Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки. |
Патриотизм детям | |||
Автор: "Дыдыкина Римма Васильевна Кондракова Анжела Аркадьевна Балыкова Ольга Андреевна" | |||
18.04.2023 17:20 | |||
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки. МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1028 от 25 ноября 2022г., ведущей задачей дошкольного образования определено «обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами».
Традиционные духовно-нравственные ценности, на основе которых строится воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, это понимание ценности жизни, здоровья, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Средствами реализации поставленных задач являются литература, художественные произведения, архитектура и, конечно, музыка. Нельзя, рассказывая детям о войне, не остановиться на значении музыки, военной песни в стремлении к победе, поддержании боевого духа, связи с родными и близкими. Песня шагала трудными дорогами войны вместе с бойцами, сопровождала их на коротких привалах, звучала в землянках, блиндажах, военных госпиталях. Нами был разработан педагогический проект «Музыка великой Победы», рассчитанный на детей 6-7 лет. Срок реализации проекта февраль-май 2023г. Участниками проекта стали дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников. Цель проекта: Познакомить детей с музыкальными произведениями и их ролью на войне, с песней военных лет. Задачи проекта:
Реализация проекта «Музыка великой Победы» включала ряд этапов.
В ходе данного этапа мы проводили работу с детьми по следующим темам:
Предложили детям прослушать отрывок из симфонии №7 Д. Шостаковича. Она так и называется «Ленинградская». Зал, в Ленинградской филармонии, где исполнялась музыка, был полон, люди стояли, исполнение симфонии транслировалось по радио и громкоговорителям, чтобы музыку услышали все жители города на улицах. Одна из жительниц города написала: «Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь стала продолжаться. Мы воскресли». 5. «Самая известная солдатская песня». Речь шла, конечно, о знаменитой «Катюше», написанной М. Блантером на сл. М. Исаковского. «Катюшу» знают, любят, знают и поют во всем мире. Эта песня является музыкальным символом России. Во время Великой Отечественной войны ласковым именем «Катюша» окрестили боевую машину залпового огня БМ-13, которая наводила панический ужас на фашистов. Мы разучили с детьми эту песню. Воспитанница детского сада Рита К. представила ее на патриотическом флэшмобе «Мужество, честь и отвага», который проходил в МБУК «Дворец культуры городского округа Саранск» в преддверии празднования 23 февраля. 6. «Звучащие памятники героям». Рассказали детям о скульптурных произведениях, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны. Дети познакомились с Мемориалом советскому солдату под г. Ржев, понять характер скульптуры помогла песня Я. Френкеля на сл. Р. Гамзатова «Журавли». Рассмотрели репродукцию скульптуры «Воин-освободитель», установленной в г. Берлине. Познакомили детей с песней Э. Колмановского на сл. К. Ваншенкина «Алёша». Беседа вызвала большой эмоциональный отклик детей, вызвала интерес к памятникам воинам-освободителям. Ребята вместе с родителями принесли фотографии мемориалов, посвященных Победе над врагами, подвигу солдат-освободителей, памяти жертв войны, установленные в разных городов нашей Родины. На основании собранного материала создали альбом «Будем помнить вечно!». 7. «Салют Победы». Прослушали и разучили с детьми песню Д. Тухманова на сл. В. Харитонова «День Победы». Песня создает светлое, радостное, торжественное настроение, вызывает чувство гордости за воинов-победителей. Предложили ребятам подумать над словами песни «Радость со следами на глазах», почему так поется в песне? Вспомнить, где слышали эту песню, какие чувства она вызывает? Обсудили с ребятами иллюстрации и видеофрагменты военных парадов прошлых лет и современных вооруженных сил Российской Федерации. Подготовили своими руками и вручили открытки для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла. В группе была создана «Книга памяти». Дети вместе с родителями приносили фотографии прадедов, воевавших на фронтах Великой Отечественной, работавших на заводах и в колхозах в годы войны. В рамках проекта была проведена консультация для родителей «Этих дней не смолкнет слава», музыкальная викторина «Музыка Победы», с детьми проведена игра-квест «Нам дороги эти позабыть нельзя!». Реализацию проекта «Музыка великой Победы» к 9 мая 2023г. мы закончим праздником, примем участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне, параде к 9 мая, шествии «Бессмертный полк», акциях «Цветы для Ветерана», «Сад Победы», «Поем всем двором». Говоря о результатах проекта, следует отметить его большое воспитательное значение, укрепление семейных традиций, формирование начал патриотического, гражданского воспитания. Организация различных видов деятельности, связующим звеном которых стала музыка, военная песня, способствует воспитанию активной жизненной позиции детей, развитию эмоциональной отзывчивости, познавательного интереса, уважения и бережного отношения к истории Родины и своей семьи. В качестве приложения предлагаем конспект организованной образовательной деятельности по музыкальному развитию для детей 6-7 лет по теме «Музыка военных лет». Литература:
