Мини — музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию детей. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Бессонова Н. А., Абросимова Е. А. | |||
11.04.2023 20:48 | |||
Мини — музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Мы считаем, что патриотическое воспитание – сложный процесс, и развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с самого дошкольного возраста. Так как именно в этот период происходит становление личности человека, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются основы гражданских качеств. Любовь к Родине объединяет в себе такие понятия, как любовь к семье, родному дому, городу и краю, бережное отношение к окружающей природе, интерес к культуре и истории своего народа, уважение ко всему, что создано людьми старшего поколения. В системе дошкольного образования всё больше внимания уделяется патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Мы хотели бы поделиться своим опытом работы по созданию мини-музея в ДОУ.
Работа по созданию мини-музея началась в сентябре 2022 года. С опроса родителей. Было проведено анкетирование с целью — узнать, что родители знают о музеях, как часто посещают музеи с детьми и какие, что могли бы предложить для создания мини-музея в группе. Цель создания мини-музея: Приобщение детей и родителей к истокам традиционной русской народной культуры, её сохранению и возрождению. Чтобы ввести детей в особенный мир прошлого путём познания через предметы русского быта и изделия народных промыслов мы создали мини-музей «Русская горница». Чудесная русская печка, согревает теплом наших ребят, там всегда горит огонёк. Дедушка с бабушкой греются на печке. В углу предметы русского веселья: гармонь, колокольчики. Здесь есть и глиняный горшочек и ухват. «Стиральная машина» и современный утюг в горнице представлены стиральной доской и рядом с ней красуется рубель. Стены горницы украшены рушниками с красивой вышивкой. Ну и, конечно на столе русский самовар с баранками. От созерцания этой картины в группе веет таким домашним теплом, неповторимым уютом. Не оставляем в стороне знакомство ребят с русским национальным костюмом. В музее есть повседневные и праздничные костюмы детей и взрослых. Народные игры «Золотые ворота», «Во поле береза стояла», «Калинка» в русских национальных костюмах всегда у детей вызывают эмоциональный подъём и чувство праздника. Дальше мы разделили мини музей на небольшие зоны. Каждая зона представляет собой маленький отдельный кусочек интересного для детей мира. На одной из полочек мы собрали куклы наших бабушек. В старину существовали свои обычаи и куклы были обрядовые, игровые и обереговые. Продолжают эту зону игрушки. Здесь расписные матрёшки, свистульки, дымковские и каргопольские игрушки. В зоне «Золотые мастера» мы знакомим наших ребят с декоративно-прикладным искусством. Создание этой зоны, как и всех предыдущих, помогает обогатить предметно-развивающую среду, знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать эстетический вкус, расширять кругозор детей. Историю мы любим, её не забываем и промыслы народные тихонько изучаем. О наших декоративно-прикладных промыслах за пределами Родины, знают не по наслышке. Восхищаются не только созданными шедеврами, но и золотыми руками наших мастеров. О них говорят, как о сказочных героинях, эти промыслы настолько прекрасны и не забываемы «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Это национальная гордость, и наши ребята об этом знают. Следующая зона – зона фольклора. Эта зона помогает нам знакомить детей с фольклором, развивать речь детей, воображение, фантазию, прививает любовь к сказке, расширяет кругозор. Здесь же у ребят есть возможность с помощью настольного театра не только поиграть с персонажами но и показать своё «актёрское» мастерство, инсценировать сказку с друзьями. К сожалению из-за недостатка пространства мы объединили две зоны в одну: уголок Патриотического воспитания и зону «Россия – родина моя». Мы продолжаем знакомить детей с историей, культурой, национальными традициями. Здесь же у нас находится литература о легендарном прошлом нашего города Воинской славы. Не забываем и региональный компонент. В нашем мини-музее прошла неделя Саамской культуры. Детей познакомили с саамскими сказками, особенностями быта. Ребята с удовольствием изучали саамские узоры и украшали ими рукавички. Особое внимание мы уделяем созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. В мини музее есть небольшой уголок, где дети могут поиграть с экспонатами, рисовать и лепить. Особенностью нашего мини-музея является участие в его создании не только педагогов, но и детей, и их родителей. Наши дети чувствуют причастность к общему делу. Родители охотно откликаются на наши просьбы и помогают в изготовлении книжек-сказок для малышей. Читают их в группе ребятам во второй половине дня. В работе с родителями используем разные формы: это не только приглашение в мини-музей группы но, и посещение нашего Краеведческого городского музея, анкетирование родителей по теме «Семейные традиции»; «Маршрут выходного дня»; консультации в родительском уголке; беседы; совместная деятельность по изготовлению поделок; проектная деятельность; поисковая деятельность (родители помогают подобрать познавательные статьи из истории города, фото). Так благодаря родителям в нашем мини-музее появились семейные альбомы: семейный отдых, семейные традиции, улицы родного города, памятные места города героя Воинской славы – это новая зона «Наш город сегодня». Запланировано с родителями создать небольшую фильмотеку о городе и природе родного края, презентации для виртуальных путешествий. Ну и конечно чтобы воспитатель помог родителям активизировать и обогащать педагогические и воспитательные умения, он должен работать не только в тесном контакте с семьями воспитанников, но и быть подготовленным и грамотным. Да, необходимо начинать с себя, много читать, искать и сравнивать, знать исторические события. Так, например нужно знать значение многих старо-русских слов. Мы столкнулись со словом онучи (теперь это портянки) ими «пеленали» ногу, прежде чем обуть лапти. И лапти оказываетсяплели не только из липы, (это были повседневные, «липовые» лапти, не на долго), и из более крепких пород деревьев, это были праздничные. Считаем что воспитатель должен уметь использовать и ИКТ. Опыт показывает, что они являются дополнительным источником информации и наглядности, создают условия для поднятия эмоционального настроения, мотивируют родителей и тем самым ускоряют процесс достижения положительных результатов. Они помогают сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными и запоминающими. Презентации помогают побывать в виртуальных путешествиях. В нашем мини-музее мы часто отмечаем праздники чаепитием за самоваром. К этому привыкли не только дети, но и родители. Потому что гостеприимство — это часть русской души. Мы настроены на дальнейший поиск и внедрение в практику наиболее эффективных способов, форм работы и методов по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Воспитатели группы Непоседы, МАДОУ ДСN3 «Умка» г. Полярный Бессонова Н. А., Абросимова Е. А.
|