Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«8 жемчужин дошкольного образования- 2023». Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном образовании
Патриотизм детям
Автор: Велибекова Людмила Казиевна   
24.06.2023 18:31

Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном образовании

«8 жемчужин дошкольного образования- 2023». Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном образовании

В настоящее время патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач современных образовательных учреждений. Потому что отсутствие эффективно функционирующей системы патриотического воспитания и положительных жизненных ориентиров у молодого поколения может привести к серьезным государственным проблемам. Как правило, дошкольный возраст (возрастная категория 4-5 лет) считается наиболее благоприятным для формирования чувства любви к большой и малой Родине, а также активной жизненной позиции. Под патриотическим воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, главной целью которой является формирование у дошкольников ценностных ориентаций и норм поведения гражданина и патриота России [3]. Успех патриотического воспитания детей в возрасте 4-5 лет заключается в способности педагогов четко следовать целям, задачам и принципам указанного воспитания, а также правильном использовании форм и методов работы с дошкольниками и родителями воспитанников.

 

Советский и российский ученый в области педагоги В.А. Сластенин утверждал, что чувство патриотизма включает в себя следующие базовые составляющие:

  1. Когнитивный компонент – это владение дошкольниками доступным их возрасту объемом знаний и представлений о Родине, истории родного края, особенностей жизни народа и т.д.
  2. Эмоциональный компонент представляет собой переживание ребенком положительных чувств и эмоций к своей большой и малой Родине, гордость за боевые и трудовые успехи соотечественников, уважение к историческому прошлому страны, а также стремление участвовать в общественно-полезном труде;
  3. Поведенческий компонент – это осознанное поведение ребенка в различных видах деятельности, демонстрирующее чувство патриотизма, например, оказание помощи пожилым людям, проявление заботы об окружающих, бережное отношение к природе, общественному имуществу и т.п. [7]

Проанализировав ранее сказанное, можно прийти к выводу, что процесс воспитания чувства патриотизма у детей необходимо осуществлять комплексно путем развития и обогащения ключевых компонентов, рассмотренных выше.

Следует отметить, что патриотическое воспитание дошкольников можно рассмотреть в следующих направлениях:

  1. В первую очередь, патриотическое воспитание представляет собой социальное явление, которое напрямую связано с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему поколению. Главная цель такого воспитания – это формирование и развитие личности, способной любить и защищать свою Родину, ценить культурные ценности страны, сохранять и передавать традиции народа и т.д. [6]
  2. Также патриотическое воспитание можно рассмотреть, как комплекс целей и задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными и личностными ценностями. А термин «патриотизм» понимается как важнейшая ценность, которую необходимо понять, осмыслить и принять к руководству во всех сферах жизнедеятельности [2].
  3. Воспитание патриотизма у дошкольников – это процесс непосредственного воздействия на психологию личности, коллектива, а также общества в целом. Педагогу дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) в процессе патриотического воспитания необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей средней возрастной категории (4-5 лет).

Следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание дошкольников должно осуществлять комплексно с физическим, социально-личностным, нравственным развитием детей. Одной из ключевых целей воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности у последних совершать добрые дела и поступки, а также развитие таких качеств, как сочувствие, любознательность, находчивость и т.д.

На сегодняшний день выделяют ряд проблем, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников в возрасте 4-5 лет:

  1. Низкий уровень чувства патриотизма у детей в целом и по каждому базовому компоненту: когнитивному, эмоциональному и поведенческому.
  2. Несоотвествие уровня профессиональных знаний и навыков по патриотическому воспитанию у педагогов и воспитателей необходимым требованиям. Отсутствие консультативной помощи в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников средней возрастной категории.
  3. А также различные трудности в организации взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями воспитанников.

Проанализировав ранее сказанное, было принято решение более подробно рассмотреть вышеуказанные проблемы и предложить перечень мероприятий, направленных на решение данных проблем.

Советский психолог Л.С. Выготский говорил следующее: «нравственные чувства, к которым относится и патриотизм, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания» [4]. В описанном процессе главная роль принадлежит взрослым, т.е. родителям, педагогам и воспитателям.

Мероприятия, направленные на решение ключевых проблем, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников средней возрастной группы.

1. Воспитание у детей чувства любви к родной природе.

Как говорилось ранее, любовь к своей малой Родине и родной природе – это основа воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Цель предложенного мероприятия: научить воспитанников видеть и чувствовать красоту природы, а также стремиться сохранить ее богатства.

Задачи:

  1. Расширить представления детей средней возрастной категории о России, родном крае, городе.
  2. Сформировать чувство привязанности у дошкольников к своему дому, семье, окружающим близким людям.
  3. Систематизировать знания воспитанников о флоре и фауне родного края.

Методы:

  • наглядные (наблюдение);
  • практические (игры, эксперименты);
  • словесные (рассказы, чтение стихотворений, беседы).