Приложение: Конспект занятия по музыкальному развитию для детей 6-7 лет «Музыка военных лет». Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Цель: создать условия для нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музыки. Задачи:
Методы и приемы: Беседа, рассказ, иллюстрации, технология эдьютеймент. Демонстрационный материал: ИКТ-презентация, картина «Салют над Кремлем», шумовые инструменты, шкатулка, военная форма, муляж костра, платочки четырех цветов, фонограммы музыкальных произведений. Ход занятия: Дети под торжественную музыку входят в зал Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. (Музыкальное приветствие…) Мы пожелали друг другу здоровья. Давайте также дружно поздороваемся со всеми, кто присутствует в этом зале. Дети: «Здравствуйте». Музыкальный руководитель. Много лет тому назад на нашу страну напал жестокий и коварный враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. Она шла долгих четыре года. Храбрые и отважные наши солдаты громили врага на земле, в воздухе и на море. В бой шли танки, били врага «катюши», летели самолеты, плыли корабли, подводные лодки. И вот, наконец, 9 мая 1945 года враг был уничтожен и в главном городе фашистов – Берлине, над их логовом — рейстагом взвился победный красный флаг нашей армии. С тех пор 9 мая наша страна празднует великий праздник – День Победы! Победа над фашистской Германией была давно, тогда еще ваши прабабушки и прадедушки были молодыми. Но до сих пор все люди в нашей стране чтут День Победы, чтут память воинов-победителей. Давайте и мы почтим их память! Прошу всех встать. Положите руку на свое сердце и послушайте, как оно бьется в такт метронома. Объявляю минуту молчания. Музыкальный руководитель: Ребята, какие качества помогли нашим бойцам победить в той войне? Дети: победить врага помогли смелость, упорство, смекалка, отвага. Музыкальный руководитель: А еще помогала победить музыка. Да-да, музыка, песня, танец, музыкальная сказка. А скажите мне, сказки вы любите? А рассказывать вы их умеете? Мы сейчас расскажем сказку. Сказка будет не простая, музыкальная! Музыкальный руководитель: Смотрите, что это? Шкатулка! Давайте заглянем в неё. Что это? Дети: Это музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель: Как называются эти инструменты: дети перечисляют. Как они все вместе называются? Дети: Это шумовые инструменты. Музыкальный руководитель: Возьмите их в руки и послушайте, как они звучат (шумят инструментами). Какие из них мы будем использовать для звуков мира? Дети: Маракасы, свистулька, металлофон. Музыкальный руководитель: А какие бы вы использовали для звуков войны? Дети: Трещотка, барабан, колотушка. Музыкальный руководитель: Приглашаю вас в сказочный мир звуков. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были люди, поживали, добра наживали. В полях шумели колосья — высокие. (Маракасы) Текли реки — полноводные, (Металлофон) Птицы пели в небе высоком. (Свистулька) Люди были счастливые, трудолюбивые, дружные. (Все вместе «звуки мира»). Не понравилось это Злодею германскому, Гитлером звали проклятого. И задумал он, завистник, истребить весь народ. Непокорных — убить, остальных — своими рабами сделать. Летом жарким, утром ранним по земле, по воде и по воздуху погнал он свои полчища поганые на землю, на Землю Советскую. Самолеты вражьи бомбы с неба бросали. (Трещотка) Танки германские землю топтали. (Барабан) Застонала от горя земля Русская. (Колотушка) Горели поля хлебородные, погибали люди невинные. Война началась. (Все вместе «звуки войны»). А жил в той стране Добрый Молодец. Как узнал он про войну, вскочил на коня верного и стал гнать со своими товарищами силу темную с земли родной. Четыре долгих года в сражениях был. (Вместе «звуки войны»). Тяжело было богатырю, но одолел-таки он с товарищами Гитлера, злодея фашистского. Задрожал проклятый — капут ему пришёл и всему войску его поганому. Вернулся Добрый Молодец с Великой Победой и подарил её всем нам! (Все вместе «мирные инструменты»). Вот и сказке – конец. А кто слушал — молодец! Музыкальный руководитель: Вот такая интересная сказка у нас получилась. Какие инструменты нам помогали передать «звуки мира»? А какие «звуки войны»? Наш музыкальный оркестр был дружным, внимательным