ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Власова Анастасия Михайловна | |||
05.02.2023 12:44 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотическое воспитание, патриотизм, дошкольники, дети, детский сад, воспитательная работа, творчество, Россия. АННОТАЦИЯ: в условиях быстроменяющегося современного мира, который предъявляет к дошкольной воспитательной работе достаточно высокие требования, использование необычных методов и форм в воспитании детей дошкольного возраста становится не фантазией, а реальностью. Статья уделяет особое внимание патриотическому воспитанию, в частности формированию у детей патриотических чувств при помощи творческой деятельности, реализуемой на базе детского сада. Использование творчества в формировании патриотизма среди дошкольников позволяет заложить и развить у них элементарные моральные и нравственные качества, привить любовь и уважение к Родине, сформировать навыки уважительного отношения к окружающим людям, в особенности, к людям старшего возраста.
Прежде всего стоит сказать, что творчество это один из видов деятельности по тем направлениям, которые, согласно ФГОС, реализуются педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения [1]. Именно при помощи творчества дети в детском саду познают окружающий мир, учатся новому, творчество помогает им развивать воображение, активизирует мыслительные процессы и дает возможность самовыражения и проявления уникальности. Не зря же творческая деятельность вводится в воспитательный процесс в самом раннем возрасте, когда у детей только-только начинается процесс становления личности. Мухина В. С. в своей работе о возрастной психологии говорит: «дошкольный возраст это период интенсивного развития психических процессов и процессов познавательной деятельности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения» [4]. В такт ей рассуждает и Урунтаева Г. А., которая считает, что именно «в дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции, приводят к дальнейшему развитию динамики и чувств, обогащению переживаний» [5]. Любая педагогическая технология, направленная на приобщение дошкольников к творчеству, основывается на принципах, прописанных, как мы уже сказали в ФГОС и которые призваны помочь педагогу в организации работы по выбранному направлению. В частности, это принципы гуманизации, учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, личностного взаимодействия педагога и ребенка в процессе приобщения к творчеству, педагогической поддержки, креативности и др. Для формирования у дошкольников патриотических чувств нами была выбрана творческая деятельность, которая помогает в ненавязчивой и понятной форме донести до детей необходимость чтить и беречь историческое наследие страны и уважать старшее поколение. Причем не только своих бабушек и дедушек, но и родителей, педагогов и других взрослых. Отметим, что необходимость взращивать в детях патриотизм прописана в ФГОС, но помимо этого вопросы о необходимости патриотического воспитания чрезвычайно остро стоят в современном мире и решение этих вопросов задача крайне значимая. Ведь текущая политическая ситуация всем нам отчетливо показала, насколько важна в людях сплоченность, наследственность, знание культурных особенностей своего региона, любовь к Родине, к семье, к родному городу. Целью любого дошкольного образовательного учреждения является не только успешное осуществление государственной образовательной политики, но и формирование у детей в ходе ее реализации патриотических чувств, которые позволят им не только уважительно относиться к историческому и культурному наследию России, но и беречь семью, а также быть терпимее к окружающим [3]. Не просто объяснить детям, что такое «патриотизм», ведь это понятие сложное, многогранное и включает в себя массу компонентов и они, подчас, у всех нас разные. Но мы можем через творчество показать детям как важно любить свою страну, свой город, свою семью. Ведь именно такие, незначительные на первый взгляд деяния и формируют впоследствии патриотически настроенного человека. Человека, уважающего себя и своих родных, человека, который способен принять взвешенное решение и сделать важный выбор, даже если этот выбор непростой. В этом году дети нашей группы своими руками заранее создали аппликации для пап и дедушек, которые и будут дарить им на 23 февраля. Создавая аппликации, дети не только задействовали воображение и креативность, они вносили в работу частичку себя, что делает созданную ими аппликацию уникальной и ценной с моральной точки зрения, ведь готовили они ее для близких людей. Отметим также, что дети в работе проявили внимание, усидчивость, аккуратность, ведь они готовили не просто рядовую аппликацию, а подарок, причем подарок к значимому для многих празднику. Актуальность использования творческой деятельности при формировании у дошкольников патриотических чувств находит подтверждение и в работе Алешиной Н. В., которая среди принципов работы по описанной ею технологии нравственно-патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выделяет, в частности принцип гуманно-творческой направленности, обеспечивающий детям получение элементарных знаний о культуре и истории своего народа посредством использования разнообразных творческих элементов, в том числе воображения, фантазирования, креативности и т.д. [2]. В заключение скажем, что патриотическое воспитание это не только заслуга и обязанность детского сада и педагогов, в этом вопросе крайне важна заинтересованность и помощь родителей, а также старших членов семьи. Именно взаимодействие ДОУ и семьи позволит педагогам наиболее комфортно приобщить детей к патриотизму, сформировать у них элементарные патриотические чувства, которые в дальнейшем помогут им в жизненном развитии и личностном становлении. Список использованных источников
Приложение
|