Подробное описание мероприятия:

Можно устраивать прогулки в местный парк, экскурсии в различные музеи и т.п. Также, если использовать в работе с дошкольниками такой инструмент как произведения художественной литературы, то впечатления и представления детей о природе родного края будут наполнены глубоким смыслом. При знакомстве с родной природой необходимо акцентировать внимание воспитанников не только на ее красоте и разнообразии, но и неповторимости, особенности (например, определить деревья, которые характерны только для России или отдельного региона и т.п.). Также, чтобы воспитать у дошкольников средней возрастной группы стремление уберечь природу своим трудом, педагогам необходимо организовывать такие мероприятия как кормление птиц, рыбок, уход за комнатными растениями.

2. Воспитание чувства уважения к историческому прошлому страны.

Психологи О.С. Колпачук и И.Г. Добринская отмечают, что в рамках патриотического воспитания педагогам следует рассказывать дошкольникам о событиях прошлого, в частности о событиях Великой Отечественной войны.

Целью данного мероприятия является привитие детям в возрасте 4-5 лет уважения к мужеству и героическим поступкам предков, которые сражались за Родину и отдали свои жизни за мирное небо над головой.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. Развивать чувство уважения к ветеранам и старшему поколению.
  2. Воспитать чувство гордости за историческое прошлое России.
  3. Сформировать уважение к традициям страны.
  4. Расширить знания детей о подвигах героев во время Великой Отечественной войны.

Методы:

  • наглядные (рассматривание иллюстраций в книгах);
  • практические (подвижные и театрализованные игры);
  • словесные (чтение рассказов и стихотворений, посвященных военному времени, беседы с героями-военными).

Описание процесса реализации мероприятия:

Для воспитанников необходимо организовывать экскурсии к мемориалам героям Великой Отечественной войны, рассказывать истории о боевых подвигах соотечественников, а также возлагать вместе с ними цветы к памятникам. При воспитании чувств уважения и признательности к защитникам Родины, педагогу необходимо учитывать интерес детей, проявляемый к Вооруженным силам России: изначально дошкольников привлекает специфика военных ритуалов и красочность военной формы. Далее данный интерес от внешних атрибутов ведет к пониманию более существенных вещей: патриотизма советских солдат, готовности последних защищать Родину и др. Описанный процесс достигается с помощью проведения бесед, чтения стихотворений и рассказов о военном времени. Также дошкольники с восторгом встречают гостей-военных и внимательно слушают их рассказы о подвигах, боевых товарищах, особенностях трудовой деятельности в период Великой Отечественной войны. В процессе патриотического воспитания необходимо организовывать военные игры, такие как: «военный парад», «защитники Отечества», «вертолеты», «полоса препятствий» и др. Главная цель представленных игр – это воспитание у детей следующих качеств: дисциплинированности, внимательности, смелости, дружелюбия и ловкости.

3. Развитие у дошкольников средней возрастной категории чувства уважения к труду.

Знакомя воспитанников с родной страной, педагог в обязательном порядке рассказывает о людях, которые своим трудом создают все, что делает «страну прекрасной, а жизнь народа счастливой» [1].

Цель мероприятия звучит следующим образом: воспитание ответственного отношения ребенка к любому труду и трудолюбия.

Задачи представленного мероприятия:

  1. Ознакомить дошкольников с особенностями труда взрослых.
  2. Воспитать уважение к труду взрослых, а также стремление оказывать посильную помощь.
  3. Развивать интерес к различным профессиям и т.д.

Методы:

  • наглядные (рассматривание иллюстраций в книгах, наблюдение за сотрудниками ДОУ, демонстрация результатов труда взрослых);
  • практические (театрализованные игры);
  • словесные (чтение рассказов и стихотворений, посвященных теме труда).

Подробное описание мероприятия:

Воспитатель отмечает различные изменения, которые происходят вокруг: строятся жилые дома, магазины, спортивные комплексы, детские сады, происходит благоустройство и озеленение городских улиц, дорог и т.д. Дошкольники узнают о слаженном и коллективном характере труда, а также о его культуре. Расширению представлений о трудовой деятельности и углублению чувства уважения детей дошкольного возраста к трудящимся способствует рассматривание иллюстраций и картин, отражающих деятельность людей различных профессий. Необходимо отметить, что тема труда звучит в стихотворениях и песнях, которые исполняют воспитанники на утренниках. Также воспитатели рассказывают дошкольникам о значимости трудовой деятельности родителей, тем самым подчеркивая заботу последних о детях.

Т.к. ребенок дошкольного возраста большую часть времени проводит в ДОУ, где он окружен заботой и вниманием со стороны сотрудников, то в процессе патриотического воспитания у него появляется чувство уважения к труду тех, кто занимается его воспитанием, лечением, а также заботится о чистоте помещений. Воспитатель, который, в свою очередь, организовывает с детьми наблюдение за трудом повара, няни, дворника и других работников учреждения, в полной мере раскрывает воспитанникам смысл и значимость действий вышеупомянутых сотрудников, которые направлены на создание в детском саду уюта, чистоты, обеспечение вкусной едой, а также организацию интересного времяпровождения. Дошкольники должны стремиться беречь результаты трудовой деятельности взрослых и по любой возможности помогать им.

