Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Патриотическое воспитание дошкольников: проблемы, традиции, потенциал
Патриотизм детям
Автор: Манаева Елена Петровна   
04.01.2023 10:00

Патриотическое воспитание дошкольников: проблемы, традиции, потенциалПатриотическое воспитание дошкольников: проблемы, традиции, потенциал

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков

Проблема переосмысления патриотического воспитания по сей день является актуальной. Это объясняется рядом причин, которые характеризуются тем, что происходит дискредитация не только организации патриотического воспитания, но и самой идеи воспитания личности патриота. Уменьшение внимания государства к проблемам воспитания подрастающего поколения привело к ослаблению работы дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию.

 

Патриотическое воспитание – это взаимодействие педагога и детей, направленное на раскрытие и формирование общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, родной природы, воспитание чувства сопричастности

Воспитание дошкольников в духе патриотизма, основанное на традициях народной педагогики, является сложным, системным и последовательным педагогическим процессом, направленным на приобщение к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его традициям и обычаям.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к вековым корням.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачей педагогов является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование у него бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским народным традициям; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн), воспитание преданности и любви к своему Отечеству, своему народу, гордость за их прошлое и настоящее. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые с рождения связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Очень важно осознать именно духовно-нравственную природу патриотизма. Поможет нам в этом мощный, многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал русской культурной традиции. Ведь в ходе своего тысячелетнего формирования наша традиция вобрала в себя все "разумное, доброе, вечное". Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции. Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства 2. Воспитательная роль этих ценностей в детском саду реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, и благоверный князь Александр Невский, знаменитый князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы — А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Устное народное творчество — богатейший материал для патриотического воспитания. Самые короткие — пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях — в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей — песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей, да и для многих взрослых, остается народная сказка. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, уважение, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества формируют любовь к традициям своего народа, и способствуют развитию у детей чувства патриотизма. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Былины — особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин, как нельзя лучше, подходит патриотического воспитания. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»

Стихи и рассказы о природе — изучаются с целью ознакомления детей с природой и восприятия ее как части живого, чувствительного мира, что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости и восхищения ею. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Стихи о Великой Отечественной Войне — являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе — являются высокохудожественным средством воспитания.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны

Рассказы о родном городе и столице России — отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Немногие родители находят время посетить с детьми Кремль, музеи, памятные и историческим места столицы. Но детям, для развития гордости за свою страну. для знания ее особенностей и достоинств, нужны знания. В этом случае педагогу помогают книги. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. Но особенность русских народных игр, в том, что они имеют нравственную основу. Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники можно воздействовать на эмоциональную сферу детей. Большим педагогическим потенциалом в области патриотического воспитания обладает народная традиция. Она выступает как коллективная память народа. Воспитывает преданное отношение к малой Родине, семье, родной природе, формирует чувство национальной гордости. Специфика традиций народного воспитания в том, что они позволяют воздействовать на детей с раннего возраста, вызывая чувства, представления, убеждения, формируя патриотическое сознание.

Народное воспитание имеет одно большое преимущество — оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков — мужчин-защитников, а из девочек — женщин-матерей.

И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности — основа будущего патриотизма.

  1. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни – М., 1982 г.
  2. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 1996 г.
  3. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград, 2008 г.
  4. Чудовская И. Русские былины. М., 2004г.
  5. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., — М., 2006.
  6. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. — М., 2006.
  7. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., — М., 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год