ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МБДОУ № 46 |
Патриотизм детям | |||
Автор: Тарабрина Нина Павловна | |||
30.09.2022 10:09 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В МБДОУ № 46 Тарабрина Нина Павловна заведующий, МБДОУ № 46, г. Томск Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства, поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, потому что именно тогда закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формируется социальный опыт ребенка. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения к Родине, семье, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства. Начинается такая работа с ознакомления детей с родным краем. Именно здесь формируется социальный опыт жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, приобщение к миру его традиций и культуры.
Одним из основных направлений в работе нашего детского сада уже несколько лет является патриотическое воспитание детей. В своей работе мы используем методическое и нормативно-правовое обеспечение: Конституцию РФ, Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», программу «Детство» и методические пособия «Мы живем в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, Л. Д. Маханевой, «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Л. Д. Маханевой, «Государственные символы России» Т. В. Шепелевой. Главная задача ДОУ формирование гражданско-патриотических чувств, обогащение предметно-развивающей среды игровыми пособиями, атрибутами по данной теме, активное вовлечение родителей в совместную с педагогами деятельность по воспитанию у детей патриотизма. Каждый год разрабатывается перспективный план, в котором выделены три направления по патриотическому воспитанию: «Наш город над Томью», «Земля Сибирская», «Наша родина – Россия». Работа начинается с ознакомления детей с ближайшим окружением: детским садом, улицами, прилегающими к учреждению территориями, микрорайоном. Организуются экскурсии, целевые прогулки где дети видят старое и новое в облике города. После экскурсий проводятся беседы, рассматриваются альбомы «Мой большой и маленький мир», «Город над Томью», дети просматривают видеозаписи «Я люблю свой детский сад», «Мой город» которые формируют у дошкольников положительное отношение к увиденному, развивают и обогащают речь. Знания, полученные в ходе таких мероприятий, закрепляется в творческой, продуктивной деятельности: проводятся занятия по рисованию «Дом в котором я живу», конструированию «Улица родная», лепке «Транспорт нашего города», педагоги организуют выставки «Русские игры и забавы», «Лучше нет родного края», «Путешествие в четыре времени года». Для знакомства с миром родной природы дети посещают краеведческий музей, знакомятся с Красной книгой Томской области, просматривают видеофильмы «Растительный и животный мир Сибири», «Люблю березку русскую». В весенней, летний и осенний периоды воспитанники ухаживают за огородом, садом и цветниками, расположенными на территории детского сада, это способствует воспитанию чувства ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других, гордость за полученный результат. Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, уважать труд людей разных профессий. Расширяя представления детей о труде взрослых, проводим экскурсии в парикмахерскую, магазины, на почту, в поликлинику, которые находятся в шаговой доступности от детского сада. Наблюдая за трудом взрослых, педагоги объясняют смысл действий каждого труженика, в которых проявляются его лучшие качества – трудолюбие, ответственность, чувство долга. Одним из основных направлений в патриотическом воспитании является ознакомление старших дошкольников с государственной символикой. Государственная символика — это часть истории и культуры страны. Воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – герба, флага, гимна остается по-прежнему актуальным. В ДОУ организуется проектная деятельность: «Мы – граждане России», «Наш флаг», «Наш герб», «Наш гимн». В результате работы над проектами дети получают знания о символах России, ощущают духовное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России. В воспитании у детей любви к Родине большую роль играют праздники и развлечения, участие в конкурсах. Так воспитанники нашего детского сада являются постоянными участниками городского фестиваля народного творчества среди детей дошкольного и младшего школьного возраста «Горенка», Всероссийского фестиваля-выставки творческих работ: «Мы помним!», «Ближе к звездам», «День защитника Отечества», «Мир вокруг нас», «Вопросы экологии», городского конкурса «Моя мама самая лучшая», регионального конкурса «Семейная копилка». Участие в них позволяет детям лучше узнать традиции и обычаи своего народа. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна если она ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родители равноправные участники образовательного процесса, формирования личности ребенка, поэтому мы всегда привлекаем их в совместную деятельность. Предлагаем выполнить «домашние задания» — сделать поделки, понаблюдать вместе с детьми, сфотографировать интересные места, значимые мероприятия, поездку на дачу, речку, в лес, сходить к памятникам, составить описательные рассказы своих экскурсий. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию в ДОУ проходит системно и планомерно, любовь к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, интереса к доступным для понимания детей явлениям общественной жизни, осознаний причастности к судьбе Родины.
|