Знакомство дошкольников с книжной культурой в рамках нравственно-патриотического воспитания «Читаем детям о войне…» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Маркелова Виктория Михайловна | |||
09.04.2023 11:32 | |||
Знакомство дошкольников с книжной культурой в рамках нравственно-патриотического воспитания «Читаем детям о войне…» Маркелова В.М., воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад № 30» г. Арзамас Нижегородской области «Прошла война, прошла страда, А. Твардовский В последнее время в обществе снижена ценность таких значимых в деле воспитания понятий, как гражданственность, патриотизм, дружба, уважение, терпимость. В связи с этим тревожит одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового понимать и защищать ее. Одной из задач педагога в дошкольном учреждении является воспитание уважительного отношения к своей стране – к России. А, тем самым, и воспитание гражданственности и патриотизма. Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».
Раскрытие перед детьми внутреннего мира, мира чувств и переживаний, воспитание сопереживания, гуманных чувств, таких, как доброта, честность, гражданственность, — вот главная цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Виссарион Григорьевич Белинский подчеркивал, что «чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее». Этому знанию у детей дошкольного возраста способствует художественная литература. Знакомство ребенка с художественным словом начинается с произведений устного народного творчества, а заканчивается в более сознательном возрасте (старшая и подготовительная группы), небольшими, но значимыми стихотворениями и рассказами о родном крае, его историческом пути и современности. Рассмотрим, как представлен патриотический компонент в современных образовательных программах. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2015 год) нацелена на воспитание «в детях патриотических чувств, любви к родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим» [От рождения до школы, с. 13]. В «Федеральной образовательной программе дошкольного образования» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25. 11. 2022 г.) реализуется «обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами». Патриотические чувства не воспитываются у ребенка сами собой. Они начинают формироваться с раннего детства, с любви к маме, папе, семье. Родной дом и двор становится малой родиной ребенка. А, как известно, любовь к большой Родине начинается с любви к Родине малой. Воспитатель обогащает представления ребенка о государственных праздниках, знакомит с традициями, памятными местами, им посвященными, с защитниками и героями Отечества. Этому способствуют разные формы работы как в ходе образовательной, так и внеучебной деятельности. В реализации поставленных образованием задач помогает художественная литература (сказки, повести, рассказы, стихи для детей разного возраста). Хорошая книга – это друг и учитель, который формирует представления ребенка об окружающем мире, учит его общественным моделям поведения (как дружить, как помогать друг другу, как не конфликтовать). Одной из задач, стоящих перед литературой для дошкольников, является воспитание читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. [От рождения до школы, с. 103]. Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне являются одной из составляющих патриотического воспитания. Это стихи Александра Трифоновича Твардовского, Сергея Владимировича Михалкова, рассказы Аркадия Петровича Гайдара, Анатолия Васильевича Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками. Изучив примерный перечень художественных произведений о Великой Отечественной войне для реализации образовательной программы, мы обнаружили, что в детском саду они представлены в малом количестве. Так, в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» мы знакомим детей старшей группы со стихотворением патриотической направленности Зои Александровой «Родина». А подготовительной группы с рассказом Сергея Петровича Алексеева «Первый ночной таран», Евгения Захаровича Воробьева «Обрывок провода». В «Федеральной образовательной программе дошкольного образования» представлен примерный перечень основных праздников и памятных дат, с которыми мы должны будем познакомить детей. Это: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной Армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста; День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; День Победы; День памяти и скорби; День окончания Второй мировой войны; День героев Отечества. В соответствии с ФОП ДО мы будем знакомить детей 6-7 лет со следующими произведениями: Гамзатов Расул Гамзатович «Мой дедушка», Маршак Самуил Яковлевич «Рассказ о неизвестном герое», Алексеев Сергей Петрович «Первый ночной таран», Гайдар Аркадий Петрович «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и о его твердом слове». Детям дошкольного возраста трудны и непонятны не только беседы о войне, но и само ее понимание. Наша задача состоит в том, чтобы объяснить детям смысл войны как борьбы добра со злом. Перед тем как познакомить ребенка с произведением на военную тему, мы готовим его к восприятию темы. Вначале даем небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах и цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны. Рассказываем маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», мы предлагаем ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны. В дошкольных образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа по формированию интереса детей к военной теме: проводятся тематические занятия, на которых читаются произведения художественной литературы по выбору воспитателя, а также продуктивная и театрализованная деятельности. