Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных условиях
- Клементьева Наталия Евгеньевна старший воспитатель
- Романова Ирина Викторовна музыкальный руководитель
- Иванов Андрей Николаевич Инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №76» г. Чебоксары
Воспитание патриотизма — это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Скачать конспект
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.
С этой целью в МБДОУ «Детский сад №76» г. Чебоксары реализуется технология «Живет повсюду красота».
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России как о родной стране.
В основу реализации данной технологии по нравственно – патриотическому воспитанию детей 5 – 7 лет положены следующие принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура;
- принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- примени занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Вашему вниманию представляется конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» на тему «Три богатыря» для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Образовательные задачи:
- Воспитывать физические качества (ловкость, быстроту) координационные способности
- Укреплять мышцы рук, ног, туловища
Развивающие задачи:
- Развивать точность.
- Развитие двигательных качеств быстроты, силы, координационных способностей- ловкости.
- Развивать восприятие, внимание
Воспитательные задачи:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
- Познакомить детей с репродукцией картины В.М. Васнецова «Богатыри».
- Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Воспитывать интерес к истории России и своего родного края.
Оборудование: Ноутбук, колонка, гантели, координационная лестница, обручи, мешочки, солнышко, гимнастические коврики.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Физическое развитие».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал в спортивной форме.
Инструктор по физической культуре: Здравствуйте ребята! Поприветствуем всех кто собрался в этом зале.
(Мотивационный элемент вовлечение детей в процесс занятия)
Инструктор по физической культуре: Давным-давно много лет назад, когда наше государство было ещё совсем маленькой и называлась она Русь, на неё нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? (Ответы детей) Конечно же богатыри. Богатыри какие у нас были? (ответы детей). А каких богатырей мы знаем? (Ответы детей) Появляется слайд — 3 Богатыря Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Хочу предложить вам совершить путешествие в древнюю Русь, на чем бы вы хотели отправиться в путешествие? (Ответы детей). (Появляется слайд машина времени) и мы отправляемся в древнюю Русь. (Появляется слайд Древняя Русь) Каждый ребенок мечтал стать богатырем. Попробуем сделать это и мы. Попробуем? (ответы детей) тогда в путь.
Части занятия
|
Задачи
|
Содержание
|
Дозировка
|
Организационно-методические указания
|
Вводная
|
Способствовать правильному формированию осанки и стопы
Подготовить организм детей
|
- Ходьба в колонне по одному
- Ходьба на носочках руки наверх
- Обычная ходьба
- Ходьба на пятках руки на плечи
- Обычная ходьба
- Ходьба с приседанием на одно колено
- Обычная ходьба
- Приготовились к бегу (руки согнули в локтях)
- Бег обычный
- Правым боком
- Бег обычный
- Левым боком
- Бег обычный
- Бег с высоким поднимаем колен
- Бег обычный
- Захлёст голени назад, руки за спиной
- Бег обычный
- Обычная ходьба, восстановление дыхание (3-4раза)
|
4-5мин.
1кр.
1кр.
1кр.
1 кр.
(медленный бег до 1 минуты 30 сек.)
1 кр.
1кр.
|
Следить за осанкой, за дистанцией (2-3 шага)
Следить за правильным выполнением дыхательного упражнения
|
Основная
|
Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения;
Укреплять мышцы рук, ног, туловища;
Закреплять умения: в точности попадания в цель
|
Инструктор по физ.культуре: Каждый богатырь, чтобы быть сильным и отважным каждый день тренировался, выполнял физические упражнения. И мы с вами сейчас попробуем. (перестроение на ОРУ).
- Берем гантели, держим гантели в обеих руках.
- Строимся в три колонны
Комплекс О.Р.У. с гантелями (под музыкальное сопровождение Богатырская сила mp3.)
1 куплет:
- И.п. ноги врозь, круговое движение руками в бок попеременно
- И.п. ноги врозь, повороты в бок по переменно
Припев:
- Легкий бег
- И.п. ноги вместе, руки перед собой согнуты в локтях (прыжковая часть)
- Прыжки руки ноги в стороны
- Прыжки с поочередным взмахом рук и с преставлением ног поочередно
2 куплет:
- И.п. ноги в сторону руки вперед сгибание ног по переменно
- И.п. ноги в сторону руки вперед повороты со сгибанием колено переменно
Припев:
- И.п. ноги вместе, руки перед собой согнуты в локтях (прыжковая часть)
- Прыжки руки ноги в стороны
- Прыжки с поочередным взмахом рук и с преставлением ног поочередно
- Прыжки с поворотом в обе стороны
- Восстановление дыхание
Инструктор по физ.культуре: Молодцы! Отправляемся дальше.
Посмотрите, ребята! Впереди «Богатырское поле». Здесь настоящие богатыри показывали свою удаль и мастерство. Вы хотите попробовать стать настоящими богатырями?
Основные движения (групповой способ организации детей)
Инструктор по Ф.К.: Первое препятствие «ходьба в упоре лежа по координационной лестнице»
- Ходьба в упоре лежа по координационной лестнице, ноги прямые
Инструктор по Ф.К.: Второе препятствие – «Прыжковая часть»
Перепрыгиваем через координационную лестницу;
Ходьба гусиным шагом через координационную лестницу; (с усложнением)
Инструктор по Ф.К.: Третье препятствие – «Попади в мишень».
- Бросание мешочек в обруч;
- Бросание мешочек в обруч с кеглей; (с усложнением)
Инструктор по Ф.К.: Молодцы, ребята! Я хочу открыть вам один секрет: Богатыри очень любили играть в подвижные игры. А вы хотите поучаствовать в настоящей богатырской игре?
Подвижная игра: «Солнышко» (По легенде «Как богатыри спасали солнце»)
Среди игроков выбирают водящего – солнышко, остальные встают в круг. В центре круга располагается водящий. Игроки берутся за руки и водят хоровод:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима – теплее,
А весна - милее.
Затем игроки подходят к солнцу. Водящий говорит: «Горячо!» - и догоняет их.
Правила игры. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим, и игра продолжается.
|
20-25 мин
(4 раз)
(4 раз)
(8 раз)
(8 раз)
(4 раз)
(4 раз)
(8 раз)
(8 раз)
(2 раза)
(2-4раза)
(2-3 раза)
(2-3 раза)
(2-3раза)
(2-4раза)
|
Следить за осанкой и правильностью выполнения движений
сохранять равновесие при ходьбе в усложненной ситуации
развивать точность при передаче мяча
|
Заключительная
|
Рефлексия
|
(в шахматном порядке)
Релаксация: (Дошколята представляют, где бы они хотели оказаться больше всего на свете.)
Инструктор по Ф.К: А нам уже пора возвращаться в детский сад. Садимся на машину времени (звучит музыка).
|
2-3 минуты
|
|
|
|
Инструктор по Ф.К: Вот мы и в детском саду. Скажите пожалуйста, ребята, вам понравилось путешествовать по Древней Руси? А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
(ответы детей)
Инструктор по Ф.К.: Замечательно! Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были смелыми, ловкими, сильными и отважными, как настоящие богатыри. И я хочу наградить вас за это богатырскими медалями.
Дети идут в группу под музыкальное сопровождение.
|
|
Выслушиваются ответы детей
|
Предлагаемая нами технология предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5 – 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации. Результатом освоения программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, нравственно-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
|