ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Сенюкаева Татьяна Викторовна | |||
26.04.2023 19:59 | |||
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ Изучение проблемы патриотического воспитания в ДОУ стало особенно актуальным в современных условиях, отличающихся напряженностью международной обстановки. В Указе Президента РФ В.В. Путина от 16. 03. 2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» внимание было акцентировано на развитии деятельности в сфере патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в том числе, детей дошкольного возраста. Нормативно-правовое обеспечение системы патриотического воспитания дошкольников — Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), принятом на основании Приказа Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 21. 01. 2019 № 31, от 08. 11. 2022 № 955) были поставлены цели по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Согласно ФГОС в дошкольных учреждениях должны быть созданы условия для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В соответствии с этим, процесс патриотического воспитания дошкольников должен проходить особенно активно. Общетеоретические основы патриотического воспитания личности (в педагогическом, психологическом и методологическом аспектах) разработаны в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и др. Основным содержанием патриотического воспитания в ДОУ является формирование у детей чувства любви к Родине, гордости за отечество, знание основ истории родной страны и особенностей географических и природно-климатических особенностей страны. Также в центре внимания патриотического воспитания в ДОУ находится ознакомление дошкольников с героическим прошлым страны. Патриотическое воспитание дошкольников особенно важно, т.к. дети особенно остро интересуются всем новым, легко запоминают информацию. У них ярко выражена способность к сопереживанию. Поэтому патриотическое воспитание дошкольников является частью нравственного воспитания детей и способствует их социализации, поскольку патриотизм – это социальное чувство, которое выражается в любви и привязанности к родному краю, народу, его традициям. При этом нравственно-патриотическое воспитание должно включать в себя ряд мероприятий, которые направлены на развитие у детей чувства долга по отношению к своей родной стране, на формирование национального самосознания и готовности защищать свою Родину. Очень важно, чтобы дети начали чувствовать себя гражданами России и осознали, что являются частью народа, почувствовали себя россиянами. Основной целью патриотического воспитания дошкольников в ДОУ является создание системы патриотического воспитания, формирование у детей высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению своих прямых конституционных обязанностей. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ должно происходить в нескольких формах: в форме тематических занятий в рамках учебной программы, в форме тематических мероприятий в ДОУ и в форме участия родителей (родственников) детей в их общем духовно-нравственном воспитании. Патриотическое воспитание детей в ДОУ происходит по плану, в котором предусмотрен ряд тематических занятий и мероприятий, таких как мероприятия, посвященные изучению государственной символики России. Предусмотрены занятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные игры, тематические занятия по изучению истории, традиций родного края, тематические занятия по изучению основных регионов России, ознакомление с историей городов-героев России, ознакомление с историей подвигов героев России. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Занятия патриотической направленности могут проводиться во всех группах ДОУ. Различаются лишь формы подачи информации. Если в младших группах предпочтительнее устраивать тематические игры, то в старшей и подготовительной группе можно проводить тематические занятия, подразумевающие проведение не только игр, но и лекций, бесед. Важно использовать средства художественного творчества (лепки, рисования) и активно применять тематические спортивные игры. Очень важны тематические занятия по изучению государственной символики, что предусмотрено ФГОС. В ходе таких занятий воспитатели проводят беседы о флаге и гербе Российской Федерации. При помощи аудиовизуальных средств воспитатели должны ознакомить детей с гимном Российской Федерации. Дети должны усвоить основные понятия, связанные с государственной символикой, географическим положением и величиной страны. Можно провести тематические беседы и выставку детских рисунков. В ДОУ широко используются торжественные мероприятия по патриотическому воспитанию, приуроченные к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации и др. Важно, чтобы дети активно участвовали в подготовке к мероприятиям, под руководством воспитателей разучивали тематические песни и стихотворения, рисовали и создавали аппликации, поделки. Воспитателям целесообразно привлечь коллектив родителей к подготовке к праздникам. В процессе подготовки к проведению праздничного мероприятия воспитанники ДОУ постепенно узнают историю возникновения праздника, понимают, какому событию он посвящен и с какой целью отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести выставку детских рисунков. Детям также будет интересно коллективное изготовление белых бумажных голубей, символов мира. В преддверие Дня Победы дети могут разучить тематические стихотворения и песни «Катюша» и «День победы» и т.д. С участием родительского коллектива можно организовать встречу с интересными людьми (ветеранами Великой Отечественной войны или их потомками). Можно провести акцию «Треугольное письмо», в рамках которой дети рисуют или пишут послания своим родителям, бабушкам и дедушкам, с пожеланиями мира, на листах бумаги, которые затем складываются в треугольники и торжественно вручаются родственникам – гостям мероприятия. Большое значение имеет проведение тематического мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. В ходе подготовки к празднику дети получают представление о необходимости защищать свою Родину от врагов. Мальчики осознают себя будущими мужчинами, воинами. Мероприятие может предваряться подготовкой тематических рисунков, разучиванием песен, танцев, стихотворений военной тематики. Воспитатель может провести беседу о службе в рядах Российской Армии. Также очень перспективно проведение бесед о героях Великой Отечественной войны, об их подвигах. Само мероприятие может включать в себя ряд музыкальных номеров и спортивно-соревновательные конкурсы (веселые эстафеты, конкурсы, розыгрыши призов). В ходе проведения праздничных мероприятий можно организовать спортивные игры с участием родителей. Например, учащиеся старшей и подготовительной группы совместно с родителями могут играть в военную игру «Зарничка», включающую в себя спортивные эстафеты. Можно провести спортивное мероприятие (например, игру «Богатыри») с веселыми конкурсами (перетягиванием каната, метанием мячиков). Спортивные игры военной тематики формируют чувство коллективизма, патриотизма, развивает интерес к спорту и ЗОЖ. Уникальность страны складывается из особенностей конкретной республики, области, района, муниципального образования. Поэтому важно проведение тематических занятий и мероприятий кравеведческой тематики, на которых дети узнают историю своего края, своей республики. Узнают об этносах, населяющих Россию и об их культурных и религиозных традициях. Подобные занятия формируют чувство патриотизма и интернационализма. Поэтому важно, чтобы на занятиях в ДОУ патриотическое воспитание детей было подкреплено изучением истории родного края и национальных традиций народов, населяющих Россию. Необходимо, что у дошкольников сложились представления о России как о многонациональной и многоконфессиональной стране. Таким образом, на основании вышесказанного необходимо сделать ряд выводов. В современных условиях происходит возрождение значения гражданских, патриотических взглядов и убеждений у россиян. Чувство национального самосознания и любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке дошкольными учреждениями, семьёй, и всей системой образования в целом. Патриотическое воспитание дошкольников в настоящее время должно опираться на национальные традиции родного народа, опыт предшествующих поколений, историю России и конкретного региона. В условиях ДОУ патриотическое воспитание должно проводиться для воспитанников в соответствующих формах согласно их возрасту. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|