ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ |
Патриотизм детям | |||
Автор: Н. П. Наумова К. В. Дементьева | |||
12.09.2022 11:58 | |||
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ КАДЕТСКОГО КОМПОНЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» Аннотация. В статье рассматриваются инновационные формы внедрения кадетского компонента в дошкольное учреждение. На примере дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» рассматривается процесс внедрение кадетской группы. Ключевые слова: кадеты, патриотизм, воспитание, дошкольники, Родина, Отечество, кадетский компонент, ДОУ
Сегодня политический и социально-экономический уклад жизни общества претерпевает большие изменения. Нравственные и духовные ценности не только ослабеют, но и также наблюдается переориентация на иные ценности. Для гражданина России духовно-нравственные скрепы являются стержнем патриотизма, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Детский возраст является наиболее подходящим для нравственно-патриотического воспитания, но в современных условиях просто обеспечить ребенка необходимым объемом знаний уже недостаточно. Новое время требует инновационных форм и методов дополнительного образования, которые будут соответствовать современным социально-педагогическим реалиям. В настоящее время одним из методов патриотического и духовно-нравственного воспитания является создание кадетской группы в дошкольном учреждении. В силу своего возраста дети особенно пытливы и эмоциональны, поэтому воспитательная работа патриотической направленности дает положительный результат. У ребенка формируется алгоритм социального поведения, мораль и нравственное сознание [3]. В рамках работы по этому направлению наша дошкольная организация использует новую форму работы – организация кадетского движения, целью которой является создание образовательного пространства через установление преемственности между дошкольным учреждением и МОУ «Яснозоренская СОШ». Таким образом, с сентября 2021 года в одной из групп ДОУ был реализован инновационный проект «Юные кадеты» по направлению пограничная служба. Ученики одного из классов МОУ «Яснозоренская СОШ» тоже являются кадетами пограничной службы, а также они наши старшие наставники. Обучающиеся школы оказывают помощь воспитанниками детского сада, приходят на праздники «Посвящение в кадеты», «День кадета». Школа тесно сотрудничает с детским садом по поводу патриотического воспитания, кадетского образования и наставничества. К тому же воспитанники детского сада после выпуска будут продолжать нести кадетскую службу в стенах Яснозоренской школы. В образовательный процесс юных кадетов входит изучение истории кадетского движения в России, этикета. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию и физическому развитию детей. У юных кадетов также существует Положение, которое регламентирует деятельность группы. Помимо положения, у группы есть особая кадетская символика, единая парадная и спортивная форма. флаг – знамя пограничных войск, шеврон пограничных войск, шеврон – эмблема детского сада, заветы кадета. Также у кадетской группы есть репертуар песен: «Когда идет кадет» музыка Д. Елагиной, слова М. Чекиной, «Служить России» музыка Э. Ханок, слова И. Резник [2]. Программа «Юные кадеты» направлена на нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, главными темами которого является гражданственность, патриотизм, любовь к своей семье, малой Родины и Отечеству. Содержание программы направлено на то, чтобы развить у детей мотивацию к изучению своих прав и обязанностей по отношению к себе, родному краю, к участию в общественно-значимых социальных проектах [1]. Главная цель программы – формирование у дошкольников личности гражданина и патриота России, жизненные ценности которого основаны на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества через внедрение кадетского компонента. Так внедрение кадетской группы в дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области» происходило в три этапа: Первый этап – подготовительный. Он состоит из изучения и анализа научно-методической литературы по вопросам опыта работы кадетских классов. Помимо литературы были проанализированы нормативно-правовые документы, а также возможности материально-технической базы ДОУ. Следующим шагом было формирование рабочей группы по реализации проекта. Задачами этой группы было разработать и реализовать вариативный кадетский компонент в содержании образовательной программы, конкретизировать пути, формы и методы реализации проекта, разработать локальные акты, необходимые для реализации проекта [5] Второй этап – основной. Сюда входит создание кадетской группы для детей 4-5 лет. Поиск материальных и кадровых ресурсов для создания кадетской группы в детском саду. Особенно важно создать условия для специальной, самостоятельной и совместной образовательной деятельности, а кроме этого наладить контакт между участниками проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в системе педагог-воспитанник-родитель, в системе детский сад – социум. Реализовать концертно-просветительские, досуговые, спортивные мероприятия в кадетской группе по учебному плану [2]. Третий этап – заключительный. Сюда входит наблюдение за реализацией проекта, подводятся итоги по внедрению кадетского компонента в ДОУ. Отчет о результатах проекта демонстрируется через проведение открытых мероприятий, практико-ориентированных семинаров, публикаций методических материалов в журналах. Главной идей проекта является выбор смыслового содержания, который будет понятен и доступен дошкольникам, для нравственного, патриотического и духовного воспитания детей и взрослых. Идея включает в себя следующие особенности:
Фундаментом кадетского компонента является историческое прошлое страны, это неотделимая частью духовного богатства человека. Кадетский компонент способствует формированию в сознании человека таких базовых национальных ценностей и понятий как: нация, национальное государство, патриотизм, гражданское общество и т.д. Внедрение кадетского компонента в ДОУ происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, а также на основе личностно ориентированных технологий, нацеленных на повышение уровня познавательной деятельности, на формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника. ЛИТЕРАТУРА:
|