Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мини — музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию детей.
Патриотизм детям
Автор: Бессонова Н. А., Абросимова Е. А.   
11.04.2023 20:48

Мини — музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию детей.Мини — музей – одна из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию детей.

Мы считаем, что патриотическое воспитание – сложный процесс, и развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с самого дошкольного возраста. Так как именно в этот период происходит становление личности человека, формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются основы гражданских качеств. Любовь к Родине объединяет в себе такие понятия, как любовь к семье, родному дому, городу и краю, бережное отношение к окружающей природе, интерес к культуре и истории своего народа, уважение ко всему, что создано людьми старшего поколения. В системе дошкольного образования всё больше внимания уделяется патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Мы хотели бы поделиться своим опытом работы по созданию мини-музея в ДОУ.

 

Работа по созданию мини-музея началась в сентябре 2022 года. С опроса родителей. Было проведено анкетирование с целью — узнать, что родители знают о музеях, как часто посещают музеи с детьми и какие, что могли бы предложить для создания мини-музея в группе.

Цель создания мини-музея: Приобщение детей и родителей к истокам традиционной русской народной культуры, её сохранению и возрождению.

Чтобы ввести детей в особенный мир прошлого путём познания через предметы русского быта и изделия народных промыслов мы создали мини-музей «Русская горница». Чудесная русская печка, согревает теплом наших ребят, там всегда горит огонёк. Дедушка с бабушкой греются на печке. В углу предметы русского веселья: гармонь, колокольчики. Здесь есть и глиняный горшочек и ухват. «Стиральная машина» и современный утюг в горнице представлены стиральной доской и рядом с ней красуется рубель. Стены горницы украшены рушниками с красивой вышивкой. Ну и, конечно на столе русский самовар с баранками.

 Скачать конспект

От созерцания этой картины в группе веет таким домашним теплом, неповторимым уютом. Не оставляем в стороне знакомство ребят с русским национальным костюмом. В музее есть повседневные и праздничные костюмы детей и взрослых. Народные игры «Золотые ворота», «Во поле береза стояла», «Калинка» в русских национальных костюмах всегда у детей вызывают эмоциональный подъём и чувство праздника.

Дальше мы разделили мини музей на небольшие зоны. Каждая зона представляет собой маленький отдельный кусочек интересного для детей мира.

На одной из полочек мы собрали куклы наших бабушек. В старину существовали свои обычаи и куклы были обрядовые, игровые и обереговые. Продолжают эту зону игрушки. Здесь расписные матрёшки, свистульки, дымковские и каргопольские игрушки.

В зоне «Золотые мастера» мы знакомим наших ребят с декоративно-прикладным искусством. Создание этой зоны, как и всех предыдущих, помогает обогатить предметно-развивающую среду, знакомить детей с изделиями народных мастеров, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать эстетический вкус, расширять кругозор детей. Историю мы любим, её не забываем и промыслы народные тихонько изучаем. О наших декоративно-прикладных промыслах за пределами Родины, знают не по наслышке. Восхищаются не только созданными шедеврами, но и золотыми руками наших мастеров. О них говорят, как о сказочных героинях, эти промыслы настолько прекрасны и не забываемы «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Это национальная гордость, и наши ребята об этом знают.

Следующая зона – зона фольклора. Эта зона помогает нам знакомить детей с фольклором, развивать речь детей, воображение, фантазию, прививает любовь к сказке, расширяет кругозор. Здесь же у ребят есть возможность с помощью настольного театра не только поиграть с персонажами но и показать своё «актёрское» мастерство, инсценировать сказку с друзьями.

К сожалению из-за недостатка пространства мы объединили две зоны в одну: уголок Патриотического воспитания и зону «Россия – родина моя». Мы продолжаем знакомить детей с историей, культурой, национальными традициями. Здесь же у нас находится литература о легендарном прошлом нашего города Воинской славы. Не забываем и региональный компонент. В нашем мини-музее прошла неделя Саамской культуры. Детей познакомили с саамскими сказками, особенностями быта. Ребята с удовольствием изучали саамские узоры и украшали ими рукавички. Особое внимание мы уделяем созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. В мини музее есть небольшой уголок, где дети могут поиграть с экспонатами, рисовать и лепить.

Особенностью нашего мини-музея является участие в его создании не только педагогов, но и детей, и их родителей. Наши дети чувствуют причастность к общему делу. Родители охотно откликаются на наши просьбы и помогают в изготовлении книжек-сказок для малышей. Читают их в группе ребятам во второй половине дня.

В работе с родителями используем разные формы: это не только приглашение в мини-музей группы но, и посещение нашего Краеведческого городского музея, анкетирование родителей по теме «Семейные традиции»; «Маршрут выходного дня»; консультации в родительском уголке; беседы; совместная деятельность по изготовлению поделок; проектная деятельность; поисковая деятельность (родители помогают подобрать познавательные статьи из истории города, фото). Так благодаря родителям в нашем мини-музее появились семейные альбомы: семейный отдых, семейные традиции, улицы родного города, памятные места города героя Воинской славы – это новая зона «Наш город сегодня». Запланировано с родителями создать небольшую фильмотеку о городе и природе родного края, презентации для виртуальных путешествий. Ну и конечно чтобы воспитатель помог родителям активизировать и обогащать педагогические и воспитательные умения, он должен работать не только в тесном контакте с семьями воспитанников, но и быть подготовленным и грамотным. Да, необходимо начинать с себя, много читать, искать и сравнивать, знать исторические события. Так, например нужно знать значение многих старо-русских слов. Мы столкнулись со словом онучи (теперь это портянки) ими «пеленали» ногу, прежде чем обуть лапти. И лапти оказываетсяплели не только из липы, (это были повседневные, «липовые» лапти, не на долго), и из более крепких пород деревьев, это были праздничные. Считаем что воспитатель должен уметь использовать и ИКТ. Опыт показывает, что они являются дополнительным источником информации и наглядности, создают условия для поднятия эмоционального настроения, мотивируют родителей и тем самым ускоряют процесс достижения положительных результатов. Они помогают сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными и запоминающими. Презентации помогают побывать в виртуальных путешествиях.

В нашем мини-музее мы часто отмечаем праздники чаепитием за самоваром. К этому привыкли не только дети, но и родители. Потому что гостеприимство — это часть русской души.

Мы настроены на дальнейший поиск и внедрение в практику наиболее эффективных способов, форм работы и методов по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Воспитатели группы Непоседы, МАДОУ ДСN3 «Умка» г. Полярный

Бессонова Н. А., Абросимова Е. А.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год