Проект «Мы будем помнить…» для детей дошкольного возраста |
Патриотизм детям | |||
Автор: Залазаева Юлия Дмитриевна | |||
01.10.2022 09:05 | |||
Проект «Мы будем помнить…» для детей дошкольного возраста Методическая разработка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 378» городского округа Самара 443111 г. Самара, Московское шоссе, 87 «А». Телефон 951-37-15 Автор: Залазаева Юлия Дмитриевна г. Самара, 2022 Аннотация: Сегодня патриотизм — важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее охранения и возрождения. Мы должны способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир. Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из художественных произведений советской литературы, сведениях о героях из семейного альбома. Необходимо донести ребёнку главную мысль: «Война — это плохо и страшно, и мы не хотим, чтоб она повторилась». С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны, поэтому гражданско-патриотическое воспитание является актуальной проблемой подрастающего поколения, не все родители уделяют должное внимания данной теме, что воспоминания об этих людях и о событиях должны сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Основная идея проекта – это формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотической сопричастности к своему народу, восстановление утраченных связей поколениями. Сформировать у детей дошкольного возраста гражданско-патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям. Практическая значимость – определяется использованием в практической деятельности форм, способов, приемов присущих детям дошкольного возраста, интеграцией различных направлений и технологий. Данный опыт может быть использован педагогами, специалистами дошкольных образовательных организаций. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Предоставляю вам проект «Мы будем помнить…» для детей дошкольного возраста как эффективную форму по приобщению родителей к вопросу воспитания гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста по сохранению преемственности поколений и формирования представлений о Великой Отечественной войне. Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств, гордости за свою Родину. Задачи:
Содержательный компонент модели Говоря о воспитании гражданственности, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины. Чувство гражданственности не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими качествами обогатят. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности. Внимание патриотическому воспитанию уделено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так как дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, можно говорить о предпосылках становления гражданской идентичности личности уже на ступени дошкольного образования. Модель патриотического воспитания дошкольников помогает обеспечить целенаправленное формирование у воспитанников активной позиции, чувство принадлежности к своей стране и ее народу. Формирование гражданской идентичности осуществляется в разнообразных по содержанию, формах, способах организации деятельности детей. К эффективным средствам воспитания гражданской идентичности во всех сферах деятельности относятся различные исследовательские технологии и, прежде всего, технология проектной деятельности, связанная с выявлением и удовлетворением потребностей воспитанников посредством проектирования и создания конкретного продукта. Это творческая работа по решению социально важной практической задачи, цели которой определяются и реализуются самими детьми. Совместно с воспитанниками и родителями реализовали проект «Мы будем помнить…» для детей дошкольного возраста». Данная технология позволила охватить наибольшую сферу деятельности. В неё входит и работа с детьми, и работа с родителями, наглядным материалом становятся фотодокументы, архивные сведения, воспоминания бывших участников войны, и что самое ценное – дети вместе со взрослыми заняты поисковой деятельностью. На наглядных примерах, конкретных делах, дети подводятся к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Родину, и что память о них жива и по сей день, что в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Дети узнают, что любой подвиг правительство оценило по достоинству определенной наградой: медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» «За оборону Москвы»; орденом Красной звезды, орденом Красного Знамени, орденом Славы… Формирование гражданско-патриотических чувств моих воспитанников успешно осуществлялось и в непосредственно образовательной деятельности. Проведен цикл таких мероприятий: «Москва героическая», Мой город в дни войны», «День защитника Отечества». Проведены беседы: «Что такое героизм?», «Дети в годы войны», Боевая слава земляков», «День Победы», в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной Войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск Российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике, что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников. Создавала условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах деятельности. Предоставляла возможность самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепка. Рисования и т. д. Дети рисовали на темы: «Наша Армия», «День Победы», «Военная техника». В процессе реализации проекта дети учились отыскивать информацию, учились взаимопониманию, взаимопомощи, чувству сопереживанию. Для меня было важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому мне помогали такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, игровые приемы. Мощным средством воспитания дошкольников, на мой взгляд, является художественная литература. Совместно с детской библиотекой проводили беседы и читали книги о войне. Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека, так как авторы книг сумели передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет. Велась работа с детьми по разучиванию стихотворений на военную тематику. Мои воспитанники приняли участие в городском конкурсе на лучшего чтеца «Я читаю о войне». В работе с родителями я внедряю образовательные маршруты. Благодаря Интернет-ресурсам они могут окунуться вместе с ребёнком в прошлое и вернуться в настоящее. Родители были впечатлены увиденным. Соизмерив все факты, можно сказать уверенно, что наше поколение и поколение наших детей будет помнить всех, кто подарил нам жизнь, детство и прекрасное завтра! Традиционной уже формой работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем ДОУ стало мероприятие с участием родителей, педагогов и детей — военно-патриотическая квест-игра «В поисках похищенных военных свертков». Педагоги вместе с воспитанниками и их родителями проходят все этапы игры по заданному маршруту. После прохождения испытаний воспитанники строят «живой» крейсер «Аврору», «плывут» до берега и находят свертки. Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива. Мне было важно показать детям, что папы служили в армии, были доблестными солдатами, честно выполняли свой долг перед Родиной. Активное привлечение семей к патриотическому воспитанию позволило закрепить у детей представление об общественном долге перед Родиной, чувство гордости за своих родителей, за российскую армию, вызвать у детей желания быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Дома родители совместно с детьми рассматривали фотографии из семейных альбомов, знакомили детей с боевыми страницами жизни прадедушек, прабабушек. Родители обращали внимание какими они были мужественными, храбрыми. Затем дети рассказывали об этом своим сверстникам. В ходе работы закреплялся навык составления рассказа истории своей семьи во время Великой Отечественной войны, формировался интерес к истории своей страны, своей семьи, формировалось уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла. В результате проделанной работы была оформлена «Стена славы» в фойе детского сада. Для ветеранов, гостей, родителей прошел праздник, посвященный Дню Победы «Сохраним в сердцах своих память вечную о них!». Дети показали сформированное взрослыми эмоционально-ценностное отношение к переживаниям событиям Великой Отечественной войны: дети пели песни военных лет, проникновенно читали стихи о войне, драматизировали отрывки из художественных произведений, исполняли танцевальные композиции. Завершился праздник экскурсией к «Стене славы», воспитанники вместе со взрослыми почтили героев минутой молчания. Проблемы при реализации модели В настоящее время по формированию Гражданина России актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, зачастую, вызывают лишь недоумение или предпочтение отдается интеллектуальному развитию детей. Анализируя работу, я пришла к выводу, что слабым звеном в патриотическом воспитании детей является семья, ведь родители служат нравственным образцом для своих детей. Поэтому в дальнейшем работа будет продолжена по вовлечению родителей в образовательную деятельность на основе выявления поддержки инициатив семьи через организацию клуба «Поклонимся великим тем годам». Результативный компонент модели Анализируя полученные результаты работы, можно сделать следующий вывод: у воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети с уважением относятся к славным защитникам нашей Родины – войнам Российской Армии. Дети осознали значимость победы в ВОВ для нашего народа. Расширили знания о войне, военной технике, о памятниках и монументах. Вместе с родителями посетили музеи, памятные места, возложили цветы к Вечному огню. Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, было собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек. Литература
|