и поэтому у нас получилось создать интересную музыкальную сказку. Как бы вы ее назвали? Дети: предлагают свои названия. Музыкальный руководитель: Молодцы! Давайте положим инструменты обратно в шкатулку. Вы знаете, очень много музыкальных произведений появилось в дни войны. Скажите, а кто сочинял музыкальные произведения? Музыка бывает разных жанров. Какие жанры вы знаете? Дети: Жанры музыки — песня, танец, марш. Музыкальный руководитель: Сейчас прозвучит первое произведение, слушайте внимательно. Слушание «Прощание славянки», автор В. Агапкин. Музыкальный руководитель: Скажите пожалуйста, к какому жанру относится это произведение? Какая эта музыка по характеру? Дети: торжественная, бодрая, маршевая. Музыкальный руководитель: Мы с вами прослушали марш «Прощание славянки». Автор этого марша Василий Иванович Агапкин. Осенью 1941 года был парад на Красной площади. И наши полки под марш «Прощание славянки» уходили на фронт. А на параде Победы 1945 году этот марш снова прозвучал на Красной площади, а дирижировал оркестром сам Василий Иванович. В Москве даже есть памятник маршу «Прощание славянки». - А какой самый главный атрибут марша? Дети: Главный атрибут марша – ритм, он задается музыкальным инструментом – барабаном. Музыкальный руководитель: Давайте мы будем дружно маршировать под эту музыку. Я буду вашим командиром, буду идти впереди с барабаном. А вы должны маршировать за мной. Дети проходят маршем по залу. Музыкальный руководитель: Как вы считаете, какое настроение передавала эта мелодия солдатам? (Мужественное, боевое, храброе). В годы войны на привалах между боями солдаты собирались около костра. Давайте и мы присядем около нашего «костра». Сейчас мы услышим еще одно произведение военных лет. Слушание первого куплета песни «Дороги», слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова. Музыкальный руководитель: Как называется этот музыкальный жанр? (Песня.) -А что такое песня? (Это такое произведение, которое человек может спеть голосом). Музыкальный руководитель: Какая по характеру песня «Дороги»? (Грустная, задумчивая, задушевная). Музыкальный руководитель: Во время войны были написаны разные произведения: и задушевные, грустные, и те, которые поднимали настроение – бодрые, веселые. Произведение, которое мы сейчас услышим, знают все люди нашей страны – пожилые и молодые. Это гимн мужеству и стойкости нашего народа. Слушание первого куплета песни «Катюша», слова М. Исаковского, музыка М. Блантера. Музыкальный руководитель: Ребята, а это произведение какого жанра? Как вы думаете, могут ли в одном произведении подружиться два жанра? Какие жанры подружились в этом произведении? Дети: В этом произведении подружились песня и танец. Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, вы танцевать любите? Хотите побывать в роли артистов, которые выступают перед нашими бойцами на привале? Раз в песне «Катюша» подружились и песня, и танец, то сейчас мы под неё и станцуем, а если вы знаете слова, то подпевайте. Танец «Катюша». Музыкальный руководитель: У вас так здорово получилось! Вы большие молодцы! Какое настроение у вас после исполнения песни «Катюша»? Дети: Радостное, бодрое, боевое. Музыкальный руководитель. Песни военных лет звучат и сегодня... Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. А где мы слышим песни военных лет? Дети: Мы слышим их по телевизору, на концерте, на военном параде. Музыкальный руководитель: Боец должен внимательным, осторожным, наблюдательным! Важно не ошибиться при выполнении трудного задания! Давайте поиграем в игру «Разноцветные платочки». Эта игра поможет нам быть внимательными. У меня в руках находятся платочки разного цвета, каждый цвет указывает на выполнение определенного действия по сигналу: зеленый – маршировать; желтый – молчать; красный – кричать «Ура!»; синий – хлопать в ладоши. Игра «Разноцветные платочки». Музыкальный руководитель. Молодцы, вы были очень внимательными. Вот, мы с вами совершили путешествие вместе с музыкой в далекое военное время. - Скажите, ребята, что нового вы узнали? - Что вам больше всего запомнилось, понравилось? - О чем бы вы хотели рассказать дома родителям? Ребята, есть в нашей стране замечательная традиция. Вечером 9 мая во всех городах нашей бескрайней Родины зажигаются яркие звезды салюта! Давайте и мы все вместе зажжем над Кремлем праздничный салют! Если у вас сейчас радостное настроение, выбирайте красные, желтые, оранжевые звезды. Если вам грустно – выбирайте синие, голубые, фиолетовые звезды. Посмотрите, как красиво у нас получилось! Какого настроения больше? Молодцы! Музыкальный руководитель: Мне было очень приятно с вами общаться, с такими умными, талантливыми и музыкальными ребятами. Наше увлекательное путешествие подошло к концу, и нам пора прощаться. До свидания, ребята!
|