4. Воспитание дошкольников средней возрастной группы интернационалистами.

На сегодняшний день одной из задач любого педагога выступает задача воспитать ребенка интернационалистом.

Цель данного мероприятия: формирование чувства толерантности и уважения к братским народам и их традициям.

В соответствии с поставленной целью определены такие задачи, как:

  1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (дружба, сопереживание, гуманность и т.д.)
  2. Воспитание дружбы между детьми разных национальностей.

Методы:

  • наглядные (рассматривание картинок в книгах);
  • практические (поделки, рисунки, подвижные игры);
  • словесные (чтение стихотворений, сказок, беседы с людьми различных национальностей).

К методам воспитания основ интернационализма относят: чтение рассказов, изучение произведений народов мира (сказок, музыки, танцев), приглашение в ДОУ представителей различных национальностей, проведение игр – «путешествий» (например, воспитанники едут в гости к друзьям в другие страны и везут подарки, или, наоборот, встречают у себя иностранных гостей). Также можно организовывать концерты, на которых дошкольники разных национальностей будут исполнять песни на родном языке, и демонстрировать народные танцы. Следует отметить, что для формирования у дошкольников основ интернационализма, воспитателю необходимо рассказывать о фактах и событиях из жизни страны, которые, в свою очередь, будут отражать дружбу и единство всех народов. Таким образом, дошкольники с помощью наглядных примеров убеждаются в том, что Россия – это многонациональная стана, и народы, проживающие на ее территории дружны.

5. Проведение обучающих мероприятий для воспитателей и педагогов, а также конкурсов на знание истории России.

Цель мероприятия: повышение уровня знаний педагогов о событиях Великой Отечественной войны и подвигах Советского народа.

Задачами мероприятия являются:

  1. Рассмотреть и изучить текстовые и фото — материалы, иллюстрирующие подвиги советских солдат.
  2. Расширить знания об истории и достижениях выдающихся людей родного края.
  3. Укрепить духовную связь между поколениями.

Методы:

  • наглядные (рассматривание иллюстраций);
  • практические (викторины на знание исторических событий);
  • словесные (чтение стихотворений, обучающие мероприятия, беседы с участниками Великой Отечественной войны).

По итогу проведения всех обучающих мероприятий, будет организован конкурс «Я – знаток истории Отечества», по итогам которого победитель получает денежное вознаграждение и почетную грамоту.

6. Организация досуговых и спортивных мероприятий для воспитателей и родителей дошкольников средней возрастной категории.

Целью мероприятия является установление тесного контакта между педагогами, дошкольниками и родителями воспитанников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Привлечь родителей для совместной организации досуговой и спортивной деятельности дошкольников.
  2. Выявить особенности взаимоотношений между родителями и детьми.
  3. Привлечь внимание родителей к учебно-воспитательному процессу.
  4. Воспитать культуру поведения у детей в возрасте 4-5 лет.
  5. Развить коллективистские ценности.

Методы:

  • практические (спортивные соревнования, проектная деятельность, различные выставки);
  • словесные (беседы с родителями).

Примеры мероприятий: конкурсы «Мой папа лучше всех», «Праздник урожая», спортивные соревнования и эстафеты, выставки творческих работ совместные походы и экскурсии, театральные постановки и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что, учитывая возрастные особенности дошкольников средней возрастной категории (4-5 лет), в работе по патриотическому воспитанию требуется широкое применение игровых приемов, которые, в свою очередь, направлены на повышение познавательной активности детей, а также на создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Педагогическими инструментами решения задач воспитания чувства патриотизма у детей выступают: чтение литературных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, проведение бесед, слушание музыкальных произведений и др. Любая тема патриотического воспитания должна подкрепляться различными продуктивными видами деятельности, такими как изготовление поделок, альбомов памяти, лепка, рисование и т.п. А результаты проделанной работы могут быть представлены на утренниках, праздниках.

Также автором работы был предложен ряд мероприятий, которые смогут стать эффективными инструментами в урегулировании главных проблем, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников 4-5 лет.

Список использованных источников:

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников[Текст] / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2017. – 256 с.
  2. Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие [Текст] / Е.Н. Воронова – М.: Гардарики, 2018. – 153 с.
  3. Воротынцева, О. Как научить детей любить Родину [Текст] / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2019. — № 2 – С. 34-36.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2019. – 420 с.
  5. Колпачук, О.С. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Колпачук, И.Г. Добрицкая// Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2016. – С. 66-68.
  6. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание: метод. пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: Творческий центр, 2018. – 215 с.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин и др. – М.: Академия, 2017. – 576 с.

Автор:

- Велибекова Людмила Казиевна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова- на- Дону «Детский сад № 8».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год