«8 жемчужин дошкольного образования- 2023». Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном образовании |
Патриотизм детям | |||
Автор: Велибекова Людмила Казиевна | |||
24.06.2023 18:31 | |||
«8 жемчужин дошкольного образования- 2023». Патриотическое воспитание и традиционные ценности в дошкольном образовании В настоящее время патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач современных образовательных учреждений. Потому что отсутствие эффективно функционирующей системы патриотического воспитания и положительных жизненных ориентиров у молодого поколения может привести к серьезным государственным проблемам. Как правило, дошкольный возраст (возрастная категория 4-5 лет) считается наиболее благоприятным для формирования чувства любви к большой и малой Родине, а также активной жизненной позиции. Под патриотическим воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, главной целью которой является формирование у дошкольников ценностных ориентаций и норм поведения гражданина и патриота России [3]. Успех патриотического воспитания детей в возрасте 4-5 лет заключается в способности педагогов четко следовать целям, задачам и принципам указанного воспитания, а также правильном использовании форм и методов работы с дошкольниками и родителями воспитанников.
Советский и российский ученый в области педагоги В.А. Сластенин утверждал, что чувство патриотизма включает в себя следующие базовые составляющие:
Проанализировав ранее сказанное, можно прийти к выводу, что процесс воспитания чувства патриотизма у детей необходимо осуществлять комплексно путем развития и обогащения ключевых компонентов, рассмотренных выше. Следует отметить, что патриотическое воспитание дошкольников можно рассмотреть в следующих направлениях:
Следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание дошкольников должно осуществлять комплексно с физическим, социально-личностным, нравственным развитием детей. Одной из ключевых целей воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности у последних совершать добрые дела и поступки, а также развитие таких качеств, как сочувствие, любознательность, находчивость и т.д. На сегодняшний день выделяют ряд проблем, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников в возрасте 4-5 лет:
Проанализировав ранее сказанное, было принято решение более подробно рассмотреть вышеуказанные проблемы и предложить перечень мероприятий, направленных на решение данных проблем. Советский психолог Л.С. Выготский говорил следующее: «нравственные чувства, к которым относится и патриотизм, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания» [4]. В описанном процессе главная роль принадлежит взрослым, т.е. родителям, педагогам и воспитателям. Мероприятия, направленные на решение ключевых проблем, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников средней возрастной группы. 1. Воспитание у детей чувства любви к родной природе. Как говорилось ранее, любовь к своей малой Родине и родной природе – это основа воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Цель предложенного мероприятия: научить воспитанников видеть и чувствовать красоту природы, а также стремиться сохранить ее богатства. Задачи:
Методы:
Подробное описание мероприятия: Можно устраивать прогулки в местный парк, экскурсии в различные музеи и т.п. Также, если использовать в работе с дошкольниками такой инструмент как произведения художественной литературы, то впечатления и представления детей о природе родного края будут наполнены глубоким смыслом. При знакомстве с родной природой необходимо акцентировать внимание воспитанников не только на ее красоте и разнообразии, но и неповторимости, особенности (например, определить деревья, которые характерны только для России или отдельного региона и т.п.). Также, чтобы воспитать у дошкольников средней возрастной группы стремление уберечь природу своим трудом, педагогам необходимо организовывать такие мероприятия как кормление птиц, рыбок, уход за комнатными растениями. 2. Воспитание чувства уважения к историческому прошлому страны. Психологи О.С. Колпачук и И.Г. Добринская отмечают, что в рамках патриотического воспитания педагогам следует рассказывать дошкольникам о событиях прошлого, в частности о событиях Великой Отечественной войны. Целью данного мероприятия является привитие детям в возрасте 4-5 лет уважения к мужеству и героическим поступкам предков, которые сражались за Родину и отдали свои жизни за мирное небо над головой. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Методы:
Описание процесса реализации мероприятия: Для воспитанников необходимо организовывать экскурсии к мемориалам героям Великой Отечественной войны, рассказывать истории о боевых подвигах соотечественников, а также возлагать вместе с ними цветы к памятникам. При воспитании чувств уважения и признательности к защитникам Родины, педагогу необходимо учитывать интерес детей, проявляемый к Вооруженным силам России: изначально дошкольников привлекает специфика военных ритуалов и красочность военной формы. Далее данный интерес от внешних атрибутов ведет к пониманию более существенных вещей: патриотизма советских солдат, готовности последних защищать Родину и др. Описанный процесс достигается с помощью проведения бесед, чтения стихотворений и рассказов о военном времени. Также дошкольники с восторгом встречают гостей-военных и внимательно слушают их рассказы о подвигах, боевых товарищах, особенностях трудовой деятельности в период Великой Отечественной войны. В процессе патриотического воспитания необходимо организовывать военные игры, такие как: «военный парад», «защитники Отечества», «вертолеты», «полоса препятствий» и др. Главная цель представленных игр – это воспитание у детей следующих качеств: дисциплинированности, внимательности, смелости, дружелюбия и ловкости. 3. Развитие у дошкольников средней возрастной категории чувства уважения к труду. Знакомя воспитанников с родной страной, педагог в обязательном порядке рассказывает о людях, которые своим трудом создают все, что делает «страну прекрасной, а жизнь народа счастливой» [1]. Цель мероприятия звучит следующим образом: воспитание ответственного отношения ребенка к любому труду и трудолюбия. Задачи представленного мероприятия:
