Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
Патриотизм детям
Автор: Сенюкаева Татьяна Викторовна   
26.04.2023 19:59

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Изучение проблемы патриотического воспитания в ДОУ стало особенно актуальным в современных условиях, отличающихся напряженностью международной обстановки. В Указе Президента РФ В.В. Путина от 16. 03. 2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» внимание было акцентировано на развитии деятельности в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в том числе, детей дошкольного возраста.

Нормативно-правовое обеспечение системы патриотического воспитания дошкольников — Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), принятом на основании Приказа Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 21. 01. 2019 № 31, от 08. 11. 2022 № 955) были поставлены цели по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

 

Согласно ФГОС в дошкольных учреждениях должны быть созданы условия для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В соответствии с этим, процесс патриотического воспитания дошкольников должен проходить особенно активно.

Общетеоретические основы патриотического воспитания личности (в педагогическом, психологическом и методологическом аспектах) разработаны в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др.

Основным содержанием патриотического воспитания в ДОУ является формирование у детей чувства любви к Родине, гордости за отечество, знание основ истории родной страны и особенностей географических и природно-климатических особенностей страны. Также в центре внимания патриотического воспитания в ДОУ находится ознакомление дошкольников с героическим прошлым страны. Патриотическое воспитание дошкольников особенно важно, т.к. дети особенно остро интересуются всем новым, легко запоминают информацию. У них ярко выражена способность к сопереживанию.

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников является частью нравственного воспитания детей и способствует их социализации, поскольку патриотизм – это социальное чувство, которое выражается в любви и привязанности к родному краю, народу, его традициям. При этом нравственно-патриотическое воспитание должно включать в себя ряд мероприятий, которые направлены на развитие у детей чувства долга по отношению к своей родной стране, на формирование национального самосознания и готовности защищать свою Родину. Очень важно, чтобы дети начали чувствовать себя гражданами России и осознали, что являются частью народа, почувствовали себя россиянами.

Основной целью патриотического воспитания дошкольников в ДОУ является создание системы патриотического воспитания, формирование у детей высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению своих прямых конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить возможности создания системы патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ;
  2. Проанализировать перспективы повышения качества патриотического воспитания дошкольников в ДОУ;
  3. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма у дошкольников в условиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ должно происходить в нескольких формах: в форме тематических занятий в рамках учебной программы, в форме тематических мероприятий в ДОУ и в форме участия родителей (родственников) детей в их общем духовно-нравственном воспитании.

Патриотическое воспитание детей в ДОУ происходит по плану, в котором предусмотрен ряд тематических занятий и мероприятий, таких как мероприятия, посвященные изучению государственной символики России. Предусмотрены занятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные игры, тематические занятия по изучению истории, традиций родного края, тематические занятия по изучению основных регионов России, ознакомление с историей городов-героев России, ознакомление с историей подвигов героев России.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Занятия патриотической направленности могут проводиться во всех группах ДОУ. Различаются лишь формы подачи информации. Если в младших группах предпочтительнее устраивать тематические игры, то в старшей и подготовительной группе можно проводить тематические занятия, подразумевающие проведение не только игр, но и лекций, бесед. Важно использовать средства художественного творчества (лепки, рисования) и активно применять тематические спортивные игры.

Очень важны тематические занятия по изучению государственной символики, что предусмотрено ФГОС. В ходе таких занятий воспитатели проводят беседы о флаге и гербе Российской Федерации. При помощи аудиовизуальных средств воспитатели должны ознакомить детей с гимном Российской Федерации. Дети должны усвоить основные понятия, связанные с государственной символикой, географическим положением и величиной страны. Можно провести тематические беседы и выставку детских рисунков.

В ДОУ широко используются торжественные мероприятия по патриотическому воспитанию, приуроченные к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации и др. Важно, чтобы дети активно участвовали в подготовке к мероприятиям, под руководством воспитателей разучивали тематические песни и стихотворения, рисовали и создавали аппликации, поделки. Воспитателям целесообразно привлечь коллектив родителей к подготовке к праздникам.

В процессе подготовки к проведению праздничного мероприятия воспитанники ДОУ постепенно узнают историю возникновения праздника, понимают, какому событию он посвящен и с какой целью отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести выставку детских рисунков. Детям также будет интересно коллективное изготовление белых бумажных голубей, символов мира. В преддверие Дня Победы дети могут разучить тематические стихотворения и песни «Катюша» и «День победы» и т.д. С участием родительского коллектива можно организовать встречу с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны или их потомками). Можно провести акцию «Треугольное письмо», в рамках которой дети рисуют или пишут послания своим родителям, бабушкам и дедушкам, с пожеланиями мира, на листах бумаги, которые затем складываются в треугольники и торжественно вручаются родственникам – гостям мероприятия.

Большое значение имеет проведение тематического мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. В ходе подготовки к празднику дети получают представление о необходимости защищать свою Родину от врагов. Мальчики осознают себя будущими мужчинами, воинами. Мероприятие может предваряться подготовкой тематических рисунков, разучиванием песен, танцев, стихотворений военной тематики. Воспитатель может провести беседу о службе в рядах Российской Армии. Также очень перспективно проведение бесед о героях Великой Отечественной войны, об их подвигах. Само мероприятие может включать в себя ряд музыкальных номеров и спортивно-соревновательные конкурсы (веселые эстафеты, конкурсы, розыгрыши призов).

В ходе проведения праздничных мероприятий можно организовать спортивные игры с участием родителей. Например, учащиеся старшей и подготовительной группы совместно с родителями могут играть в военную игру «Зарничка», включающую в себя спортивные эстафеты. Можно провести спортивное мероприятие (например, игру «Богатыри») с веселыми конкурсами (перетягиванием каната, метанием мячиков). Спортивные игры военной тематики формируют чувство коллективизма, патриотизма, развивает интерес к спорту и ЗОЖ.

Уникальность страны складывается из особенностей конкретной республики, области, района, муниципального образования. Поэтому важно проведение тематических занятий и мероприятий кравеведческой тематики, на которых дети узнают историю своего края, своей республики. Узнают об этносах, населяющих Россию и об их культурных и религиозных традициях. Подобные занятия формируют чувство патриотизма и интернационализма. Поэтому важно, чтобы на занятиях в ДОУ патриотическое воспитание детей было подкреплено изучением истории родного края и национальных традиций народов, населяющих Россию. Необходимо, что у дошкольников сложились представления о России как о многонациональной и многоконфессиональной стране.

Таким образом, на основании вышесказанного необходимо сделать ряд выводов. В современных условиях происходит возрождение значения гражданских, патриотических взглядов и убеждений у россиян. Чувство национального самосознания и любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке дошкольными учреждениями, семьёй, и всей системой образования в целом. Патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время должно опираться на национальные традиции родного народа, опыт предшествующих поколений, историю России и конкретного региона. В условиях ДОУ патриотическое воспитание должно проводиться для воспитанников в соответствующих формах согласно их возрасту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 17. 02. 2023 № 26-ФЗ).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 21. 01. 2019 № 31, от 08. 11. 2022 № 955)
  3. Боловнева О.А., Шепилова Н.А. Программа профессиональной готовности педагогов ДОУ к патриотическому воспитанию детей // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.
  4. Рогозина, М. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. В. Рогозина, Н. В. Голозубова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 64-66. — URL: https: //moluch. ru/archive/436/95515/ (дата обращения: 02. 04. 2023).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год