смолоду», «Моя Кубань». Проделанная работа помогла разнообразить жизнь детей в летний период, обогатить ее впечатлениями и положительными эмоциями. Большую роль в формировании гражданственности у воспитанников играет участие во всероссийских акциях:
3)Акция «Посылка солдату» ко Дню защитника Отечества, организованная Благотворительным фондом г. Краснодара «Добро и Дело». Также дети поучаствовали во всероссийском уроке «Эколята – молодые защитники природы». Об эффективности деятельности по распространению результатов проекта можно судить по участию педагогов: в VIII международной практической конференции «Современные ценности дошкольного детства: мировой и отечественный опыт»; в XII открытом краснодарском фестивале педагогических инициатив «Новые идеи – новой школе»; во IIмеждународной научно-практической конференции «Культура родительства и семейные ценности в современном мире»; в международном форуме «Человек, общество, образование: от классиков педагогики к современности», участие в Х федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2023». Проект является частью целенаправленной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и изучению истории родного края. На сегодняшний день не во всех семьях существует преемственность поколений, уделяется мало внимания сохранению истории и традиций своей семьи, отсутствует информация об истории города и края, героических подвигах земляков, поэтому существует необходимость пополнения информационной базы путем систематизации уже имеющихся материалов, которые будут объединены в сборник и предложены дошкольным организациям города Краснодара. Дошкольники должны воспитываться на позитивных примерах своих земляков, знать историю своей малой родины, свои родовые корни и стремиться быть достойными старшего поколения. Вывод Нравственно-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни дошкольников и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка.
|