Методы:
Подробное описание мероприятия: Воспитатель отмечает различные изменения, которые происходят вокруг: строятся жилые дома, магазины, спортивные комплексы, детские сады, происходит благоустройство и озеленение городских улиц, дорог и т.д. Дошкольники узнают о слаженном и коллективном характере труда, а также о его культуре. Расширению представлений о трудовой деятельности и углублению чувства уважения детей дошкольного возраста к трудящимся способствует рассматривание иллюстраций и картин, отражающих деятельность людей различных профессий. Необходимо отметить, что тема труда звучит в стихотворениях и песнях, которые исполняют воспитанники на утренниках. Также воспитатели рассказывают дошкольникам о значимости трудовой деятельности родителей, тем самым подчеркивая заботу последних о детях. Т.к. ребенок дошкольного возраста большую часть времени проводит в ДОУ, где он окружен заботой и вниманием со стороны сотрудников, то в процессе патриотического воспитания у него появляется чувство уважения к труду тех, кто занимается его воспитанием, лечением, а также заботится о чистоте помещений. Воспитатель, который, в свою очередь, организовывает с детьми наблюдение за трудом повара, няни, дворника и других работников учреждения, в полной мере раскрывает воспитанникам смысл и значимость действий вышеупомянутых сотрудников, которые направлены на создание в детском саду уюта, чистоты, обеспечение вкусной едой, а также организацию интересного времяпровождения. Дошкольники должны стремиться беречь результаты трудовой деятельности взрослых и по любой возможности помогать им. 4. Воспитание дошкольников средней возрастной группы интернационалистами. На сегодняшний день одной из задач любого педагога выступает задача воспитать ребенка интернационалистом. Цель данного мероприятия: формирование чувства толерантности и уважения к братским народам и их традициям. В соответствии с поставленной целью определены такие задачи, как:
Методы:
К методам воспитания основ интернационализма относят: чтение рассказов, изучение произведений народов мира (сказок, музыки, танцев), приглашение в ДОУ представителей различных национальностей, проведение игр – «путешествий» (например, воспитанники едут в гости к друзьям в другие страны и везут подарки, или, наоборот, встречают у себя иностранных гостей). Также можно организовывать концерты, на которых дошкольники разных национальностей будут исполнять песни на родном языке, и демонстрировать народные танцы. Следует отметить, что для формирования у дошкольников основ интернационализма, воспитателю необходимо рассказывать о фактах и событиях из жизни страны, которые, в свою очередь, будут отражать дружбу и единство всех народов. Таким образом, дошкольники с помощью наглядных примеров убеждаются в том, что Россия – это многонациональная стана, и народы, проживающие на ее территории дружны. 5. Проведение обучающих мероприятий для воспитателей и педагогов, а также конкурсов на знание истории России. Цель мероприятия: повышение уровня знаний педагогов о событиях Великой Отечественной войны и подвигах Советского народа. Задачами мероприятия являются:
Методы:
По итогу проведения всех обучающих мероприятий, будет организован конкурс «Я – знаток истории Отечества», по итогам которого победитель получает денежное вознаграждение и почетную грамоту. 6. Организация досуговых и спортивных мероприятий для воспитателей и родителей дошкольников средней возрастной категории. Целью мероприятия является установление тесного контакта между педагогами, дошкольниками и родителями воспитанников. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Методы:
Примеры мероприятий: конкурсы «Мой папа лучше всех», «Праздник урожая», спортивные соревнования и эстафеты, выставки творческих работ совместные походы и экскурсии, театральные постановки и др. Таким образом, можно сделать вывод, что, учитывая возрастные особенности дошкольников средней возрастной категории (4-5 лет), в работе по патриотическому воспитанию требуется широкое применение игровых приемов, которые, в свою очередь, направлены на повышение познавательной активности детей, а также на создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Педагогическими инструментами решения задач воспитания чувства патриотизма у детей выступают: чтение литературных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, проведение бесед, слушание музыкальных произведений и др. Любая тема патриотического воспитания должна подкрепляться различными продуктивными видами деятельности, такими как изготовление поделок, альбомов памяти, лепка, рисование и т.п. А результаты проделанной работы могут быть представлены на утренниках, праздниках. Также автором работы был предложен ряд мероприятий, которые смогут стать эффективными инструментами в урегулировании главных проблем, связанных с патриотическим воспитанием дошкольников 4-5 лет. Список использованных источников:
Автор: - Велибекова Людмила Казиевна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова- на- Дону «Детский сад № 8».
|