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему, явно недостаточно. Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ века. За основу нами были взяты произведения из «Хрестоматии для детей старшего дошкольного возраста» (сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская, 1983). Так, для дошкольников 5-6 лет программными в детском саду являются произведения:
Для дошкольников 6-7 лет:
Также знакомим детей с произведениями на военную тематику:
Прежде всего, воспитатель преследует задачу научить детей слушать чтеца или рассказчика, слышать чужую речь, запоминать ее содержание и форму. Поэтому занятие по ознакомлению с художественным произведением включает два этапа. На подготовительном этапе мы подготавливаем наглядный материал, изучаем трудные в произношении и непонятные по значению слова. Проводим интонационный разбор произведения и тренируемся в чтении вслух. На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать полюбившиеся им рассказы. Повторение не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка, к глубокому осмыслению событий и поступков героев. Перед чтением можно обратиться к опыту детей, например, напомнить эпизод из их жизни или из жизни родственников, который схож или противоположен описываемому. На втором этапе – непосредственном разборе художественного произведения – мы читаем детям текст, не прерываясь. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, объясняем в начале занятия. Небольшие по размерах произведения воспитатель читает на занятии несколько раз подряд. Но… нельзя допускать, чтобы чтение надоедало детям. Тогда нужно немедленно его завершить. Большое же по размерам произведение мы не повторяем целиком на одном занятии, а перечитываем важные места. Например, в стихотворении Агнии Львовны Барто «На заставе», прежде всего, читаем еще раз вступление, чтобы дети лучше поняли трудность и ответственность пограничной службы и тревожную атмосферу на границе в военное время. При знакомстве с новой книгой мы сначала читаем детям текст, а затем рассматриваем иллюстрации. Важно, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот. Исключением может стать красочная обложка книги, которая вызывает непосредственный к ней интерес. Наглядно отражается тема войны в детских книгах с помощью художников-иллюстраторов. Дети становятся участниками событий тех лет, погружаются в атмосферу военной поры. Художники-иллюстраторы использовали черно-белые рисунки, либо цветные, но бледных оттенков. Персонажей изображали в движении или застывшими в определенных позах, что передавало атмосферу войны, тяжелого и безрадостного времени. Например, к книгам Анатолия Васильевича Митяева было несколько художников-иллюстраторов. Владимир Леонидович Гальдяев свои детские воспоминания о войне передал в иллюстрациях к книге «Подвиг солдата». Петр Наумович Пинкисевич – к книге рассказов «Почему армия всем родная». Григорий Андреевич Сояшников – к рассказу «Мешок овсянки». Юрий Соломонович Гершкович проиллюстрировал книгу Сусанны Михайловны Георгиевской «Галина мама». Юрий Круглов изобразил картины военного быта к книге рассказов Сергея Баруздина «Шел по улице солдат». Юрий Михайлович Шабанов подготовил рисунки к рассказам Бориса Степановича Житкова «Красный командир». Андрей Гаврилович Лысенко – художник-иллюстратор к стихотворению Михаила Исаковского «Здесь похоронен красноармеец». Ирина Архангельская подготовила рисунки к стихотворению Елены Александровны Благининой «Шинель». Алексей Федорович Пахомов – иллюстратор к рассказу Валентины Александровны Осеевой «Андрейка». Метод показа или рассматривания иллюстраций используется нами только после непосредственного чтения произведения для воссоздания целостного образа с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Несомненно, картинка является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным для ребенка, чем слово благодаря своей реальной зримости (Е. А. Флерина). С методической точки зрения иллюстрации способствуют пониманию ребенком текста, раскрывают образ героя, дают оценку событиям. Они открывают дверь в литературный мир и помогают его прочувствовать. Значительная роль в детской книге отводится иллюстрациям. После рассматривания рисунков к прочитанному тексту необходим пересказ услышанного с помощью таких словесных приемов, как опорные вопросы. Тема войны сложна для понимания дошкольниками. С одной стороны, ребенок понимает, что во время войны хорошие люди боролись с плохими, с другой же, ему сложно объяснить, почему люди убивали друг друга, почему разделились на «хороших» и «плохих». Но эта тема обязательно должна быть раскрыта детям, особенно в наше неспокойное время. Надо постараться, чтобы воспитание у детей патриотических и гражданских чувств прочно вошло в жизнь детского сада. И нельзя не отметить роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Список литературы
|