Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Непосредственно образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию на тему «Что такое Родина»
Патриотизм детям
Автор: Графова Татьяна Анатольевна   
09.02.2023 14:52

Непосредственно образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию на тему «Что такое Родина»Непосредственно образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию на тему «Что такое Родина»

Графова Татьяна Анатольевна воспитатель МБОУ «Белоомутская СОШ № 1» (дошкольное отделение) городской округ Луховицы, рп Белоомут

Цель: формирования у детей представления о Родине, о России, о Руси Православной.

Задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через понятия духовного мира.
  • воспитывать в детях чувство любви к Родине: её природе, людям, святыням.
  • содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистичным взглядом на жизнь.

Материал к занятию: красивые, большие фотографии и репродукции русских пейзажистов, слайды о Храмах Белоомута, аудиозапись песни Феодосия Савинова «Родина» ( «Вижу чудное приволье…») и песни на стихотворение А.К. Толстого «Благовест» (музыка протоиерея Игоря Лепешинского и О.Гончарова), «С чего начинается Родина?» (песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского).

Подготовка к занятию:

Стихи о России можно заранее предложить детям для заучивания.

ХОД НОД

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашей стране.

 

- Ребята, как называется наша страна? (Россия).

- А люди, живущие в России? (россияне).

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Ребята, а кто мне скажет, что такое Родина? (ответы детей)

Родина – родная земля, на которой живет мой род, родные – мама, бабушка, папа, братья и сестры. На этой земле жили мои предки.

Рассказ «Родина» (стр. 32 ХР «Добрый мир», книга 3)

Воспитатель: Скажите, почему у человека может быть только одна Родина? (ответы детей)

Совершенно верно. Вы хорошо и правильно сказали, что Родина – это место, где человек родился, где он живет, учится, работает, ходит в детский сад. Но это малая родина. А свою большую Родину мы называем страной. В какой стране мы живем? (Ответы детей.)

Послушайте стихотворение «Что такое Родина?»

Что такое Родина?

Маму я спросила.

Улыбнулась мама,

Повела рукой:

«Это наша Родина,

Милая Россия,

Нет другой на свете

Родины такой!»

Воспитатель: О нашей Родине поэты слагали стихи и песни, художники писали великие картины.

Рассматривание репродукций русских художников о Родине, о природе, о Храмах (по выбору педагога).

Посмотрите на эти фотографии красивых русских пейзажей, вспомните места нашего края, в которых вам приходилось гулять.

- Что мы видим на русских пейзажах?

На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса.

- Есть ли в русском пейзаже что-нибудь пугающее: шумные водопады, холодные горы, заснеженные скалы, тропические джунгли.

Нет, русская природа исполнена спокойствия и тишины.

Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно; печально или радостно?

Дети размышляют, отвечают на вопросы. Воспитатель обобщает детские ответы.

В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость, восторг, благодарность Богу за то, что мы в таких краях живём.

Вот долина: широкая, зеленеющая летом и взращивающая к осени хлеба.

- Какой добродетели, какому доброму качеству может научить внимательного и думающего человека русская долина?

Смирению, щедрости, открытости, простоте.

- Попробуйте объяснить, почему так?

Русская долина открыта ветрам, снегам и солнечным лучам. Она украшена скромным разнотравьем, её простые ромашки, колокольчики и васильки, так дороги нашему сердцу.

Теперь давайте посмотрим на русскую речку: мягко и плавно течёт она. Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на тихие изгибы реки.

- Каким же добрым чертам характера может научить нас русская речка?

Нежности, мягкости, гибкости. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А ещё – обидчивыми, помнящими зло, не умеющими прощать. Пусть наши души будут, как речная вода, которая только на малое время возмутится от брошенного в неё камня. А потом снова становится мирной и спокойной. Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать.

Здесь начинается рай.

Путь наш – полями, лесами…

Всё наше милое – здесь:

Мы и душой и глазами

Смотрим на всё, что тут есть.

- Что же, нам скажут, за диво

Сосны да ели, да рожь…

Так ли уж это красиво,

Так ли уж край наш хорош?

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоёт:

- Всё здесь святое, всё Божье –

Небо, природа, народ!

В правде стоит, а не в силе

Этот намоленный край:

Дивны просторы России:

Здесь начинается рай.

(Виктор Афанасьев).

Воспитатель: Мы говорим с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине. Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей Родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесём его хором:

- Россия, Русь.

Воспитатель: А как называется наша малая Родина? (ответы детей)

Правильно, наша малая родина называется поселок Белоомут. Он стоит на берегу красивой реки под названием Ока.

Вот стихотворение о реке Оке, не берегах которой стоит много старинных русских городов.

Ока

Пусть не так она широка, По реке плывут облака -

Но струится через века Белокипенная краса.

Нестареющая река – Открывается чудо нам,

Удивительная Ока. Отражённое в глади вод, -

Описать её не берусь, Вот Калуга, Рязань, а там

Но целебна её вода Ильи Муромца град встаёт.

И течёт она через Русь, Мы плывём… Ветерок медов…

Поит древние города. Это Русь! Что для нас милей

Вот Белёва монастыри Этих сёл, деревень, садов,

Посреди золотой весны Белых храмов, холмов, полей?

От зари до другой зари Пусть не так она глубока,

В воду смотрятся с крутизны но струится светла, легка,

На другой стороне луга, наша песенная река, -

И темнеют вдали леса… Украшенье Руси – Ока!

(Виктор Афанасьев)

Воспитатель: кроме реки у нас есть еще много достопримечательностей. В Белоомуте есть три действующих Храма: Трехсвятительский, Успенский и Преображенский.

(рассматривание фотографий Храмов на слайдах)

На берегах русских рек и озёр, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русские пейзажи православные храмы. Звон их колоколов много веков оглашал Русскую землю: звал людей на молитву в храм, пробуждал покаянное чувство.

Слушание аудиозаписи песни «Благовест».

Сегодня в России восстанавливаются старые, строятся новые храмы.

А что такое Храм? (ответы детей)

Христиане строили особые дома, посвященные Богу. Храм – это дом божий. По-другому его называют церковь. Самый большой православный Храм в России посвящен Христу Богу. Он называется Храм Христа Спасителя. Он находится в Москве, столице нашей Родины.

(показ слайда)

Воспитатель: О нашей Родине много сложено поговорок и пословиц. Вот послушайте:

  1. Нет краше земли, чем Родина наша.
  2. Родина – мать, умей за нее постоять.
  3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  4. Жить – Родине служить.
  5. Родина поучает – Родина выручает.

Воспитатель: Ребята, русский народ сложил эти пословицы и поговорки о Родине в знак любви и гордости за свою страну.

Завершая наш разговор, давайте нарисуем нашу Родину такой, какая она вам видится: с ее красивыми реками, высокими горами, необъятными просторами. А пока вы будете рисовать, я вам предлагаю послушать песню «С чего начинается Родина?» (песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского)

(Дети рисуют картины)

Использованная литература

  • Добрый мир. Православная культура для малышей. Методические разработки занятий. / Редактор-составитель Л.Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015
  • Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников: монография / Н.В. Космачева. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011. – 158 с.
  • Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015. – 208 с.
  • Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Хрестоматия. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. – М.: Центр поддержки культурно-исторический традиций Отечества, 2015. – 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год