«Мини-музей в ДОУ как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Головашова Юлия Николаевна Кутузова Ольга Андреевна | |||
30.06.2023 18:31 | |||
«Мини-музей в ДОУ как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» В современных условиях жизни одним из направлений работы, который требует особого внимания с подрастающим поколением — является духовно-нравственное воспитание. Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания патриотизма, любви к большой и малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Дети любого возраста – очень любопытны и любознательны. Они задают взрослым множество вопросов о том, что им интересно. И пока они не получат на свой вопрос ответ, они не перестают задавать вопросы вновь и вновь. Чтобы ответить на все детские «почему», «зачем» и «как», доступнее и проще всего, показать наглядно. Именно музей обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы с детьми, помогает быстрее понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, которые становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывают патриотические чувства и творчество.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому создали «мини-музей». Часть слова «мини», в данном случае, отражаетразмеры экспозиции, определенную ограниченность тематики ну и конечно же возраст детей, для которых они предназначены. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры, способствуют формированию исторического сознания. Роль мини-музея в духовно-нравственном и патриотическом воспитании:
Для расширения кругозора и пополнения знаний воспитанников о важности хлеба в жизни каждого человека на базе МОУ «Начальная школа «Азбука детства» с.Стрелецкое» в старшей разновозрастной группемы решили создать мини – музей «Хлеб- всему голова». Почему именно музей хлеба? Хлеб – символ благополучия и достатка, продукт человеческого труда. Значение хлеба в жизни русского человека трудно переоценить. Он помогал выжить в самые тяжелые времена. Поэтому хлебу отведено главное место на буднем и праздничном столе. Дети, живущие в наше время, даже не задумываются над тем, кто и как трудится для того, чтобы каждый день хлеб оказывался на нашем столе. Создание нашего мини-музея проходило в три этапа: подготовительного, практического и заключительного. На каждом этапе активное участие брали, как педагоги, так воспитанники и их родители. Таким образом, мини-музей, созданный руками не только педагогов, а воспитанников и их родителей, становится интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. На подготовительном этапе мы определились с темой и названием мини-музея, местом его размещения, разработали модель будущей экспозиции. Практический этап самый кропотливый и интересный, поскольку он предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музея. На этом этапе мы занимались сбором экспонатов, их группировкой, оформлением, изготавливалимакеты, подбирали картотеку. На заключительном этапе были подведены итоги работы и открытие нашего мини-музея «Хлеб – всему голова». Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Наш мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Экспонаты мини-музея часто используются в образовательной деятельности, при проведении занятий. Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых. Кутузова Ольга Андреевна, Головашова Юлия Николаевна. Воспитатели МОУ «Начальная школа «Азбука детства» с. Стрелецкое.
|